Решение Верховного Суда РФ от 5 января 1999 г. N ГКПИ98-714 Об отказе в признании недействующим подпункта "в" раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10

Решение Верховного Суда РФ от 5 января 1999 г. N ГКПИ98-714

 

Верховный Суд РФ в лице судьи Верховного Суда РФ Ф.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе М. на постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, установил:

М. обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой на подпункт "в" раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (с последующими дополнениями и изменениями) и введенного в действие с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет".

В судебное заседание М., будучи извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась.

Заслушав объяснения представителей Правительства РФ Б., А. и Г., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мас. полагавшей жалобу необоснованной, Верховный Суд РФ находит, что жалоба М. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно обжалованному М. положению Списка N 2 право выхода на пенсию на льготных условиях (при наличии других обстоятельств) предусмотрено, в частности, за младшим и средним медицинским персоналом, занятым в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка.

По мнению М. такая льгота должна быть предусмотрена в отношении среднего и младшего медицинского персонала, занятого как в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях, так и в организационных структурах, не являющихся учреждениями здравоохранения и социального обеспечения, либо не состоящих в составе таких учреждений.

В частности, М. ссылается на то, что около 7 лет она работала в должностях среднего медицинского персонала в лечебно-трудовых мастерских при психоневрологическом диспансере и непосредственно обслуживала больных, страдающих психическими расстройствами, однако лечебно-трудовые мастерские (где работала заявительница) не имели статуса учреждения здравоохранения и социального обеспечения и не входили в состав таких учреждений на правах структурного подразделения, в связи с чем в силу приведенного выше п/п "в" раздела XXIV Списка N 2 ее (заявительницы) работа в лечебно-трудовых мастерских (использующих труд больных, страдающих психическими расстройствами) необоснованно не отнесена к работам с тяжелыми условиями труда, позволяющим в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" уходу на пенсию на льготных условиях.

В обоснование жалобы М. сослалась также на несоответствие обжалуемого положения нормативного акта ч. II пункта "б" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".

Между тем, согласно пункту б) ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в ст. 10 Закона (гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам).

Как следует из приведенной нормы закона никаких критериев для отнесения тех или иных работ к работам с тяжелыми условиями труда законодателем не предусмотрено.

В отличие от ранее действующего Закона Союза ССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" (ст. 9 этого Закона), предусматривавшего, что список производств, цехов, профессий и должностей (по которому рабочие и служащие, занятые на работах с тяжелыми условиями труда, имели право на пенсию по старости на льготных условиях) должен утверждаться Советом Министров СССР, ныне действующий Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" (ст. 12 Закона) такую конкретную обязанность по составлению и утверждению подобных списков на Правительство Российской Федерации не возложило, однако пунктом 3 постановления "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Совету Министров РСФСР поручено было обеспечить принятие необходимых нормативных актов в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

При таком положении Совет Министров РСФСР вправе был распорядиться о применении на территории России утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 в части списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

То обстоятельство, что в данном списке в подпункте "в" раздела XXIV право на пенсию по возрасту (старости) установлено за работниками (младшим и средним медицинским персоналом), занятыми лишь в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка и не предусмотрено такого права за такими же лицами, якобы обслуживающими психических больных в других организационных структурах (предприятиях), не относящихся к указанным выше учреждениям, либо не входящих в состав таких учреждений в качестве структурных подразделений, не может свидетельствовать о нарушении каких-либо установленных законом прав М., работавшей (как это следует из ее жалобы) в лечебно-трудовых мастерских, не являющихся учреждениями, перечисленными в п/п "в" раздела XXIV Списка N 2 и не входящих в состав таких учреждений, поскольку такое право за заявительницей не закреплено законом.

Поэтому, введение в действие на территории России утвержденного Кабинетом Министров СССР Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях являлось правом, а не обязанностью Совета Министров РСФСР. Следовательно, Совет Министров РСФСР вправе был и не вносить какие-либо изменения и дополнения в п/п "в" раздела XXIV Списка N 2.

Как пояснили в судебном заседании представители Правительства РФ, расширение списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в настоящее время также невозможно в связи с отсутствием в стране соответствующих средств.

Поскольку М. не представила суду доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что законом за ней предусмотрено право на обязательное включение выполняемой ею работы в лечебно-трудовых мастерских, не входящих в состав указанных в п/п "в" раздела XXIV Списка N 2 учреждений и не являющихся таким учреждением, суд приходит к выводу о необоснованности поданной в суд жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 191-197, 231, 232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ, решил:

М. отказать в удовлетворении жалобы на подпункт "в" раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 и от 9 августа 1991 г. N 591) и введенного в действие с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет".

Решение суда обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 5 января 1999 г. N ГКПИ98-714


Текст решения официально опубликован не был