Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (подготовлен Минтрансом России 12.11.2014 г.)
Отраслевые сметные нормативы (элементные сметные нормы и единичные расценки), применяемые при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения Республики Крым и города федерального значения Севастополя и дорожных сооружений на них - Росавтодор Минтранса России, 2014. -377 стр.
Настоящие элементные сметные нормы и единичные расценки (ЭСНиЕРс) предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих, машины и механизмы, материалы) и расчета денежных затрат на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
Разработаны Центром стратегических автодорожных исследований (ответственный исполнитель - Ганеева И.А.
1. Введение
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с Государственным контрактом N ФДА 47/292 от 19 августа 2014 г.
Разработка элементных сметных норм на содержание автомобильных дорог, наряду с нормами на строительство и ремонт дорог, является составной частью работы по развитию методико-нормативной базы дорожного хозяйства. Элементные сметные нормы и единичные расценки (ЭСНиЕРс) предназначены для определения потребности в трудовых и материально-технических ресурсах и расчета денежных затрат на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог
В развитие нормативной базы содержания дорог в 2011 г. были разработаны Сборники отраслевых сметных нормативов (элементных сметных норм и единичных расценок), применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений на них для 81 субъекта Российской Федерации. Сборники были утверждены Приказами Минтранса РФ от 4 декабря 2013 г. NN374-454.
В связи с присоединением к России новых субъектов возникла необходимость разработки для них аналогичного сборника, что позволит осуществлять планирование и финансирование содержания федеральных автомобильных дорог на единой нормативно-методической основе.
2. Система сметных нормативов затрат на содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений на них
Сметные нормы затрат трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов на единицу измерения работ лежат в основе планирования расходов будущих периодов, являясь базой для составления смет и расчета различного рода укрупненных расценок. Таким образом, они являются нижним уровнем в структуре нормативов материальных и денежных затрат, применяемых при оценке расходов на содержание дорог. Использование элементных норм обеспечивает сопоставимость расчетов на всех уровнях планирования - от производственного до бюджетного.
На основе элементных норм рассчитываются единичные расценки, применяемые для расчетов смет стоимостным методом. Использование расценок в некоторых случаях ускоряет расчеты сметных затрат, однако в условиях инфляции и нестабильности рынка, колебания уровня цен, наиболее корректным методом расчета смет является ресурсный метод. Он позволяет определить затраты на выполнение работ на основе элементных сметных норм и текущих (прогнозных) цен на ресурсы без промежуточных расчетов единичных расценок.
Сметы, рассчитанные при помощи элементных сметных норм, являются общепринятым видом обоснования годовых программ по выполнению работ, договорных цен при заключении контрактов, расчетов за выполненные работы.
Элементные сметные нормы являются базой для расчета различных укрупненных норм материальных и денежных затрат и ресурсно-технологических моделей. Укрупненные нормы позволяют оценивать ориентировочные расходы на выполнение работ без проведения трудоемких расчетов по разработке смет. К таким укрупненным нормам относятся нормы денежных затрат на содержание федеральных автомобильных дорог в расчете на 1 км, укрупненные нормы денежных затрат на содержание элементов автомобильных дорог, ресурсно-технологические модели, которые состоят из двух частей - ресурсной и стоимостной.
Самый высокий уровень планирования затрат на содержание автомобильных дорог представлен в настоящее время укрупненными нормативами денежных затрат для целей бюджетного планирования (утверждены) Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007 г. N539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета"). Данные нормативы разработаны для упрощения расчетов при формировании бюджета на цели содержания дорог в разрезе федеральных округов и дорожной отрасли в целом.
Таким образом, областью применения данного документа является расчет смет на содержание автомобильных дорог, планирование финансовых ресурсов, направляемых на содержание, определение договорных цен при заключении договоров подряда, определение стартовых цен при проведении торгов. Работа предназначена для использования как органами управления автомобильными дорогами, так и организациями-подрядчиками.
3. Подготовка перечня трудовых и материально-технических ресурсов, входящих в состав норм на работы по содержанию федеральных автомобильных дорог
Первым этапом выполнения работы по созданию сборника отраслевых сметных нормативов на работы по содержанию федеральных дорог Крыма явилась подготовка перечня трудовых и материально-технических ресурсов, входящих в состав норм. Для этого была произведена выборка кодов и наименований видов ресурсов, входящих в состав 234 таблиц сборников отраслевых сметных нормативов, разработанных ранее для 81 субъекта Российской Федерации. По этому перечню было необходимо собрать информацию о средних сметных ценах на указанные ресурсы в Крыму.
Как сбор, так и обработка информации по ценообразованию в новых субъектах Федерации представляют определенную сложность, так как система ценообразования на Украине отличается о системы, существующей в Российской Федерацию. Различия включают в себя не только кодировку, но и наименование ресурсов, а также, в ряде случаев, порядок определения затрат на конкретные ресурсы. Для упрощения работы по сбору информации некоторые наименования были изменены, конкретизированы и снабжены пояснениями. В целях анализа и принятия решений было решено запросить информацию в двух уровнях цен: в уровне 2012 г. (для обеспечения сопоставимости с ранее разработанными сборниками) и в текущем уровне. Полученный перечень ресурсов был направлен в ГУ "Служба автомобильных дорог Республики Крым". Заполнение перечня производилось в тесном взаимодействии с сотрудниками сметного отдела этой организации. Основной объем информации по ценообразованию предоставлен заместителем начальника сметного отдела Статкевич В.С.
4. Обработка информации по ценообразованию, расчет единичных расценок .
Средние сметные цены на дорожные ресурсы были получены в двух уровнях на июль 2012 г. и сентябрь 2014 г. Источниками информации послужили Сборник официальных документов и разъяснений Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины "Ценообразование в строительстве", а также "Региональные граничные цены", утвержденные начальником Службы автомобильных дорог Республики Крым.
Цены на отдельные материалы, отсутствующие в указанных источниках, были определены по прайс-листам. Цены в гривнах на указанные периоды были пересчитаны в рубли по курсу, соответственно, 3,98184 и 2,89735. Падением курса гривны по отношению к 2012 г. объясняется снижение сметных цен в рублях на ряд ресурсов, несмотря на их удорожание в гривнах. Например, сметная стоимость 1 т портландцемента быстротвердеющего марки 500 составила в 2012 г. 4247 руб., а в 2014 г. - 3478 руб. В то время как в украинской валюте его стоимость составила 1067 грн. в 2012 г. и 1201 грн. в 2014 г. Однако по битуму и битумной эмульсии наблюдается другая картина. Например, сметная стоимость битума в 2012 г. была 6850 грн., а в сентябре 2014 г. она составила 5411 грн., что может являться результатом структурных изменений в ценообразовании Крыма в связи с присоединением к России. В таблицах 1 и 2 приведена сметная стоимость основных дорожных ресурсов в гривнах в уровне июля 2012 г. и сентября 2014 г.
Анализ собранной информации, показал, что расхождения цен по дорожным ресурсам Крыма и соседних российских регионов очень значительны. По ресурсам, используемым при содержании дорог в малых объемах, нередки отклонения в 3 раза. Однако по основным дорожным ресурсам расхождения не так велики. Например, сметная стоимость портландцемента в Крыму в 2012 г. была на 10% ниже, чем в Краснодарском крае, а сметная стоимость натрия хлористого карьерного - на 50% ниже. Цены на бетонные и железобетонные изделия (бортовой камень, дорожные плиты) ниже на 10-20%. В то же время стоимость жидкого дорожного битума в Крыму была в 2012 г. выше на 70%, а черного щебня и литого асфальта - выше на 20% и 60% соответственно.
По большинству технологических машин и механизмов, таких как тракторы, бульдозеры, экскаваторы, компрессоры, КДМ до 210 л.с., молотки отбойные, сметные расценки на эксплуатацию очень близки к показателям для Краснодарского края с отдельными колебаниями в ту или иную сторону в пределах 20%. Однако по некоторым машинам отклонения значительны. Большей частью это либо автомобили транспортного назначения, например, автосамосвалы, машины дорожной службы, либо новая техника.
Ставки оплаты труда рабочих в Крыму значительно ниже, чем в соседних российских регионах. К сентябрю 2014 г. их величина в гривнах не изменилась по отношению к июлю 2012 г. В таблице 3 приведены фактические ставки оплаты труда по разрядам на 2012 г. в гривнах и рублях, рассчитанные по курсу 3,98184.
Таблица 1 - Сметная стоимость основных дорожных материалов в Республике Крым.
Наименование ресурса |
Единица измерения |
Сметная стоимость на июль 2012 г., грн. |
Сметная стоимость на сентябрь 2014 г., грн. |
Поковки оцинкованные массой 1.8 кг |
т |
11648 |
13591 |
Портландцемент общестроительного назначения быстротвердеющий, марки 500 |
т |
1067 |
1201 |
Битумы нефтяные дорожные жидкие класс МГ и СГ |
т |
6850 |
5411 |
Пленка для дорожных знаков с покрытием обратной стороны клеевым составом |
1000 м2 |
81746 |
95926 |
Эмульсия битумная дорожная |
т |
6533 |
6077 |
Натрий хлористый технический карьерный |
т |
497 |
610 |
Элементы световозвращающие на барьерные ограждения (катафоты) |
шт. |
20,85 |
22,03 |
Краска разметочная дорожная белая |
т |
31667 |
32055 |
Бетон дорожный, класс В30 (М400) |
м3 |
951 |
1420 |
Песок природный для строительных работ средний |
м3 |
355 |
546 |
Щебень из природного камня для строительных работ марка 1000, фракция 20-40 мм |
м3 |
404 |
672 |
Смесь песчано-гравийная природная |
м3 |
306 |
433 |
Материалы из отсевов дробления осадочных горных пород для строительных работ 2 класса марка 800, размер зерен до 5 мм средние |
м3 |
275 |
402 |
Асфальтобетонные смеси дорожные, марка I, тип Б |
т |
1221 |
1288 |
Щебень черный горячий, фракция 15-20 мм |
т |
850 |
1082 |
Лампы газоразрядные высокого давления типа ДНаТ 250-5 |
10 шт. |
2894 |
3248 |
Вода |
м3 |
8,55 |
9,99 |
Семена многолетних трав |
кг |
68 |
80 |
Комплект металлоконструкций барьерного ограждения, марка 11-ДО/130-0,75-4,0-1,25, горячее цинкование |
т |
14583 |
20404 |
Таблица 2 - Сметная стоимость эксплуатации основных дорожных машин в Республике Крым.
Наименование ресурса |
Единица измерения |
Сметная стоимость на июль 2012 г., грн. |
Сметная стоимость на сентябрь 2014 г., грн. |
Тракторы на пневмоколесном ходу при работе на других видах строительства 40 кВт (55 л.с.) |
маш.-час |
81 |
109 |
Краны на автомобильном ходу при работе на других видах строительства 6,3 т |
маш.-час |
150 |
171 |
Автогидроподъемники высотой подъема 12 м |
маш.-час |
111 |
152 |
Автогидроподъемники высотой подъема 22 м |
маш.-час |
174 |
231 |
Погрузчики одноковшовые универсальные фронтальные пневмоколесные 2 т |
маш.-час |
114 |
144 |
Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа (7 ат) 5 м3/мин |
маш.-час |
112 |
113 |
Экскаваторы одноковшовые дизельные на пневмоколесном ходу при работе на других видах строительства 0,25 м3 |
маш.-час |
89 |
122 |
Экскаваторы-планировщики на пневмоколесном ходу |
маш.-час |
203 |
218 |
Бульдозеры при работе на других видах строительства 79 кВт (108 л.с.) |
маш.-час |
145 |
192 |
Автогрейдеры среднего типа 99 кВт (135 л.с.) |
маш.-час |
156 |
237 |
Автогрейдеры тяжелого типа 173 кВт (235 л.с.) |
маш.-час |
386 |
455 |
Заливщики швов на базе автомобиля |
маш.-час |
232 |
347 |
Катки дорожные самоходные вибрационные 2,2 т |
маш.-час |
58 |
81 |
Машины дорожные комбинированные мощностью менее 210 л.с. |
маш.-час |
168 |
177 |
Машины дорожные комбинированные мощностью от 210 до 270 л.с. |
маш.-час |
185 |
188 |
Установки для ремонта покрытий струйно-инъекционным методом на базе автомобиля |
маш.-час |
208 |
211 |
Молотки при работе от передвижных компрессорных станций отбойные пневматические |
маш.-час |
1,41 |
1,53 |
Автомобиль-самосвал, грузоподъемность до 15 т |
маш.-час |
97 |
115 |
Таблица 3 -Ставки оплаты труда дорожных рабочих на июль 2012 г. в Республике Крым.
Разряд |
Размер ставки в гривнах |
Размер ставки в рублях |
1 |
15,59 |
62,08 |
2 |
16,84 |
67,05 |
3 |
18,49 |
73,62 |
4 |
20,88 |
83,14 |
5 |
24,04 |
95,72 |
6 |
28,08 |
111,81 |
7 |
32,35 |
128,81 |
8 |
37,32 |
148,6 |
Дополнительно были рассчитаны ставки оплаты по алгоритму, принятому при определении ставок оплаты труда рабочих российских регионов. В соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству этот алгоритм предусматривает установление минимальной ставки оплаты труда в размере не менее 1,15 от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Дополнительно учитываются доплаты компенсирующего и стимулирующего характера (общая надбавка в размере 87,5% и доплата за разъездной характер работы в размере 15%). Величина среднего прожиточного минимума, установленная Минфином Украины, составляла на июль 2012 г. 1044 грн., а прожиточного минимума трудоспособных лиц - 1102 грн. Последний показатель и был использован в расчетах. Результаты расчетов представлены в таблице 4.
Сопоставление ставок оплаты рабочих в рублях показывает, что заработная плата в Краснодарском крае превышает уровень заработной платы в Крыму по разрядам 1-8 в среднем в 1,7 раза. По отношению к заработной плате, рассчитанной от величины прожиточного минимума, заработная плата, рассчитанная для Краснодарского края, превышает ставки, рассчитанные для Крыма, в 1,55 раза.
Таблица 4 - Ставки оплаты труда дорожных рабочих на июль 2012 г., рассчитанные от прожиточного минимума трудоспособного населения.
Разряд |
Размер ставки в Крыму, руб. |
Размер ставки в Краснодарском крае, руб. |
1 |
61,74 |
95,69 |
2 |
74,09 |
114,84 |
3 |
86,44 |
133,97 |
4 |
98,79 |
153,12 |
5 |
111,14 |
172,25 |
6 |
123,49 |
191,4 |
7 |
135,84 |
210,54 |
8 |
148,18 |
229,66 |
Расчет единичных расценок был выполнен в двух вариантах: с учетом ставок заработной платы по информации ГУ "Служба автомобильных дорог Республики Крым" и ставок, рассчитанных от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Окончательно был принят последний вариант, методически соответствующий ранее выполненным расчетам заработной платы для других субъектов Российской Федерации.
Заработная плата рабочих, управляющих машинами, указана в соответствии с разрядами машинистов по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.