Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2002 г. N 51-Г02-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 26 февраля 2002 года гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению постановления администрации Алтайского края от 02.07.2001 г. N 440 "О порядке льготного обеспечения лекарственными средствами населения Алтайского края", по кассационной жалобе администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 26.12.2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.С.В., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г.М.М., полагавшей решение оставлению без изменения, судебная коллегия установила:
постановлением администрации Алтайского края от 02.07.2001 г. N 440 "О порядке льготного обеспечения лекарственными средствами населения Алтайского края" утвержден территориальный Перечень обязательного ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предназначенных для обслуживания амбулаторных больных, в том числе по льготным и бесплатным рецептам в рамках утвержденного Перечня.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению постановления администрации Алтайского края от 02.07.2001 г. N 440 "О порядке льготного обеспечения лекарственными средствами населения Алтайского края", ссылаясь на то, что это постановление противоречит федеральному законодательству, в частности Федеральному закону Российской Федерации "О лекарственных средствах".
Представитель администрации Алтайского края Е.Е.П. возражала против заявления прокурора.
Решением Алтайского краевого суда от 26.12.2001 г. заявление прокурора удовлетворено частично. Признаны недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания пункты 1; 1.1; 1.2; 2.1; 3.2; 3.3; 5.2 постановления администрации Алтайского края "О порядке льготного обеспечения лекарственными средствами населения Алтайского края".
В кассационной жалобе администрация Алтайского края, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит об отмене решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к ее удовлетворению.
Принимая решение, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое постановление "О порядке льготного обеспечения лекарственными средствами населения Алтайского края" частично противоречит федеральному законодательству и принято с превышением полномочий, предоставленных исполнительной власти субъекта РФ.
Доводы жалобы о том, что отношения по лекарственному обеспечению льготных категорий населения относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нельзя признать состоятельными, так как согласно пункту 15 ч. 1 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" к ведению Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относится установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении. В силу пункта 8 ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Во исполнение этой нормы федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 8 апреля 1999 г. N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", в подпункте "б" п. 1 которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено только право по участию в контроле за наличием в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Исходя из этого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право определять минимальный ассортимент лекарственных средств, являющийся обязательным для аптечных учреждений.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтверждены материалами дела.
Дав анализ действующему законодательству, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, и оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 307 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Алтайского краевого суда от 26 декабря 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Алтайского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2002 г. N 51-Г02-6
Текст определения официально опубликован не был