Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 58-Г02-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 апреля 2002 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 11 февраля 2002 г. по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Главы Администрации Хабаровского края от 22 февраля 1999 г. N 81 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" (в редакции постановления Главы Администрации Хабаровского края от 10 января 2000 г. N 3).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением главы Администрации Хабаровского края N 81 от 22.02.1999 г. "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород", в редакции постановления Главы Администрации Хабаровского края N 3 от 10.01.2000 г., утверждены "Положение о сертификате происхождения круглых лесоматериалов ценных лесных пород, заготовленных и реализуемых на территории Хабаровского края и за его пределами, в том числе на экспорт" и "Перечень древесины ценных лесных и приравненных к ним пород, на заготовку и реализацию которых на территории Хабаровского края применяются меры государственного регулирования". Одновременно была создана комиссия по рассмотрению товарных операций, связанных с заготовкой и реализацией древесины ценных лесных пород за пределы Хабаровского края, в том числе и на экспорт.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недействительным названного постановления Главы Администрации Хабаровского края по мотиву его несоответствия положениям ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст. 19 Таможенного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
По мнению прокурора, издав противоречащий федеральному законодательству нормативно-правовой акт Глава Администрации Хабаровского края вышел за пределы своей компетенции, ввел в крае не основанную на законе процедуру сертификации лесоматериалов, вмешался в деятельность органов федеральной исполнительной власти, существенно ограничил права хозяйствующих субъектов, в том числе участников внешнеэкономической деятельности.
В судебном заседании представитель прокуратуры области поддержал заявление прокурора Хабаровского края и уточнил его, просил признать противоречащими федеральному законодательству пункт 3 в части согласования выдачи лицензий на экспорт древесины ценных пород с комиссией по рассмотрению товарных операций, связанных с заготовкой и реализацией древесины ценных лесных пород за пределы Хабаровского края, а также пункты 4 и 7 постановления Главы Администрации Хабаровского края N 81 от 22.02.1999 г. "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" в редакции постановления Главы Администрации Хабаровского края от 10.01.2000 г.
Представитель Правительства Хабаровского и Губернатора Хабаровского края заявление прокурора Хабаровского края не признал, суду пояснил, что ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования и распоряжения природными ресурсами, и лесными в том числе, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Включение в Перечень "древесины лесных и приравненных к ним пород, на заготовку и реализацию которых применяются меры государственного регулирования" кедра, ореха, бархата, ильма, липы произведено в соответствии с "Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 г. N 551 (п. 15). Включение указанных ценных лесных пород (далее ЦЛП) в перечень, установленный п. 4 постановления Главы Администрации края от 22.02.1999 г. N 81 в редакции постановления Главы Администрации края от 10.01.2000 г N 3 служит целям упорядочения заготовки и использования древесины ЦЛП во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 05.01.1999 г. N 18.
Заготовка и использование кедра, ореха и бархата допускается только в процессе проведения рубок по санитарным показаниям и рубок промежуточного пользования, разрешение на которые выдаются федеральными лесхозами.
Утвержденный названным постановлением Перечень древесины ЦЛП применяется краевой комиссией по рассмотрению товарных операций и служит целям реализации права субъекта РФ, предоставленного п. 2 и 3 ст. 8 ФЗ от 13.10.1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в осуществлении координации и контроля за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц, а также формировании и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности. Введение особого порядка оформления операций с древесиной ЦЛП произведено в целях защиты интересов края при ее заготовке и реализации, согласно постановлению Правительства РФ от 05.01.1999 г. N 18. Поэтому выдача краевой товарной комиссией разрешений на отправку лесоматериалов за пределы края, указанных в п. 3 Перечня ценных лесных и приравненных к ним пород, утвержденного постановлением Главы Администрации края от 22.02.1999 г. N 81 в редакции постановления от 10.01.2000 г. N 3 не является мерой таможенного регулирования. Кроме того, введение сертификата происхождения круглых лесоматериалов ЦЛП не ограничивает прав законных приобретателей.
Особый порядок заготовки и использования ценных пород деревьев установлен ст. 46 и 114 Лесного кодекса и п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 г. N 551.
Ограничение прав хозяйствующих субъектов постановлением Главы Администрации не происходит, так как документами, на основании которых возникает право собственности лесопользователя либо приобретателя партии древесины являются лесорубочный билет, договор на рубки промежуточного пользования, договор купли-продажи древесины. Сертификат происхождения круглых лесоматериалов ЦЛП введенный оспариваемым постановлением, согласно п. 2.8 Положения о сертификате, является документом "подтверждающим количество, законность заготовки или приобретения..." партии древесины. Отсутствие Сертификата у владельца влечет применение процедуры установления законности возникновения права собственности, но не прекращение этого права.
Введение Сертификата происхождения круглых лесоматериалов постановлением Главы Администрации края не влияет на ограничение конкуренции и прав законных владельцев данной лесопродукции. Более того, наличие Сертификата происхождения у владельца снижает риск приобретения покупателем партии древесины ЦЛП добытой незаконным путем и подлежащей безвозмездному изъятию лесхозом РФ.
Установление органами государственной власти Хабаровского края требований, направленных на воспрепятствование обороту незаконно добытой древесины ЦЛП не влияет на осуществление транспортного процесса и действий либо операций его составляющих, указанных в ст. 2 Федерального закона от 25.08.1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте".
Закон Российской Федерации от 10.06.1993 г. "О сертификации продукции и услуг" в отношении Сертификата происхождения круглых лесоматериалов ЦЛП не применим.
Решением Хабаровского краевого суда от 11 февраля 2002 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительства Хабаровского края (ранее Администрация края) ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится таможенное регулирование.
Согласно ч. 2 ст. 19 Таможенного кодекса Российской Федерации никто не может быть лишен права или ограничен в праве на вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещено принимать акты ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов.
Согласно п. 4 постановления Главы Администрации Хабаровского края N 81 от 22.02.1999 г. "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" в редакции постановления Главы Администрации Хабаровского края от 10.01.2000 г. утвержден Перечень "древесины ценных лесных и приравненных к ним пород, на заготовку и реализацию которого применяются меры государственного регулировании", в который включены кедр, ясень, дуб, орех, бархат, ильм и липа. Как обоснованно отмечено в решении суда в указанный перечень необоснованно включены: кедр, орех, бархат, ильм, липа, так как постановлением Правительства Российской Федерации N 18 от 05.01.1999 г. "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" (в ред. постановлений Правительства РФ от 30.07.1999 г. N 876, от 22.02.2000 г. N 148) установлен исчерпывающий перечень лесоматериалов, экспорт которых подлежит лицензированию и включает в себя лесоматериалы необработанные, древесину и пиломатериалы из дуба, бука и ясеня.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства РФ от 30.07.1999 г. следует читать как "N 867"
Доводы представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края о соответствии Перечня "Правилам отпуска древесины на корню в лесах РФ" и, что включение в список указанных ценных лесных пород служит целям упорядочения заготовки и использования древесины ценных лесных пород во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 05.01.1999 г. N 18, правильно не приняты судом во внимание, как не имеющие правового значения для оценки оспариваемых прокурором норм.
Пунктом 7 постановления Главы Администрации Хабаровского края N 81 от 22.02.1999 г. в редакции постановления N 3 от 10.01.2000 г. федеральному органу - Управлению Дальневосточной железной дороги предписывается подачу вагонов и отгрузку пиломатериалов из древесины ценных лесных пород производить на основании разрешений, выдаваемых краевой товарной комиссией.
Эта же комиссия, согласно п. 3 оспариваемого постановления Главы Администрации Хабаровского края, уполномочена вмешиваться в деятельность представителя Министерства торговли РФ по Дальневосточному региону при выдаче лицензий на экспорт древесины ценных лиственных пород путем обязательного согласования как дополнительного условия выдачи лицензии на экспорт лесоматериалов.
Данные положения оспариваемого постановления Главы администрации Хабаровского края, как правильно указал суд в решении, не соответствуют федеральному законодательству.
При этом суд обоснованно исходил из следующих положений федерального законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1999 г. N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" (в ред. постановлений Правительства РФ от 30.07.1999 г. N 867, от 22.02.2000 г. N 148) выдача лицензий на экспорт лесоматериалов ценных лесных пород осуществляется Министерством торговли Российской Федерации в установленном порядке на основании заявлений российских экспортеров в соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 г. N 1299. Таможенный комитет Российской Федерации, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.01.1999 г. N 18, осуществляет таможенное оформление экспортируемых лесоматериалов, указанных в приложении N 2 к настоящему Постановлению, только при наличии у экспортеров лицензий, выданных Министерством торговли Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 153 от 20.07.1998 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог и являющихся юридическими лицами, по отношению к которым железные дороги выполняют функции управления, в области организации и обеспечения перевозочного процесса, осуществляется указанным федеральным органом в соответствии с его компетенцией.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер и дату названного Федерального закона следует читать как "N 153-ФЗ от 25 августа 1995 г."
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Компетенция федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, функции, полномочия и ответственность железных дорог, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог, определяются Федеральными законами, а также уставами и положениями, утверждаемыми указанным федеральным органом или по его поручению - железными дорогами.
Контроль за деятельностью предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, наряду с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляют также другие федеральные органы исполнительной власти, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены функции по такому контролю.
Доводы представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края о том, что согласование с комиссией по товарным операциям выдачи лицензий на экспорт древесины ценных лесных пород служат целям реализации права субъекта РФ, предоставленного п. 2 и п. 3 ст. 8 ФЗ от 13.10.1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в осуществлении координации и контроля за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц, а также названное разрешение не является мерой таможенного регулирования, не ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, а также, что установленные органами государственной власти Хабаровского края требования, направлены на воспрепятствование обороту незаконно добытой древесины ценных лесных пород и не влияет на осуществление транспортного процесса, являются, как обоснованно указал суд, несостоятельными, по вышеуказанным мотивам.
Утвержденное пунктом 4 постановления Главы Администрации Хабаровского края N 81 от 20.02.1999 г. в редакции постановления N 3 от 10.01.2000 г. Положение "о сертификате происхождения круглых лесоматериалов ценных лесных пород, заготовленных и реализуемых на территории Хабаровского края и за его пределами, в том числе на экспорт" в соответствии с которым лесхозам, подразделениям федерального исполнительного органа власти в области контроля за лесопользованием предписано заполнять указанные сертификаты также правильно признано противоречащим федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами "г" и "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации в исключительном ведении Российской Федерации находятся и регулируются исключительно Федеральными законами установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, а также стандарты и официальный статистический учет.
Согласно положениям ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации подлежит древесина, отпускаемая на корню и второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение обязательной сертификации лесных ресурсов осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 г. N 211-ФЗ, от 02.03.1998 г. N 30-ФЗ, от 31.07.1998 г. N 154-ФЗ) определено, что отношения в области сертификации регулируются данным законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 48 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 г. N 726, этот федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации создает в установленном порядке систему обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов, в том числе по содержанию радионуклидов, организует и обеспечивает проведение сертификации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 48" имеется в виду "подпункту 48 пункта 6"
Доводы представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края о том, что введение Сертификата происхождения круглых лесоматериалов не влияет на ограничение конкуренции прав законных владельцев данной лесопродукции, а также, что введение Сертификата является мерой административного воздействия обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих установление порядка сертификации материалов, продукции и услуг в Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств суд правильно признал противоречащими федеральному законодательству положения пункта 3 в части согласования выдачи лицензий на экспорт древесины ценных лиственных пород с комиссией по рассмотрению товарных операций, связанных с заготовкой и реализацией древесины ценных лесных пород за пределы Хабаровского края, в том числе на экспорт и пунктов 4, 7 постановления Главы администрации Хабаровского края N 81 от 22.02.1999 г. "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" в редакции постановления Главы Администрации Хабаровского края N 3 от 10.01.2000 г.
Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда, исходит из того, что введение сертификата происхождения не предусмотрено действующим федеральным законодательством и возлагает на участников хозяйственных отношений дополнительные обязанности, что является ограничением их прав.
Что касается ссылки в кассационной жалобе на постановление Правительства РФ от 05.01.99 г. N 18, то им органам власти субъектов РФ предлагалось лишь усилить контроль за соблюдением законодательства при заготовке, реализации и экспорте лесоматериалов ценных лесных пород.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что решение подлежит отмене, поскольку суд необоснованно не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Департамент природных ресурсов по Дальневосточному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Управление внутренних дел по Хабаровскому краю МВД РФ, является несостоятельной.
По делам об оспаривании нормативных правовых актов заинтересованными лицами являются органы, издавшие оспариваемый акт.
Привлечение к участию в деле в качестве заинтересованных лиц иных органов является правом, а не обязанностью суда.
Нарушение судом норм материального и процессуального права, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 11 февраля 2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 58-Г02-11
Текст определения официально опубликован не был