Решение Верховного Суда РФ от 8 сентября 1998 г. N ГКПИ98-379
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Н.И.П., Ш.К.В., К.К.Е. на часть 3 пункта 2.3 Положения об определении стоимости акций, продаваемых работникам приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам и составляющих в совокупности более 10 процентов обыкновенных акций, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 24 октября 1994 года N 2546-р, установил:
Н.И.П., Ш.К.В., К.К.Е. просят признать незаконной часть 3 пункта 2.3 вышеназванного Положения, в соответствии с которой при продаже обыкновенных акций, составляющих 30 процентов капитала, право на приобретение которых предоставляется группе работников предприятия, физическим и юридическим лицам, взявшим на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получившие согласие трудового коллектива на заключение соответствующего договора, цена акций определяется по данным баланса предприятия за отчетный квартал, предшествующий дате утверждения плана приватизации.
Заявители указывают на то, что обжалуемое положение нормативного акта принято Госкомимуществом России с превышением своих полномочий, ущемляет их конституционные права, поскольку лишает права на льготу, установленную законодательством о приватизации в третьем варианте льгот, по которому членам инициативной группы предоставляется право на приобретение акций предприятия по их номинальной стоимости.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения адвокатов Г.К.Г. и С.А.К. в интересах заявителей по доверенности (л.д. 62), поддержавших доводы жалобы, представителей Министерства государственного имущества Российской Федерации В.Е.В., Ф.А.И. и Министерства юстиции Российской Федерации М.Н.В. возражавших против жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей жалобу необоснованной. Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", действовавшего на период издания Госкомимуществом оспариваемого нормативного акта, цели, приоритеты и ограничения, а также льготы членам трудового коллектива приватизируемых предприятий устанавливались Государственной программой приватизации. Данное правило воспроизведено в Федеральном законе "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", вступившем в силу 28 июля 1997 г., предусматривающим, что льготы работникам государственных и муниципальных унитарных муниципальных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот определяются в федеральном законе о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации, до введения в действие которого действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (п.п. 1, 2 ст. 4, п. 4 ст. 31).
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284. В пункте 5.3.1 этой программы приватизации были определены льготы членам трудового коллектива при преобразовании государственного (муниципального) предприятия в акционерное общество открытого типа и круг лиц на которых эти льготы распространяются. Третьим вариантом льгот членам инициативной группы предоставлялось право на приобретение при выполнении условий соответствующего договора 30 процентов уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости.
Однако Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535 были утверждены Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года. Как следует из преамбулы, Основные положения устанавливают цели и порядок применения положений Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, после завершения сроков действия приватизационных чеков. При этом пунктом 1.6 предусмотрено, что способы приватизации, требования и льготы, предоставляемые при приватизации, установленные Основными положениями, обязательны для исполнения органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, после 1 июля 1994 года льготы при приватизации предоставляются в соответствии с Основными положениями, устанавливающими особенности приватизации после завершения сроков действия приватизационных чеков. Этим нормативным правовым актом и следует руководствоваться при оценке законности оспариваемой правовой нормы, детализирующей порядок предоставления установленных льгот.
Согласно третьему варианту льгот, предусмотренному п. 3.4.1 Основных положений, если группа работников предприятия или любые физические и юридические лица, признаваемые покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", берут на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получают согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не может быть более одного года (без права продления), то членам такой группы, а также указанным физическим и юридическим лицам предоставляется право на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 30 процентов уставного капитала в виде обыкновенных (с правом голоса) акций предприятия.
Из процитированной правовой нормы видно, что в отличие от п. 5.3.1 вышеупомянутой Государственной программы приватизации эта норма не устанавливает стоимость, по которой членами инициативной группы могут быть приобретены акции предприятия.
Несостоятелен довод заявителей о том, что данная норма является бланкетной (отсылочной), поскольку указывает, что порядок заключения договора определен положением, утвержденным Госкомимуществом России, а Положением о порядке заключения договора о приобретении акций с группой работников предприятия, взявших на себя ответственность за выполнение плана приватизации и недопущение банкротства приватизируемого предприятия, утвержденным распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 23 ноября 1992 г. N 862-р, предусмотрено право группы работников на приобретение акций по их номинальной стоимости.
Подобное указание содержалось и в п. 5.3.1 Государственной программы приватизации, несмотря на то, что стоимость, по которым могли быть приобретены акции предприятия, была уже определена в этом же пункте.
Отсылочная норма, содержащаяся в обоих рассматриваемых нормативных актах, относится лишь к порядку заключения договора, а не к условиям такого договора. Стоимость, применяемая при продаже акций, определена непосредственно Государственной программой приватизации - при изложении каждого из вариантов льгот, Основными положениями - специальным пунктом 3.5, относящимся ко всем вариантам льгот.
Пункт 3.5.4 Основных положений регулирует продажу акций, составляющих в совокупности более 10% уставного капитала, что прежним законодательством не выделялось и специально не регламентировалось. Согласно этому пункту в случае, когда всем категориям работников приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам в соответствии с избранным вариантом льгот продается в совокупности более 10 процентов обыкновенных (с правом голоса) акций или осуществляется безвозмездная передача им привилегированных акций, стоимость продаваемых акций определяется по данным баланса предприятия за отчетный квартал, предшествующий утверждению плана его приватизации, в соответствии с положением, утверждаемым Госкомимуществом России. В остальных случаях указанная стоимость устанавливается равной номинальной стоимости акций.
В соответствии с компетенцией, предоставленной названным пунктом Основных положений и пунктом 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Госкомимущество Российской Федерации распоряжением от 24 октября 1994 г. N 2546-р утвердил Положение об определении стоимости акций, продаваемых работникам приватизируемого предприятия и приравненных к ним лицам и составляющих в совокупности более 10 процентов обыкновенных акций. Настоящее Положение распространяется на приватизируемые предприятия, планы приватизации которых утверждены в соответствии с Основными положениями (п. 1.2).
Пунктом 2.3 (части 2 и 3) Положения предусмотрено, если при проведении закрытой подписки суммарное количество обыкновенных акций, на которое работниками приватизируемого предприятия и приравненных к ним лицами поданы заявки, составляет в совокупности от 10 до 20 процентов уставного капитала, то указанное количество акций продается по цене, определяемой по данным баланса предприятия за отчетный квартал, предшествующий дате утверждения плана приватизации, в соответствии с пунктом 3.2 настоящего положения. Аналогичная стоимость устанавливается при продаже обыкновенных акций, составляющих 30 процентов уставного капитала, право на приобретение которых предоставляется группе работников предприятия, физическим и юридическим лицам, взявшим на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получившие согласие трудового коллектива на заключение соответствующего.
Анализ части 3 п. 2.3 Положения показывает, что он воспроизводит порядок определения стоимости продаваемых акций (по данным баланса), закрепленный в п. 3.5.4 Основных положений, и не противоречит ему. Основные положения не содержат правила о продаже акций, превышающих указанное количество, по их номинальной стоимости, в том числе при выборе третьего варианта льгот.
Не может быть признан правильным довод жалобы о том, что п. 3.5.4 Основных положений распространяется лишь на предусмотренный третьим вариантом вид льгот о продаже работникам предприятия (включая членов группы) акций на сумму, составляющую 20% уставного капитала, со скидкой 30% от их стоимости и рассрочкой оплаты на три месяца. Такой вывод из содержания указанного пункта не вытекает, закрепленное в нем правило об определении стоимости акций по данным баланса предприятия распространяется на все случаи продажи более 10% акций и не ставится в зависимость от вида предоставляемых льгот.
Нельзя согласиться и с тем, что указанное правило не применяется в отношении физических и юридических лиц, имеющих по третьему варианту льгот право на приобретение 30% акций, поскольку они не относятся к работникам приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам. Из п. 3.4.1 Основных положений видно, что право получения льгот по одному из вариантов предоставляется членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам, в числе которых по третьему варианту льгот названы любые физические и юридические лица, выполнившие условия заключенного с ними соответствующего договора.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что обжалуемое положение нормативного акта соответствует законодательству Российской Федерации, прав и охраняемых законом интересов заявителей не нарушает, в связи с чем их жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 231-232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении жалобы Н.И.П., Ш.К.В., К.К.Е. на часть 3 пункта 2.3 Положения, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 24 октября 1994 года N 2546-р, отказать.
Решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит, вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 сентября 1998 г. N ГКПИ98-379
Текст решения официально опубликован не был