Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о единой межведомственной системе сопряжения информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности на транспорте"
(подготовлен Минтрансом России 06.11.2014 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1.Утвердить прилагаемое Положение о единой межведомственной системе сопряжения информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности на транспорте.
Председатель Правительства |
Д.Медведев |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
ПОЛОЖЕНИЕ
о единой межведомственной системе сопряжения информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности на транспорте
1. Настоящее Положение определяет цель создания, назначение и структуру единой межведомственной системы сопряжения информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности на транспорте (далее - Система сопряжения, Система), а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти.
2. Система сопряжения разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р ("Собрание законодательства РФ", 09.08.2010 N 32, ст. 4359), в редакции распоряжения Правительства РФ от 02.05.2012 N 675-р ("Собрание законодательства РФ", 14.05.2012 N 20, ст. 2571) в целях:
а) создания единой транспортной среды, позволяющей информационным системам уполномоченных органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения безопасности населения на транспорте взаимодействовать между собой;
б) реализации единых технологических решений, единых правил и форматов для взаимодействия информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности населения на транспорте;
в) создания стандартного интерфейса для подключения внешних информационных систем федеральных органов исполнительной власти к информационным системам Министерства транспорта Российской Федерации.
3. Система предназначена для сопряжения информационных систем обеспечения безопасности населения на транспорте с целью интеграции информационных ресурсов и регламентированного предоставления участникам информационного обмена данных и сведений, необходимых для информационного обеспечения их деятельности.
4. Участники информационного обмена - федеральные органы исполнительной власти (включая их территориальные органы), уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции в области обеспечения безопасности населения на транспорте.
5. Основными принципами взаимодействия разнородных территориально распределенных информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности населения на транспорте с применением Системы сопряжения являются:
а) обеспечение технологической возможности взаимодействия в едином закрытом защищенном информационном пространстве;
б) применение единых правил формирования адресной и другой транспортной информации, форматов и протоколов информационного взаимодействия;
в) обеспечение получения, обработки и гарантированной доставки информации с фиксацией времени передачи, обеспечением целостности и подлинности электронных сообщений;
г) использование единых справочников, классификаторов, реестров и регистров информационными системами, сопряженными с Системой;
д) обеспечение защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в Систему сопряжения до момента передачи (доставки) ее в сопряженную с Системой информационную систему;
е) минимизация издержек, в том числе финансовых и временных, при осуществлении подключения внешних информационных систем федеральных органов исполнительной власти к информационным системам Министерства транспорта Российской Федерации.
6. Информационный обмен посредством Системы сопряжения включает в себя:
а) обмен (прием и отправку) электронными сообщениями и оперативной информацией между участниками информационного обмена;
б) подписку информационных систем на получение определенных классов сообщений;
в) преобразование форматов сообщений;
г) протоколирование всех действий с информационными сообщениями.
7. Система сопряжения представляет собой комплекс программных и технических средств, объединенных функционально в транспортный контур, технологический контур и подсистему информационной безопасности.
8. Основными функциями транспортного контура Системы являются:
а) гарантированная доставка электронных сообщений участникам информационного обмена посредством системы транспортных узлов в соответствие с регламентом обмена;
б) передача оперативных данных (потоковое видео, аудиоинформация и другие данные, которые не могут быть переданы отдельными электронными сообщениями) в соответствие с регламентом обмена оперативными данными между участниками обмена.
9. Основными функциями технологического контура Системы являются:
а) организация закрытого защищенного информационного пространства на основе использования открытых или специальных IP-сетей;
б) управление ключами, использующимися для защиты данных и организации защищенного закрытого информационного пространства;
в) автоматизация функций формирования и актуализации справочников, классификаторов, реестров и регистров, необходимых для информационной поддержки систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности населения на транспорте, которые взаимодействуют посредством Системы сопряжения.
10. Подсистема информационной безопасности Системы сопряжения обеспечивает реализацию мер по обеспечению информационной безопасности в транспортном и технологическом контурах Системы, а также формирование закрытого защищенного информационного пространства для взаимодействия участников информационного обмена.
11. Система сопряжения обеспечивает передачу (информационный обмен) сведений конфиденциального характера. Информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, не подлежит обработке в Системе сопряжения.
12. Оператором Системы сопряжения, ответственным за нормативно-правовое, организационное, техническое, методическое и иное обеспечение функционирования Системы является Министерство транспорта Российской Федерации.
13. Оператор Системы сопряжения в соответствии с возложенными функциями в пределах своей компетенции осуществляет:
а) управление функционированием Системы, ее развитие и модернизацию в соответствии с изменениями влияющих на нее факторов и условий;
б) формирование правил сопряжения, адресных справочников, классификаторов, реестров и регистров, необходимых для информационной поддержки систем, а также требований к информационному взаимодействию информационных систем посредством Системы сопряжения;
в) обеспечение технической эксплуатации и технической поддержки программно-аппаратных комплексов, средств связи и иного имущества, необходимого для функционирования Системы сопряжения;
г) обеспечение сопряжения информационных систем органов исполнительной власти с Системой;
д) обеспечение информационной безопасности информации, обрабатываемой в Системе;
е) организационное и методическое руководство обеспечением информационного взаимодействия информационных систем посредством Системы сопряжения;
ж) консультирование участникам информационного обмена - пользователям Системы в пределах своей компетенции;
з) иные функции в соответствии с настоящим Положением.
14. Отдельные функции оператора Системы сопряжения могут быть переданы подведомственному государственному учреждению или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(1).
15. Оператор Системы сопряжения не несет ответственность за:
а) содержание и достоверность информации, передаваемой в Систему сопряжения поставщиками информации - участниками информационного обмена;
б) полноту информации, передаваемой в Систему сопряжения поставщиками информации - участниками информационного обмена;
в) обеспечение работоспособности программных и технических средств информационных систем федеральных органов исполнительной власти, взаимодействующих с Системой сопряжения.
16. Сопряжению с Системой подлежат:
а) федеральные государственные информационные системы, используемые органами исполнительной власти при обеспечении безопасности населения на транспорте;
б) региональные информационные системы, создаваемые в субъектах Российской федерации в целях обеспечения безопасности населения на транспорте;
в) отдельные информационные системы иных органов и организаций, участвующих в обеспечении безопасности на транспорте, на основе согласованных в установленном порядке совместных регламентов (соглашений) о межведомственном информационном взаимодействии указанных органов или организаций, являющихся операторами указанных информационных систем и оператора Системы сопряжения.
17. Подключение информационных систем к Системе сопряжения, регламентирование обмена информацией между участниками информационного обмена в рамках закрытого защищенного информационного пространства осуществляется в соответствии с Условиями взаимодействия - методическим документом, утверждаемым оператором Системы.
18. Участники информационного обмена в рамках осуществления информационного взаимодействия посредством Системы сопряжения:
а) осуществляют постановку на баланс и поддерживают работоспособность комплексов программных и технических средств - транспортных узлов сопряжения, посредством которых осуществляется подключение к Системе сопряжения. Спецификация на приобретаемое за счет средств участника информационного обмена оборудование и программное обеспечение согласуется с оператором Системы сопряжения.
Настройку программных и технических средств транспортных узлов сопряжения, а также средств защиты осуществляет оператор Системы сопряжения;
б) осуществляют прием, обработку и передачу электронных сообщений и оперативной информации с использованием средств Системы сопряжения, путем организации канала передачи данных между взаимодействующими информационными системами. Организация канала связи - за участником информационного обмена - инициатором доступа к ресурсам другой информационной системы.
Для организации каналов связи информационного взаимодействия используются каналы связи, арендуемые участниками информационного обмена у операторов связи.
в) обеспечивают расположение технических средств информационных систем и транспортных узлов Системы сопряжения в помещениях, обеспечивающих сохранность технических средств и конфиденциальность передаваемой и принимаемой информации.
19. Доступ в закрытое защищенное информационное пространство, формируемое Системой сопряжения органов исполнительной власти всех уровней, уполномоченных Правительством Российской Федерации осуществлять функции в области обеспечения транспортной безопасности предоставляется оператором Системы на безвозмездной основе для получения ими информации, содержание и объем которой необходимы в целях реализации полномочий, возложенных на эти органы нормативными правовыми актами.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 30 ноября 2011 года N 777-рп федеральное государственное унитарное предприятие "ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации" определено ответственным за функционирование Системы.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.