Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 17 июня 1998 г.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел уголовное дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора Д.Ю.Г. на приговор военного трибунала войск МВД Сталинской области от 24 декабря 1949 года и определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 15 марта 1951 года.
По приговору военного трибунала войск МВД Сталинской области от 24 декабря 1949 года
Ш., 1917 года рождения, уроженец г. Клягинфурта округа Картинья (Австрия), австриец, бывший военнослужащий немецкой армии, унтер-офицер, плененный советскими войсками 2 октября 1944 года,
осужден по ст. 20 УК УССР и ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа Советских граждан и их пособников", в соответствии со ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года "Об отмене смертной казни" к лишению свободы в ИТЛ сроком на 25 лет.
Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 10 апреля 1950 года не отбытый срок назначенного судом наказания был заменен на выдворение Ш. за пределы СССР.
15 марта 1951 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР указанное определение было отменено, а приговор от 24 декабря 1949 года обращен к исполнению.
В протесте ставится вопрос об отмене приговора военного трибунала войск МВД Сталинской области от 24 декабря 1949 года и определения Военной коллегии Верховного Суда СССР от 15 марта 1951 года и о прекращении уголовного дела в отношении Ш. за отсутствием в его действиях состава преступления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Я.В.А., выступление заместителя Генерального прокурора РФ К.В.В., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Ш. признан виновным в том, что в 1935 году он вступил в фашистскую организацию "СС" "Мертвая голова", после чего с января 1935 г. по июль 1936 г. нес охрану лагеря "Колумбия", в котором содержались политические заключенные, а с 1937 г. по 1938 г. работал в лазарете концлагеря "Дахау", где также содержались политические заключенные.
Находясь на временно оккупированной территории СССР в городах Сталино и Тернополе, Ш. в составе 602 автотранспортного полка принимал участие в совершении зверств и злодеяний над мирными советскими гражданами.
Рассмотрев материалы дела, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1"d" ст. 2 Закона Контрольного Совета N 10 "О наказании лиц, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира и против человечности" принадлежность к определенным категориям преступной группы или организации, объявленной преступной Международным Военным Трибуналом, признается преступлением.
Международный Военный Трибунал, признавая в приговоре от 1 октября 1946 года (Нюрнбергский процесс) организацию "СС" "Мертвая голова" преступной организацией, указал, что лица, переставшие быть членами преступных организаций до 1 сентября 1939 года, ответственность за принадлежность к этим организациям не несут, поскольку их действия не были связаны с войной.
Как видно из показаний Ш., данных им на предварительном следствии и в суде, он состоял в фашисткой организации "СС" "Мертвая голова" с 1935 по 1938 год.
Таким образом, признать Ш. лицом, ответственным за военные преступления и преступления против человечности, связанных с войной, оснований у суда не имелось.
Как указано в ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа Советских граждан и их пособников", ответственность несут те лица, которые были уличены в совершении убийств и истязаний гражданского населения и пленных красноармейцев.
Как показал Ш., проходя службу в 602 автотранспортном полку в качестве санитара, он участия в убийствах и истязаниях советских граждан не принимал и не способствовал таким действиям.
Эти показания осужденного в процессе расследования не проверены и ничем не опровергнуты.
По данному делу не допрошен ни один свидетель.
Таким образом, доказательств вины Ш. в совершении преступлений, указанных в приговоре, в деле нет, а поэтому уголовное дело в отношении Ш. подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава преступления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора Д.Ю.Г. удовлетворить.
Приговор военного трибунала войск МВД Сталинской области от 24 декабря 1949 года и определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 15 марта 1951 года в отношении Ш. отменить и уголовное дело за отсутствием в его действиях состава преступления прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 17 июня 1998 г.
Текст постановления официально опубликован не был