Проект Федерального закона "Об иммиграционном контроле в Российской Федерации"
(подготовлен ФМС России 28.10.2014 г.)
|
Проект |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об иммиграционном контроле в Российской Федерации
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления иммиграционного контроля, защиты прав физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении иммиграционного контроля, а также определяет перечень прав и обязанностей органов иммиграционного контроля и устанавливает особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
Статья 2. Правовая основа иммиграционного контроля
1. Правовую основу иммиграционного контроля составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.
2. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением иммиграционного контроля, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статья 3. Основные понятия
1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) иммиграционный контроль - комплекс мер, осуществляемых органами иммиграционного контроля, в целях обеспечения соблюдения законодательства в области въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, выезда иностранных граждан из Российской Федерации, транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
2) органы иммиграционного контроля - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции) и его территориальные органы;
2. В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранные граждане" включает в себя понятие "лица без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Статья 4. Основные принципы иммиграционного контроля
Деятельность органов иммиграционного контроля осуществляется на основе следующих принципов:
1) законности;
2) соблюдения и уважения прав и свобод граждан;
3) недопустимости вмешательства в деятельность органа иммиграционного контроля;
4) беспристрастности;
5) общественного доверия и поддержки граждан;
6) взаимодействия и сотрудничества;
7) открытости и публичности.
Глава 2. Права и обязанности органа иммиграционного контроля
Статья 5. Права органов иммиграционного контроля
Должностные лица органов иммиграционного контроля при осуществлении полномочий, возложенных на них законодательством Российской Федерации, вправе:
1) осуществлять полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) проверять документы, удостоверяющие личность иностранных граждан, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дел об административных правонарушениях; проверять у иностранных граждан, должностных лиц и организаций разрешения и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на орган иммиграционного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) осуществлять доставление иностранных граждан по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, личный досмотр иностранных граждан, а также досмотр находящихся при них вещей;
5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции органа иммиграционного контроля, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе, с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях;
6) истребовать по письменному запросу уполномоченных должностных лиц органа иммиграционного контроля от организаций независимо от форм собственности предоставление необходимой документации и иных необходимых материалов;
7) изымать разрешительные и иные документы в случаях выявления признаков их фальсификации, а также в случаях их аннулирования в установленном порядке;
8) выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения;
9) аннулировать в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, разрешительных и иных документов, выдача которых отнесена к компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере миграции;
10) принимать решения о депортации иностранных граждан и осуществлять их исполнение в порядке, установленном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
11) передавать и принимать иностранных граждан в соответствии с международными договорами о реадмиссии в порядке, установленном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
12) осуществлять контроль за исполнением иностранным гражданином назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации;
13) использовать информационные системы, базы данных, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также иные технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.
Статья 6. Обязанности органа иммиграционного контроля
К основным обязанностям органов иммиграционного контроля относятся:
1) обеспечение прав и законных интересов физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления иммиграционного контроля;
2) предоставление гражданам, общественным объединениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, достоверной информации о деятельности органа иммиграционного контроля;
3) взаимодействие и информационный обмен с правоохранительными органами в области предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства в области въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, выезда иностранных граждан из Российской Федерации, транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
4) мониторинг, прогнозирование, анализ и оценка эффективности мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, выезда иностранных граждан из Российской Федерации, транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
5) предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений в рамках предоставленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях компетенции;
6) проведение мероприятий по контролю за соблюдением физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, законодательства в области въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, выезда иностранных граждан из Российской Федерации, транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
7) выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в области въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, выезда иностранных граждан из Российской Федерации, транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
8) организация защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
9) иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 7. Гарантии правовой защиты должностного лица органа иммиграционного контроля
1. Должностное лицо органа иммиграционного контроля выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
2. Воспрепятствование выполнению должностным лицом органа иммиграционного контроля служебных обязанностей, оскорбление должностного лица органа иммиграционного контроля, оказание ему сопротивления, применение или угроза применения насилия по отношению к должностному лицу органа иммиграционного контроля в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований должностного лица органа иммиграционного контроля влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
3. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства должностного лица органа иммиграционного контроля и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением должностных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Информационное обеспечение органов иммиграционного контроля
Органы иммиграционного контроля имеют право использовать централизованные учеты и информационные ресурсы, необходимые для осуществления иммиграционного контроля.
Статья 9. Взаимодействие органов иммиграционного контроля с другими государственными органами
1. Органы иммиграционного контроля осуществляют свои полномочия самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.
2. Органы иммиграционного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами. В отдельных случаях законодательством Российской Федерации исполнение отдельных функций, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к компетенции органов иммиграционного контроля, может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
3. При выявлении органами иммиграционного контроля признаков преступлений и (или) административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, органы иммиграционного контроля обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.
Статья 10. Ведомственный контроль деятельности органов иммиграционного контроля
1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий орган иммиграционного контроля или вышестоящее должностное лицо органа иммиграционного контроля в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего органа иммиграционного контроля или нижестоящего должностного лица органа иммиграционного контроля, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих органов иммиграционного контроля или нижестоящих должностных лиц органов иммиграционного контроля.
2. В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего органа иммиграционного контроля или нижестоящего должностного лица органа иммиграционного контроля требуется принятие нового решения, такое решение принимается уполномоченным органом иммиграционного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Ответственность органов иммиграционного контроля и их должностных лиц
1. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица органов иммиграционного контроля несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц органов иммиграционного контроля при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Вред, причиненный лицам и их имуществу правомерными действиями органов иммиграционного контроля и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Глава 3. Особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции
Статья 12. Виды федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции
1. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя:
федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации;
федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных граждан.
2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Порядок проведения мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в отношении физических лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Статья 13. Виды проверок
1. В целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции орган иммиграционного контроля в рамках своей компетенции проводит плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании распоряжений (приказов) органа иммиграционного контроля.
2. Типовая форма распоряжения (приказа) руководителя органа иммиграционного контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статья 14. Плановая проверка
1. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органом иммиграционного контроля ежегодных планов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:
1) трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) года со дня окончания срока проведения последней плановой проверки.
3. Срок проведения плановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
4. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Статья 15. Внеплановая проверка
1. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выданного органом иммиграционного контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган иммиграционного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований;
3) выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом иммиграционного контроля мониторинга соблюдения таких требований;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
3. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
4 Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать семь рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа иммиграционного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на семь рабочих дней.
5. О проведении внеплановой проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение внеплановой проверки.
6. Предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки не допускается.
7. По результатам проверки осуществляющее ее должностное лицо органа иммиграционного контроля составляет акт, копия которого вручается руководителю юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. Типовая форма акта проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Глава 4. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц органов иммиграционного контроля
Статья 16. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц органов иммиграционного контроля
Решение, действие (бездействие) должностного лица органа иммиграционного контроля, нарушающего права и свободы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения и иной организации могут быть обжалованы в вышестоящий орган иммиграционного контроля, вышестоящему должностному лицу органа иммиграционного контроля или в суд.
Глава 5. Правовое положение должностных лиц органов иммиграционного контроля
Статья 17. Правовое положение должностных лиц органов иммиграционного контроля
Правовое положение должностных лиц органов иммиграционного контроля определяется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Глава 6. Заключительные и переходные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
Президент |
В.ПУТИН |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.