Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21 апреля 1999 г. N 365-П99
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел дело по протесту заместителя Председателя Верховного суда Российской Федерации В. на приговор Новосибирского областного суда от 24 марта 1998 года, по которому З., родившийся 10 июля 1972 года в г. Новосибирске, русский, со средним специальным образованием, судимый:
6 марта 1989 года по ст.ст. 89 ч. 3, 144 ч. 2, 144 ч. 3, 146 ч. 1, 206 ч. 2 УК РСФСР с применением ст. 46.1 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года;
12 ноября 1990 года по ст.ст. 15 и 145 ч. 2 УК РСФСР с применением ст. 41 УК РСФСР к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы, освобожденный 15 сентября 1992 года по отбытию срока наказания, - осужден по ст. 162 ч. 3 п.п. "а, б" УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества, с исчислением срока наказания с 24 февраля 1995 года.
Разрешен гражданский иск.
По этому же приговору осуждены К., Г., Г.В.Г., протест в отношении которых не внесен.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации определением от 26 ноября 1998 года приговор в отношении З. изменила, его действия со ст. 162 ч. 3 п.п. "а", "б" УК РФ переквалифицировала на ст. 146 ч. 3 УК РСФСР (в редакции Закона от 1 июля 1994 года), по которой назначила 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества.
В остальном приговор о нем оставлен без изменения.
В протесте поставлен вопрос об исключении из судебных решений указания о совершении З. преступления организованной группой и об определении отбывания назначенного ему наказания в исправительной колонии общего режима.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации П. и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К.М.Б., полагавшего протест подлежащим удовлетворению, Президиум Верховного суда Российской Федерации установил:
З. признан виновным в совершении разбойного нападения организованной группой, с целью завладения имуществом в крупных размерах (70 000 долларов США).
Преступление совершено 17 октября 1994 года в Новосибирске при обстоятельствах, указанных в приговоре.
Президиум Верховного суда Российской Федерации находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вина З. в разбойном нападении с целью завладения имуществом в крупных размерах установлена имеющимися в материалах дела доказательствами, действия его по ст. 146 ч. 3 УК РСФСР квалифицированы правильно.
Вместе с тем, как правильно отмечается в протесте, приговор и кассационное определение в отношении него подлежат изменению по следующим основаниям.
Как видно из судебных решений, З. признан виновным не только в разбойном нападении с целью завладения имуществом в крупном размере, но и в совершении его организованной группой.
Между тем, как явствует из постановления о привлечении З. в качестве обвиняемого, обвинение ему было предъявлено в совершении разбоя по предварительному сговору группой лиц (т. 6 л.д. 88-89).
Поэтому указание о совершении им разбойного нападения организованной группой подлежит исключению из приговора и кассационного определения.
Кроме того, судом первой инстанции отбывание назначенного З. наказания определено в исправительной колонии строгого режима.
Согласилась с этим и Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации.
Однако, согласно данным, имеющимся в материалах дела, все предыдущие преступления, за которые З. был осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы, на что, вероятно, ориентировался суд, были совершены осужденным в несовершеннолетнем возрасте.
В соответствии же с ч. 4 ст. 18 УК РФ, введенного в действие с 1 января 1997 года, судимости за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет, не учитываются при признании рецидива преступлений.
Согласно же ст. 58 ч. 1 п. "б" УК РФ лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, отбывание лишения свободы назначается в исправительных колониях общего режима.
На момент совершения З. преступления, предусмотренного ст. 146 УК РСФСР, оно относилось к тяжким преступлениям. Особо тяжких преступлений Закон в то время не предусматривал.
Учитывая, что в соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то он должен быть применен и к З.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 378 п. 5 УПК РСФСР, Президиум Верховного суда Российской Федерации постановил:
приговор Новосибирского областного суда от 24 марта 1998 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации от 26 ноября 1998 года в отношении З. изменить: исключить указание о совершении им разбойного нападения организованной группой; отбывание назначенного ему наказания в виде 8 лет лишения свободы определить в исправительной колонии общего режима.
В остальном судебные решения о нем оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21 апреля 1999 г. N 365-П99
Текст постановления официально опубликован не был