Протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 31 октября 2002 г. N 6-В02-23
Н.М.М. обратилась в суд с заявлением об установлении юридического факта родственных отношений между ее мужем, Н.Н.Е., и его сестрой, Н.Т.Е., которые, наряду с ней, являлись собственниками квартиры N 23 в доме N 20 по ул. Крылова г. Касимова, ссылаясь, что после смерти Н.Г.Е. ее единственным наследником по закону являлся Н.Н.Е., который принял наследство, однако умер, не успев оформить правоустанавливающие документы. Других документов, подтверждающих родство Н.Т.Е. и Н.Н.Е., не имеется, что препятствует истице в приобретении в порядке наследования доли квартиры, принадлежавшей Н.Т.Е.
Определением судьи Касимовского городского суда Рязанской области от 30.08.2001 г. в приеме заявления отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 19.09.2001 г. определение оставлено без изменения.
Судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.
Отказывая в приеме заявления, судья исходил из того, что факт родства Н.Н.Е. с Н.Г.Е. не имеет для истицы юридического значения, наследницей Н.Т.Е. она не является, имеет право обратиться в суд в порядке искового производства.
Данные выводы судьи основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР, действовавшего на момент рассмотрения дела, при наследовании по закону наследниками в равных долях являлись:
в первую очередь - дети, супруг и родители умершего;
во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Наследники каждой последующей очереди призывались к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников предшествующей очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае, если все наследники предшествующей очереди лишались завещателем права наследования.
Согласно ст. 548 ГК РСФСР если наследник, призванный к наследованию по закону или по завещанию, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитающейся ему доли наследства переходит к его наследникам.
В соответствии с вышеназванными нормами Н.Н.Е. являлся по закону наследником Н.Г.Е. второй очереди, а истица - наследником причитавшейся ему доли после смерти Н.Г.Е. в порядке наследственного правопреемства, а также, как супруга, наследником Н.Н.Е. первой очереди по закону.
Таким образом, установление факта родства Н.Г.Е. и Н.Н.Е. имеет для истицы юридическое значение и создает для нее правовые последствия, связанные с возникновением права на имущество, принадлежавшее Н.Г.Е., в связи с чем у судьи не было оснований для отказа в принятии заявления.
Данных о возникновении спора о праве в материалах дела не имеется.
Если в ходе разбирательства дела возникнет спор о праве, подведомственный судам, судья должен оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях.
При таких обстоятельствах, вынесенные по делу судебные постановления нельзя признать законными, в связи с чем они в соответствии с п. 1 ст. 330 ГПК РСФСР подлежат отмене.
Руководствуясь ст. 324 ГПК РСФСР, прошу:
определение судьи Касимовского городского суда Рязанской области от 30.08.2001 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 19.09.2001 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 31 октября 2002 г. N 6-В02-23
Текст протеста официально опубликован не был