Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2002 г. N 5-Г02-97
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 9 августа 2002 г. гражданское дело по заявлению прокурора города Москвы о признании противоречащими федеральному законодательству п. 2 постановления Правительства Москвы от 15.09.1999 г. N 542 "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в хозяйственных обществах" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 01.02.00 г. N 79, от 27.06.2000 г. N 490) и, утвержденного им Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2), по кассационным жалобам Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы, Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 20 марта 2002 г., которым пункт 2 постановления Правительства Москвы от 15.09.1999 г. N 542 "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города Москвы в хозяйственных обществах" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 01.02.00 г. N 79, от 27.06.2000 г. N 490) и, утвержденного им Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2), признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента их принятия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 15.06.1999 г."
Заслушав доклад судьи К.Ю.Г., выслушав объяснения представителей Правительства Москвы Ч.А.Ю., Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы М.С.И., поддержавших доводы жалоб, заключение прокурора, участвующего в суде первой инстанции, Г.О.Г., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству п. 2 постановления Правительства Москвы от 15.09.1999 г. N 542 "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в хозяйственных обществах" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 01.02.00 г. N 79, от 27.06.2000 г. N 490) и, утвержденного им Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2), указывая на то, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ.
Представитель Правительства Москвы, он же представляя интересы Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы, с требованиями прокурора не согласился.
Представитель Территориального управления по городу Москве и Московской области Министерства по антимонопольной политике заявление прокурора поддержал.
Московским городским судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационных жалобах просят Правительство Москвы и Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к их удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый прокурором пункт 2 постановления Правительства "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в хозяйственных обществах" и, утвержденное им Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственны обществах (приложение N 2), противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не определено в законе.
Аналогичная по содержанию норма содержится в ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 г. N 65-ФЗ, от 24.05.1999 г. N 101-ФЗ, от 07.08.2001 г. N 120-ФЗ), в п. 1 ст. 10 которого указывается, что учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
Такие положения содержит п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14 от 8 февраля 1998 г.
Таким образом, гражданское законодательство устанавливает запрет государственным органам и органам местного самоуправления на участие в акционерном обществе, однако указанный запрет действует только в том случае, если иное не установлено иным федеральным законом.
Частью 2 п. 1.1. Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах подчеркнуто, что порядок создания акционерных обществ в процессе приватизации регламентируется законодательством о приватизации.
В настоящее время действует Федеральный закон N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В остальных случаях создание, реорганизация и ликвидация хозяйственных обществ с участием города Москвы регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", а как указано выше, указанные правовые акты запрещают государственным органам и органам местного самоуправления выступать участниками хозяйственных обществ и быть вкладчиками в товариществах на вере.
Таким образом, вывод суда о противоречии оспариваемых положений Правительства Москвы приведенным положениям Федеральных законов и ГК РФ соответствует материалам дела и является правильным.
Ссылка в жалобах на то, что город Москва, как субъект Российской Федерации, являясь юридическим лицом, через свои органы вправе участвовать в создании акционерных обществ, основан на неправильном толковании норм материального права, а именно ст.ст. 66 п. 4, 124, 125 ГК РФ, т.к. в данном случае речь идет о государственных органах и органах местного самоуправления, в отношении которых в законе имеется запрет выступать учредителями и участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере. Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 20 марта 2002 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Москвы и Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2002 г. N 5-Г02-97
Текст определения официально опубликован не был