Пояснительная записка к проекту Приказа Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы "О внесении изменений в Инструкцию об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 г. N 366/789/197" (подготовлен МВД России 24.10.2014 г.)
Представляемый проект нормативного правового акта разработан в инициативном порядке в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации отдельных положений Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 г. N 366/789/197 (далее - Инструкция).
Основным предметом нормативного регулирования представляемого проекта являются отношения, связанные с внесением изменений в Инструкцию.
Необходимость разработки проекта обусловлена тем, что отдельные положения Инструкции не в полной мере корреспондируют нормам Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции").
Статьями 4 и 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") на органы внутренних дел возложены обязанности производить розыск и осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, а также обеспечивать прибытие граждан, в случае невозможности вручения им повесток уполномоченными должностными лицами, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Часть названных выше обязанностей, в частности, вручение повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в случае невозможности вручения повесток уполномоченными должностными лицами, являются несвойственными для органов внутренних дел, поскольку основания для их выполнения не соответствуют назначению и основным направлениям деятельности полиции (статьи 1 и 2 Федерального закона "О полиции").
При этом осуществление должностными лицами органов внутренних дел действий по установлению местонахождения уклоняющихся от воинского учета лиц является, по сути, розыском, а последующее принудительное препровождение к месту проведения мероприятий, связанных с призывом - доставлением.
Проведение названных процессуальных действий вне рамок возбужденного уголовного дела либо дела об административном правонарушении связано с прямым нарушением норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, соответственно, с нарушением конституционных прав граждан.
Выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов и органов местного самоуправления, а основания и порядок реализации в достаточной степени урегулированы законодательством Российской Федерации (статьи 4, 8, 26, 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвёржденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663).
Изложенное согласуется и с позицией законодателя - в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции" к полномочиям полиции в указанной сфере относится только задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, лиц, находящихся в розыске, лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях.
В связи с возникающими противоречиями в законодательстве Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 октября 2000 г. N 199-О указал, что в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы. В своем Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации уточнил данную позицию, отметив, что "в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "последующий закон отменяет действие предыдущего". При этом если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними, действует последующий закон.
Таким образом, полиция исполняет только те обязанности, которые возложены на нее Федеральным законом "О полиции". Обязанность по поиску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, может быть возложена на полицию только путём внесения изменений в указанный Федеральный закон (часть 2 статьи 12).
С учётом изложенного подпункт "а" пункта 5 Инструкции, в соответствии с которым руководители территориальных органов МВД России на районном уровне при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия, не соответствует положениям Федерального закона "О полиции".
Законодательные инициативы о возложении на полицию названных обязанностей путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О полиции" не поддерживаются. Так, в ходе пленарного заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшегося 17 сентября 2013 года, были отклонены проекты федеральных законов:
N 223180-6 "О внесении изменения в пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции" (внесен Законодательным Собранием Забайкальского края), предусматривающий обязанность полиции осуществлять розыск и при наличии законных оснований задерживать граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов (постановление Государственной Думы N 2837-6 ГД);
N 242420-6 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О полиции" (внесен Законодательным Собранием Еврейской автономной области), предусматривающий возложение на полицию обязанности по установлению местонахождения граждан с целью вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат (постановление Государственной Думы N 2838-6 ГД).
Реализация требований нормативного правового акта не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений Министерства, а также дополнительного финансирования органов внутренних дел.
Издание представляемого нормативного правового акта не влечет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.