Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2002 г. N 5-Г02-73 Решение суда об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству Закона города Москвы от 12.04.2000 г. N 6 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.07.1995 г. N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" оставлено без изменения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2002 г. N 5-Г02-73

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 18 июня 2002 г. гражданское дело по заявлению районной Управы Пресненского района г. Москвы о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению закона города Москвы от 12.04.2000 г. N 6 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.07.1995 г. N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" в части изменения границы Пресненского района, по кассационной жалобе районной Управы Пресненского района г. Москвы на решение Московского городского суда от 15 марта 2002 г., которым в удовлетворении требований районной Управы отказано.

Заслушав доклад судьи К.Ю.Г., выслушав объяснения представителя районной Управы Пресненского района Б.С.Н.; поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителей Московской городской Думы К.С.И., мэра г. Москвы К.Е.Н., возражавших против доводов жалобы, Судебная коллегия установила:

12.04.2000 г. Московской городской Думой был принят закон N 6 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы", которым внесены изменения в статью 4 Закона города Москвы от 5 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" (в редакции Законов города Москвы от 16 июля 1997 года N 32, от 9 сентября 1998 года N 20 и от 12 июля 1999 года N 30) в части описания границ районов Пресненский, Дорогомилово и Филевский парк.

Глава Управы Пресненского района г. Москвы К.А.В. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению указанного закона города Москвы от 12.04.2000 г. N 6 в части описания границы Пресненского района, ссылаясь на то, что данный закон изменяет границы Пресненского района города Москвы и существенно уменьшает его территорию.

Указанный закон г. Москвы принят в нарушение п. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которых предусмотрено, что изменение границ муниципального образования допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Представители Московской городской Думы и Мэра г. Москвы с заявлением не согласны, просили в его удовлетворении отказать, полагая его необоснованным.

Московским городским судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Глава районной Управы, считая, что судом неправильно применен материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суд РФ не находит оснований к ее удовлетворению.

В соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традициях. Изменение границ территории, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом исторических и иных местных традициях. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 г. N 38-ФЗ, от 26.11.1996 г. N 141-ФЗ, от 17.03.1997 г. N 55-ФЗ, от 04.08.2000 г. N 107-ФЗ) территориально-правовой структурой, обеспечивающей реализацию права граждан на местное самоуправление, является муниципальное образование. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 1 указанного Закона). Согласно ст.ст. 12, 13 Закона территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

На внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Население городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

Законом города Москвы от 5 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" (в ред. Законов г. Москвы от 16.07.1997 г. N 32, от 09.09.1998 г. N 20, от 12.07.1999 г. N 30, от 12.04.2000 г. N 6, от 28.06.2000 г. N 17) установлено, что территориальными единицами Москвы являются районы, образуемые с учетом исторических, географических и градостроительных особенностей территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия объектов инженерной инфраструктуры, возможностей управления собственностью города в интересах населения района и города.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.07.1995 г. N 107-ФЗ) территория города Москвы может включать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административно-территориальных единиц, а также внутригородские территории административного управления.

Правовое положение указанных административно-территориальных единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы.

Согласно ст. 18 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", а также ст. 6 Закона города Москвы от 10 марта 1999 года N 13 "О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве" территориальные единицы с особым статусом - историко-культурные, лесопарковые, промышленные зоны, а также территории, используемые для обеспечения городского хозяйства, транспортных коммуникаций, энерго и водоснабжения города Москвы, территории ярмарок, выставок и другие. Территориальная единица с особым статусом, включающая полностью или частично территорию района (районов) города Москвы, образуется Московской городской Думой по представлению мэра Москвы. При этом учет мнения населения муниципальных образований, граничащих с ТЕОС, не предусмотрено.

Границы ТЕОС "Москва-Сити" установлены Законом города Москвы 12 июля 1999 года N 30 "О территориальной единице с особым статусом "Московский международный деловой центр "Москва-Сити" (ст. 19).

Следовательно, обжалуемый заявителем законом не изменял границы Пресненского района, а лишь уточнил его границы с учетом образования в 1999 г. ТЕОС "Москва-Сити" и установления границ ее территории.

Рассматривая заявление районной Управы, суд правильно руководствовался указанными выше правовыми актами и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый закон Москвы не противоречит действующему законодательству.

Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального права применены правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:

решение Московского городского суда от 15 марта 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу районной Управы Пресненского района г. Москвы - без удовлетворения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2002 г. N 5-Г02-73


Текст определения официально опубликован не был