Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
(подготовлен Минюстом России 21.10.2014 г.)
Проект федерального закона разработан в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 24 июня 2013 г. N П4-29186, согласно которому необходимо подготовить предложения по созданию механизма временного изъятия транспортного средства в качестве меры обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении, связанному с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, а также отказа гражданам, имеющим задолженность по уплате административных штрафов, в осуществлении юридически значимых действий.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" значительно увеличены административные штрафы (до 50 тыс. рублей), а по отдельным составам административный штраф введён в качестве основного вида наказания (наряду с лишением права управления транспортным средством) за совершение следующих административных правонарушений:
управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);
невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 КоАП);
невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (часть 3 статьи 12.27 КоАП).
По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения в 2013 году сотрудниками Госавтоинспекции возбуждено 590,2 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 12.8 КоАП, в указанный период возбуждено 338,1 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.26 КоАП (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) и 5,8 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 12.27 КоАП (невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия).
По статистическим данным, приведенным на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2013 году по статье 12.8 привлечено к административной ответственности 557210 человек, по статье 12.26 КоАП - 313131 человек.
Законопроектом предусматривается новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - залог за задержанное транспортное средство, то есть внесение физическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 12.8, 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП, денежных средств в орган внутренних дел (полиции), указанный в протоколе о задержании транспортного средства в качестве получателя залога за задержанное транспортное средство.
Информацию о получателе залога за задержанное транспортное средство, в том числе реквизиты его счета, и размер такого залога предполагается указывать в протоколе о задержании транспортного средства.
Залог за задержанное транспортное средство применяется в обязательном порядке в день обращения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к должностному лицу органа внутренних дел (полиции), уполномоченному применить меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство, при условии внесения суммы залога на счет, указанный в протоколе о задержании транспортного средства.
Залог за задержанное транспортное средство вносится в размере суммы максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой части статьи Особенной части настоящего Кодекса.
Введение данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении обусловлено повышенной общественной опасностью правонарушений, совершаемых пьяными водителями, и их тяжелыми последствиями.
При этом КоАП предусматривает, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 11 статьи 27.13). В случае же прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или состава административного правонарушения (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности), действием лица в состоянии крайней необходимости, наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (часть 12 статьи 27.13 КоАП Российской Федерации).
В целях возможности применения залога за задержанное транспортное средство в отношении всех категорий водителей, находящихся в состоянии опьянения, санкции части 3 статьи 12.8 и части 2 статьи 12.26 КоАП излагаются в новой редакции.
Также статьей 2 законопроекта часть 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" дополняется пунктом 16.2., наделяющим судебного пристава-исполнителя полномочием по приостановлению (установлению запретов на) совершение органами и должностными лицами в отношении лиц, имеющих задолженность по уплате административных штрафов, юридически значимых действий, перечень которых будет установлен Правительством Российской Федерации.
По данным Федеральной службы судебных приставов, за 4 месяца 2014 года судебными приставами-исполнителями структурных подразделений территориальных органов ФССП России возбуждено более 12 млн. исполнительных производств о взыскании административных штрафов на сумму около 130 млрд. рублей, из них возбуждено на основании судебных актов - 1,4 млн. (на сумму 17 млрд. рублей), на основании постановлений уполномоченных органов - 10,6 млн. (на сумму 113 млрд. рублей).
Реализация законопроекта окажет профилактическое воздействие на лиц, имеющих склонность к вождению транспортных средств в состоянии опьянения, позволит создать условия для недопущения уклонения от выполнения правонарушителем обязанности по уплате административного штрафа, понуждения лиц, привлечённых к административной ответственности, к добровольной и своевременной уплате административных штрафов, что, в свою очередь, повлечет поступление дополнительных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Законопроект относится к сфере реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" (постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864) и государственной программы Российской Федерации "Юстиция" (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 312).
Реализация законопроекта не повлечет увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться в пределах штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных ФССП России и МВД России на осуществление деятельности в установленной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.