Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и утверждении Положения об использовании любых сетей связи и средств связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций"
(подготовлен Минкомсвязью России 01.12.2014 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 895 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 2), ст. 132).
2. Утвердить прилагаемое Положение об использовании любых сетей связи и средств связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от __________ 2014 г. N ________
Изменения, которые вносятся в Положение о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Изложить Положение о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 895 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 2), ст. 132), в следующей редакции:
"Положение о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Настоящее Положение определяет порядок приоритетного использования, а также приостановления или ограничения использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) за исключением целей оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
2. При угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи имеют Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, находящиеся в их ведении службы и агентства, а также координационные органы всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - приоритетные пользователи).
3. Под приоритетным использованием любых сетей связи и средств связи понимается первоочередное по отношению к другим пользователям право на использование любых сетей связи и средств связи.
4. При приостановлении использования сетей связи и средств связи предусматривается полное прекращение их использования другими пользователями на время проведения работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При ограничении использования любых сетей связи и средств связи предусматривается сокращение их использования другими пользователями (изменение режимов работы средств связи, объемов оказываемых услуг связи и т.д.) на время проведения работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, сохранившихся в зоне чрезвычайных ситуаций, приостановление или ограничение их использования может применяться в отношении любых сетей связи и средств связи независимо от формы собственности, правовых оснований владения и пользования ими, категорий сетей связи, функционального предназначения и технических характеристик средств связи, а также организационно-правовой формы организаций, в ведении которых находятся сети связи.
6. Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение их использования осуществляется в целях обеспечения проведения приоритетными пользователями неотложных мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также обеспечения деятельности в области государственного управления, обороноспособности и безопасности государства, обеспечения правопорядка, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
7. При угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций организации, в том числе операторы связи, в ведении которых находятся сети электросвязи, при наличии технической возможности предоставляют приоритетным пользователям в пользование:
а) линии связи;
б) каналы связи;
в) средства связи, включая пользовательское оборудование (оконечное оборудование);
г) действующие маршруты почтовой связи либо специально созданные такие маршруты.
8. Любые сети связи и средства связи для приоритетного использования при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций предоставляются в первую очередь для обеспечения связью:
а) правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
б) комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
в) территориальных и местных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
г) оперативных групп органов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, осуществляющих руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
д) аварийно-спасательных служб и формирований, действующих в зонах чрезвычайных ситуаций.
9. Решение о приостановлении или ограничении использования сетей связи и средств связи при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций принимается в случаях:
а) отсутствия свободных средств связи для удовлетворения потребностей приоритетных пользователей;
б) необходимости ограничения трафика в целях предотвращения перегрузки в сетях связи;
в) необходимости обеспечения электромагнитной совместимости при работе радиоэлектронных средств, привлекаемых к работе в зонах чрезвычайных ситуаций;
г) необходимости открытия операторами почтовой и специальной связи дополнительных маршрутов.
10. Решение о необходимости приостановления или ограничения использования любых сетей связи и средств связи принимается соответствующим координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по запросу приоритетных пользователей.
Решение указанного координационного органа доводится до Федерального агентства связи с использованием любых сохранившихся сетей связи и средств связи и рассматривается незамедлительно на основании анализа состояния любых сетей связи и средств связи, зона обслуживания которых находится в зоне чрезвычайной ситуации.
Указанное решение с обоснованием необходимости и достаточности требуемого ресурса сетей связи для удовлетворения потребностей в услугах связи в зоне чрезвычайной ситуации в течение суток должно быть подтверждено руководителем координационного органа документально с использованием любых способов передачи документов, в том числе электронной цифровой подписи.
11. Решение о приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций не должно приводить к нарушению управления технологическими процессами производства, в результате которого могут возникнуть другие чрезвычайные ситуации.
12. На основании решения о необходимости приостановления или ограничения использования сетей связи и средств связи при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации, принятого координационным органом, Федеральное агентство связи оформляет распоряжение, которое доводится до организаций связи, в том числе находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, и является обязательным для выполнения.
Федеральное агентство связи определяет при необходимости организации связи, ответственные за обеспечение взаимодействия всех организаций связи на территории субъектов Российской Федерации во время чрезвычайной ситуации, их полномочия по управлению и восстановлению сетей связи и устанавливает это в указанном распоряжении.
13. В распоряжении о приостановлении или ограничении использования сетей связи и средств связи во время чрезвычайной ситуации определяется срок действия ограничений (запретов). При необходимости продления срока приостановления или ограничения использования любых сетей связи и средств связи свыше указанного в распоряжении срока координационный орган принимает такое решение в порядке, установленном пунктом 10 настоящего Положения.
14. Управление сетью связи общего пользования во время чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным агентством связи, в том числе через систему централизованного управления сетью связи общего пользования (при её создании), во взаимодействии с центрами управления сетями связи специального назначения и технологическими сетями связи, имеющими присоединение к сети связи общего пользования.
15. Регламент взаимодействия координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Федерального агентства связи и операторов связи при приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи с целью выделения ресурсов для использования приоритетными пользователями при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливается Приложением 1 к настоящему Положению.
16. В случае отказа (противодействия) в выполнении требований настоящего Положения во время чрезвычайных ситуаций юридические лица, в том числе организации связи и их должностные лица, а также физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_______________________
Приложение 1
к Положению о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
РЕГЛАМЕНТ взаимодействия координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Федерального агентства связи и операторов связи при приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи с целью выделения ресурсов для использования приоритетными пользователями при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент определяет порядок взаимодействия координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - координационный орган), Федерального агентства связи (далее - Россвязь) и оператора связи, процедуры по организации выделения ресурсов сетей связи приоритетному пользователю при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и сроки их выполнения.
1.2. Выделение ресурсов сетей связи осуществляется в целях обеспечения проведения приоритетными пользователями неотложных мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий за исключением целей оповещения и информирования.
1.3. Выделение ресурсов сетей связи приоритетному пользователю осуществляется за счёт приоритетного использования, приостановления или ограничения использования любых сетей связи и средств связи в соответствии с действующим законодательством в области связи, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.4. Юридическим фактом, являющимся основанием для принятия решения о необходимости выделения ресурсов сети связи приоритетному пользователю, является распоряжение соответствующего органа исполнительной власти о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зоне обслуживания сети связи оператора связи.
1.5. Решение о необходимости выделения ресурсов сети связи приоритетному пользователю принимает координационный орган соответствующего уровня в лице его руководителя, являющегося руководителем соответствующего органа исполнительной власти или его заместителем.
1.6. Выделение ресурсов сети связи приоритетному пользователю осуществляется оператором связи на основании соответствующего распоряжения Россвязи, выпущенного на основании решения, принятого координационным органом.
1.7. Обмен информацией при взаимодействии осуществляют оперативный дежурный органа исполнительной власти, оперативный дежурный Россвязи и оперативный дежурный оператора связи с использованием любых доступных сетей и средств связи (сеть фиксированной или подвижной телефонной связи, телеграфная сеть связи, электронная почта и т.д.). При использовании для взаимодействия неголосовых способов связи должен использоваться заранее согласованный способ подтверждения получения сообщения.
2. Порядок оперативного взаимодействия координационного органа,
Россвязи и операторов связи
2.1. При принятии координационным органом решения о необходимости выделения ресурса сетей связи по заявке, поступившей от приоритетного пользователя, оперативный дежурный органа исполнительной власти в срок, не превышающий 10 минут, пересылает запрос на требуемый ресурс связи оперативному дежурному Россвязи. В запросе должна содержаться информация о требуемой приоритетному пользователю величине ресурса сетей связи и сроке его предоставления. Решение координационного органа о выделении ресурса сетей связи с обоснованием его необходимости и достаточности для удовлетворения потребностей приоритетных пользователей в течение суток должно быть подтверждено руководителем координационного органа документально с использованием любых способов передачи документов, в том числе электронной цифровой подписи.
2.2. Оперативный дежурный Россвязи незамедлительно в срок, не превышающий 10 минут после получения запроса от координационного органа, передаёт оперативным дежурным операторов связи запрос о технической возможности выделения требуемого ресурса.
2.3. Оператор связи в течение не более 10 минут определяет техническую возможность выделения требуемого ресурса.
2.4. При отсутствии технической возможности выделения требуемого ресурса оперативный дежурный оператора связи незамедлительно в срок, не превышающий 5 минут, сообщает об этом оперативному дежурному Россвязи.
2.5. При возможности выделения ресурса меньшей величины оперативный дежурный оператора связи незамедлительно в срок, не превышающий 5 минут, сообщает об этом оперативному дежурному Россвязи.
2.6. При наличии технической возможности выделения требуемого ресурса оперативный дежурный оператора связи незамедлительно в срок, не превышающий 5 минут, сообщает об этом оперативному дежурному Россвязи.
2.7. При отсутствии технической возможности выделения требуемого ресурса оперативный дежурный Россвязи уведомляет оперативного дежурного органа исполнительной власти в срок, не превышающий 5 минут, об отсутствии технической возможности исполнения его решения или о возможности предоставления ресурса меньшей величины.
2.8. При наличии технической возможности Россвязь в течение не более 30 минут согласовывает с оператором связи выделение требуемого ресурса и при необходимости определяет оператора связи, ответственного за обеспечение взаимодействия всех операторов связи, участвующих в выделении требуемого ресурса, и его полномочия.
2.9. В течение не более 5 минут после согласования с оператором связи выделения требуемого ресурса оперативный дежурный Россвязи доводит до оперативных дежурных операторов связи распоряжение о выделении требуемого ресурса сетей связи, в котором указан оператор связи, ответственный за обеспечение взаимодействия всех операторов связи, участвующих в выделении требуемого ресурса приоритетному пользователю, и его полномочия, а также срок действия ограничений и приостановления использования сетей связи.
2.10. Получив указанное распоряжение, оператор связи незамедлительно в течение не более 30 минут исполняет его, а оперативный дежурный оператора связи незамедлительно в срок, не превышающий 5 минут, уведомляет оперативного дежурного Россвязи о начале работ по выделению ресурсов сети связи приоритетному пользователю и сроке их выполнения.
2.11. В течение 5 минут после завершения работ и начала предоставления требуемого ресурса приоритетному пользователю оперативный дежурный оператора связи уведомляет об этом оперативного дежурного Россвязи.
2.12. Оперативный дежурный Россвязи после получения уведомления о начале работ оператором связи по выделению ресурсов приоритетному пользователю, а также уведомления о начале предоставления требуемого ресурса уведомляет оперативного дежурного органа исполнительной власти о сроке исполнении решения координационного органа.
2.13. Координационный орган уведомляет приоритетного пользователя об исполнении его заявки.
2.14. При принятии решения координационным органом во взаимодействии с приоритетным пользователем об использовании ресурса меньшей величины оно доводится до Россвязи, которое доводит это решение соответствующим распоряжением до оператора(ов) связи.
2.15. При необходимости продления срока использования приоритетным пользователем сетей связи и средств связи свыше указанного в распоряжении координационный орган во взаимодействии с приоритетным пользователем принимает соответствующее решение и доводит его до Россвязи, которое доводит это решение соответствующим распоряжением до оператора связи.".
_________________
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от ________ 2014 г. N __________
Положение об использовании любых сетей связи и средств связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет порядок использования любых сетей связи и средств связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Операторы связи предоставляют абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о стихийных бедствиях независимо от того, кто передает эту информацию, а также сообщениям, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороноспособности и безопасности государства, обеспечения правопорядка и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Для обеспечения своевременного доведения до населения информации и сигналов оповещения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предназначены системы оповещения.
4. Средства связи и каналы связи сетей связи, входящих в состав сети связи общего пользования, обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до населения, входят в состав системы оповещения в соответствии с уведомлением, полученным оператором связи от постоянно действующего органа управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) муниципального и/или регионального уровней.
5. Системы оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций создаются на региональном, муниципальном и объектовом уровнях РСЧС.
6. Координационными органами РСЧС являются:
на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
7. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций решениями руководителей, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, может устанавливаться один из следующих режимов функционирования РСЧС:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации органы управления РСЧС обеспечивают оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
9. Своевременное оповещение населения на региональном уровне входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на муниципальном уровне - органа местного самоуправления.
10. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают тексты сообщений для оповещения населения и организуют их запись на электронные и иные носители информации для передачи их оператору связи.
11. Оператор связи преобразует полученные тексты сообщений оповещения в формат, пригодный для передачи по его сети связи.
12. Распоряжения постоянно действующим органам управления РСЧС на задействование систем оповещения отдаются:
региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления.
13. Оповещение населения осуществляется органами повседневного управления РСЧС по указанию руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС.
14. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
на региональном уровне - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (ГУ МЧС);
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
15. Органами повседневного управления единой системы являются:
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
16. Непосредственные действия по задействованию системы оповещения осуществляются дежурно-диспетчерскими службами органов повседневного управления РСЧС и дежурно-диспетчерскими службами операторов связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения по сетям связи.
17. Юридическим фактом, являющимся основанием для оповещения населения с использованием сети оператора связи, является распоряжение соответствующего органа исполнительной власти о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зоне обслуживания сети оператора связи.
18. В сети оператора местной телефонной связи для целей оповещения населения используется оборудование автоматического дозвона, обеспечивающее путем передачу речевой информации на телефонные аппараты абонентов оператора связи, а также на интерактивные таксофоны (при наличии их в сети оператора связи) с привязкой к заданной зоне оповещения.
19. В сети оператора подвижной связи оповещение населения осуществляется путем рассылки абонентам коротких текстовых сообщений (далее - сообщения SMS) или широковещательной рассылки информационных сообщений (далее - сообщения СВ).
20. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (оказание телематических услуг связи) оповещение населения осуществляет путём создания всплывающего окна поверх веб-страниц Интернет, просматриваемых пользователями, находящимися в заданной зоне оповещения, которым оператор связи оказывает услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, либо путём замещения для этих пользователей веб-страницы сети Интернет информацией оповещения.
21. В сети оператора эфирного вещания осуществляется путем замещения сигналов телерадиоканалов, транслируемых по сети, сигналами, поступающими с оборудования системы оповещения населения.
22. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурно-диспетчерских служб операторов связи, утверждаемые руководителями операторов связи, согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.
23. Регламенты взаимодействия координационного органа РСЧС, Федерального агентства связи и операторов связи при организации оповещения населения с использованием различных сетей связи и средств связи при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливается Приложениями 1 - 4 к настоящему Положению.
24. В случае отказа (противодействия) в выполнении требований настоящего Положения при угрозе возникновения или во время чрезвычайных ситуаций юридические лица, в том числе организации связи и их должностные лица, а также физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_________________
Приложение 1
к Положению об использовании любых сетей связи и средств связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
РЕГЛАМЕНТ взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального агентства связи и оператора связи, оказывающего услуги местной телефонной связи, при использовании сети местной телефонной связи для оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент определяет порядок взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Федерального агентства связи (далее - Россвязь) и оператора связи, оказывающего услуги местной телефонной связи (далее - оператор связи), а также процедуры и сроки их выполнения при организации оповещения населения с использованием сети местной телефонной связи (далее - сеть ТФ).
1.2. Настоящий регламент применяется для целей своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием в сети оператора местной телефонной связи оборудования автоматического дозвона путем передачи речевой информации на телефонные аппараты абонентов оператора связи с привязкой к заданной зоне оповещения.
1.3.
1.4. Юридическим фактом, являющимся основанием для оповещения населения с использованием сети ТФ, является распоряжение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (далее - орган власти) о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зоне обслуживания сети оператора связи.
1.5. Решение о передаче информации об опасностях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - информация оповещения населения) в зависимости уровня реагирования принимает соответствующий орган власти.
1.6. Непосредственные действия по передаче информации оповещения населения по сети ТФ осуществляются дежурно-диспетчерской службой оператора связи по указанию центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту РФ (далее - ЦУКС).
1.7. Формирование информации оповещения обеспечивает главное управление МЧС России по субъекту РФ (далее - ГУ МЧС) совместно с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
1.8. Шаблоны сообщений, предназначенных для передачи абонентам, могут быть сформированы либо в виде текста, либо в виде звукового файла. Подготовленные текстовые сообщения оператор связи преобразует в звуковые файлы.
Шаблоны сообщений готовятся заранее и утверждаются руководителем ГУ МЧС. Сформированные шаблоны сообщений в течение 5 календарных дней после утверждения передаются оператору связи.
Если необходимая информация оповещения населения не сформирована заранее, ГУ МЧС в оперативном порядке подготавливает шаблон сообщения и доставляет его оператору связи с использованием любых доступных способов не менее чем за 20 минут до начала передачи по сети ТФ.
1.9. Обмен информацией при взаимодействии осуществляют оперативный дежурный ЦУКС, оперативный дежурный оператора связи и оперативный дежурный Россвязи с использованием любых доступных сетей и средств связи (сеть фиксированной или подвижной телефонной связи, телеграфная сеть связи, электронная почта и т.д.). При использовании для взаимодействия неголосовых способов связи должен использоваться заранее согласованный способ подтверждения получения сообщения.
2. Порядок оперативного взаимодействия МЧС,
Россвязи и оператора связи
2.1. При принятии органом власти решения об оповещении населения по сети ТФ оперативный дежурный ЦУКС пересылает оперативному дежурному оператора связи заявку на проведение оповещения населения. В заявке должна содержаться информация о зоне оповещения, шаблоне сообщения, времени начала и окончания оповещения.
Решение о передаче информации оповещения должно быть в течение суток подтверждено руководителем органа власти документально с использованием любых способов передачи документов, в том числе электронной цифровой подписи, оперативному дежурному оператора связи.
2.2. Оперативный дежурный оператора связи в срок, не превышающий 10 минут, ответным вызовом удостоверяется в подлинности заявки у оперативного дежурного ЦУКС и, в случае её подлинности, уведомляет его о принятии и регистрации заявки. При этом оперативный дежурный оператора связи сообщает оперативному дежурному ЦУКС предварительную информацию о доступности каналов сети ТФ в пределах заявленной зоны оповещения и при необходимости согласует с ним технически реализуемую зону оповещения.
2.3. В случае недостоверности заявки её обработка оперативным дежурным оператора связи прекращается с занесением соответствующей причины в журнал событий.
2.4. В случае подлинности заявки оперативный дежурный оператора связи в срок, не превышающий 5 минут, направляет уведомление о принятии заявки в Россвязь, где она регистрируется.
2.5. При наличии технической возможности оповещения населения в пределах заявленной зоны оповещения либо после согласования с ЦУКС технически реализуемой зоны оповещения оперативный дежурный оператора связи:
а) обеспечивает передачу по сети ТФ информации оповещения на все телефонные аппараты абонентов, находящиеся в заданной зоне оповещения, согласно указанному в заявке шаблону;
б) делает в журнале запись о передаче информации оповещения населения в соответствии с установленным в дежурно-диспетчерской службе оператора связи порядком.
2.6. Оповещение завершается после доведения информации оповещения до всех абонентов, находящихся в заданной зоне оповещения, либо по истечении срока оповещения, указанного в заявке.
2.7. В течение 5 минут после завершения оповещения оперативный дежурный оператора связи уведомляет об этом оперативного дежурного Россвязи и оперативного дежурного ЦУКС.
2.8. После получения уведомления о завершении оповещения оперативный дежурный Россвязи и оперативный дежурный ЦУКС регистрируют его.
2.9. При принятии органом власти решения о продлении срока оповещения населения оперативный дежурный ЦУКС передаёт оперативному дежурному оператора связи заявку на продление срока оповещения.
2.10. В случае недостоверности заявки её обработка прекращается с занесением соответствующей причины в журнал событий. При подтверждении достоверности заявки оперативный дежурный оператора связи изменяет прежний срок оповещения на вновь заявленный и направляет уведомления об изменении срока оповещения оперативному дежурному Россвязи и оперативному дежурному ЦУКС.
2.11. После получения уведомления об изменении срока оповещения оперативный дежурный Россвязи и оперативный дежурный ЦУКС регистрируют его.
__________________
Приложение 2
к Положению об использовании любых сетей связи и средств связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
РЕГЛАМЕНТ взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального агентства связи и оператора связи, оказывающего услуги подвижной радиотелефонной связи при использовании сети подвижной радиотелефонной связи для оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент определяет порядок взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Федерального агентства связи (далее - Россвязь) и оператора связи, оказывающего услуги подвижной радиотелефонной связи (далее - оператор связи), а также процедуры и сроки их выполнения при организации оповещения населения с использованием сети подвижной радиотелефонной связи (далее - сеть СПС).
1.2. Настоящий регламент применяется для целей своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций путем рассылки абонентам коротких текстовых сообщений (далее - сообщения SMS) или широковещательной рассылки информационных сообщений (далее - сообщения СВ).
Максимальная длина сообщения SMS составляет от 140 до 210 символов, что определяется техническими возможностями сети оператора связи и устанавливается в договорах о взаимодействии оператора связи с региональными ГУ МЧС и с НЦУКС. Максимальная длина сообщения CB не превышает 19 символов.
1.3. Радиус зоны оповещения не может быть меньше зоны обслуживания одной базовой станции. При этом в заданной зоне оповещения одновременно может проводиться только одно оповещение с использованием одной технологии оповещения.
1.4. Информация оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - информация оповещения) рассылается всем абонентам, находящимся в пределах заданной зоны оповещения.
1.5. Юридическим фактом, являющимся основанием для оповещения населения с использованием сети СПС, является распоряжение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (далее - орган власти) о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зоне обслуживания сети оператора связи.
1.6. Решение о передаче информации оповещения населения в зависимости уровня реагирования принимает соответствующий орган власти.
1.7. Непосредственные действия по передаче информации оповещения населения по сети СПС осуществляются дежурно-диспетчерской службой оператора связи по указанию Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее - НЦУКС) или центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту РФ (далее - ЦУКС).
1.8. Формирование информации оповещения населения обеспечивают НЦУКС и главные управления МЧС России по субъектам РФ (далее - ГУ МЧС) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Шаблоны текстовых сообщений, предназначенных для рассылки в виде сообщений SMS и сообщений CB, готовятся заранее и утверждаются руководителем НЦУКС или руководителями ГУ МЧС. Сформированные шаблоны текстовых сообщений в течение 5 календарных дней после утверждения передаются оператору связи.
Если необходимая информация оповещения населения не сформирована заранее, НЦУКС/ГУ МЧС в оперативном порядке подготавливает текст сообщения и доставляет его оператору связи с использованием любых доступных способов не менее чем за 20 минут до начала передачи по сети СПС.
1.9. Обмен информацией при взаимодействии осуществляют оперативный дежурный ЦУКС/НЦУКС, оперативный дежурный оператора связи и оперативный дежурный Россвязи с использованием любых доступных сетей и средств связи (сеть фиксированной или подвижной телефонной связи, телеграфная сеть связи, электронная почта и т.д.). При использовании для взаимодействия неголосовых способов связи должен использоваться заранее согласованный способ подтверждения получения сообщения.
2. Порядок оперативного взаимодействия МЧС,
Россвязи и оператора связи
2.1. При принятии органом власти решения об оповещении населения по сети СПС оперативный дежурный ЦУКС/НЦУКС пересылает оперативному дежурному оператора связи заявку на проведение оповещения населения. В заявке должна содержаться информация о географических координатах и радиусе зоны оповещения, шаблоне текстового сообщения (в двух возможных вариантах - для передачи с использованием технологии SMS либо CB), предпочтительной технологи (SMS или CB), времени начала оповещения.
Решение о передаче информации оповещения должно быть в течение суток подтверждено руководителем органа власти документально с использованием любых способов передачи документов, в том числе электронной цифровой подписи, оперативному дежурному оператора связи.
2.2. Оперативный дежурный оператора связи в срок, не превышающий 10 минут, ответным вызовом удостоверяется в подлинности заявки у оперативного дежурного ЦУКС/НЦУКС и, в случае её подлинности, уведомляет его о принятии и регистрации заявки. При этом оперативный дежурный оператора связи сообщает оперативному дежурному ЦУКС/НЦУКС предварительную информацию о доступности каналов сети СПС в пределах заявленной зоны оповещения, возможности использования предпочтительной технологии оповещения, указанной в заявке, и при необходимости согласует с ним технически реализуемые зону и технологию оповещения.
2.3. В случае недостоверности заявки её обработка оперативным дежурным оператора связи прекращается с занесением соответствующей причины в журнал событий.
2.4. В случае подлинности заявки оперативный дежурный оператора связи в срок, не превышающий 5 минут, направляет уведомление о принятии заявки в Россвязь, где она регистрируется.
2.5. При наличии технической возможности оповещения населения в пределах заявленной зоны оповещения либо после согласования с ЦУКС/НЦУКС технически реализуемой зоны оповещения оперативный дежурный оператора связи:
в течение срока, указанного в заявке на оповещение, обеспечивает передачу по сети СПС информации оповещения населения согласно указанному в заявке шаблону в заданной зоне оповещения;
делает в журнале запись о передаче информации оповещения населения в соответствии с установленным в дежурно-диспетчерской службе оператора связи порядком.
2.6. В течение 5 минут после завершения оповещения оперативный дежурный оператора связи уведомляет об этом оперативного дежурного Россвязи и оперативного дежурного ЦУКС/НЦУКС.
2.7. После получения уведомления о завершении оповещения оперативный дежурный Россвязи и оперативный дежурный ЦУКС/НЦУКС регистрируют его.
2.8. При принятии органом власти решения о продлении срока оповещения населения оперативный дежурный ЦУКС/НЦУКС передаёт оперативному дежурному оператора связи заявку на продление срока оповещения.
2.9. В случае недостоверности заявки её обработка прекращается с занесением соответствующей причины в журнал событий. При подтверждении достоверности заявки оперативный дежурный оператора связи изменяет прежний срок оповещения на вновь заявленный и направляет уведомления об изменении срока оповещения оперативному дежурному Россвязи и оперативному дежурному ЦУКС/НЦУКС.
2.10. После получения уведомления об изменении срока оповещения оперативный дежурный Россвязи и оперативный дежурный ЦУКС/НЦУКС регистрируют его.
_________________
Приложение 3
к Положению об использовании любых сетей связи и средств связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
РЕГЛАМЕНТ взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального агентства связи и оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при использовании информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент определяет порядок взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Федерального агентства связи (далее - Россвязь) и оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - оператор связи), а также процедуры и сроки их выполнения при организации оповещения населения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
1.2. Настоящий регламент применяется для целей своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций путём создания всплывающего окна поверх веб-страниц Интернет, просматриваемых пользователями, находящимися в заданной зоне оповещения, которым оператор связи оказывает услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, либо путём замещения для этих пользователей веб-страницы сети Интернет информацией оповещения
1.3. Юридическим фактом, являющимся основанием для оповещения населения с использованием сети Интернет, является распоряжение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (далее - орган власти) о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зоне обслуживания сети оператора связи.
1.4. Решение о передаче информации об опасностях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - информация оповещения населения) в зависимости уровня реагирования принимает соответствующий орган власти.
1.5. Непосредственные действия по доведению информации оповещения населения до пользователей Интернет осуществляются дежурно-диспетчерской службой оператора связи по указанию центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту РФ (далее - ЦУКС).
1.6. Формирование информации оповещения обеспечивает главное управление МЧС России по субъекту РФ (далее - ГУ МЧС) совместно с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Шаблоны текстовых сообщений оповещения готовятся заранее и утверждаются руководителем ГУ МЧС. Сформированные шаблоны сообщений в течение 5 календарных дней после утверждения передаются оператору связи.
Если необходимая информация оповещения населения не сформирована заранее, ГУ МЧС в оперативном порядке подготавливает шаблон сообщения и доставляет его оператору связи с использованием любых доступных способов не менее чем за 20 минут до начала оповещения.
1.7. Обмен информацией при взаимодействии осуществляют оперативный дежурный ЦУКС, оперативный дежурный оператора связи и оперативный дежурный Россвязи с использованием любых доступных сетей и средств связи (сеть фиксированной или подвижной телефонной связи, телеграфная сеть связи, электронная почта и т.д.). При использовании для взаимодействия неголосовых способов связи должен использоваться заранее согласованный способ подтверждения получения сообщения.
2. Порядок оперативного взаимодействия МЧС,
Россвязи и оператора связи
2.1. При принятии органом власти решения об оповещении населения с использованием сети Интернет оперативный дежурный ЦУКС пересылает оперативному дежурному оператора связи заявку на проведение оповещения населения. В заявке должна содержаться информация о зоне оповещения, шаблоне сообщения, времени начала и окончания оповещения.
Решение об оповещении населения должно быть в течение суток подтверждено руководителем органа власти документально с использованием любых способов передачи документов, в том числе электронной цифровой подписи, оперативному дежурному оператора связи.
2.2. Оперативный дежурный оператора связи в срок, не превышающий 10 минут, ответным вызовом удостоверяется в подлинности заявки у оперативного дежурного ЦУКС и, в случае её подлинности, уведомляет его о принятии и регистрации заявки. При этом оперативный дежурный оператора связи сообщает оперативному дежурному ЦУКС предварительную информацию о доступности сети Интернет для пользователей, находящихся в пределах заявленной зоны оповещения, и при необходимости согласует с ним технически реализуемую зону оповещения.
2.3. В случае недостоверности заявки её обработка оперативным дежурным оператора связи прекращается с занесением соответствующей причины в журнал событий.
2.4. В случае подлинности заявки оперативный дежурный оператора связи в срок, не превышающий 5 минут, направляет уведомление о принятии заявки в Россвязь, где она регистрируется.
2.5. При наличии технической возможности оповещения населения в пределах заявленной зоны оповещения либо после согласования с ЦУКС технически реализуемой зоны оповещения оперативный дежурный оператора связи:
а) обеспечивает доведение информации оповещения до всех пользователей, находящихся в заданной зоне оповещения, согласно указанному в заявке шаблону;
б) делает в журнале запись о проведении оповещения в соответствии с установленным в дежурно-диспетчерской службе оператора связи порядком.
2.6. В течение 5 минут после завершения оповещения оперативный дежурный оператора связи уведомляет об этом оперативного дежурного Россвязи и оперативного дежурного ЦУКС.
2.7. После получения уведомления о завершении оповещения оперативный дежурный Россвязи и оперативный дежурный ЦУКС регистрируют его.
2.8. При принятии органом власти решения о продлении срока оповещения населения оперативный дежурный ЦУКС передаёт оперативному дежурному оператора связи заявку на продление срока оповещения.
2.9. В случае недостоверности заявки её обработка прекращается с занесением соответствующей причины в журнал событий. При подтверждении достоверности заявки оперативный дежурный оператора связи изменяет прежний срок оповещения на вновь заявленный и направляет уведомления об изменении срока оповещения оперативному дежурному Россвязи и оперативному дежурному ЦУКС.
2.10. После получения уведомления об изменении срока оповещения оперативный дежурный Россвязи и оперативный дежурный ЦУКС регистрируют его.
_______________________
Приложение 4
к Положению об использовании любых сетей связи и средств связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
РЕГЛАМЕНТ взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального агентства связи и федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" при использовании наземной сети цифрового телевизионного вещания для оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент определяет порядок взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Федерального агентства связи (далее - Россвязь) и федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - РТРС), а также процедуры и сроки их выполнения при организации оповещения населения с использованием наземной сети цифрового телевизионного вещания РТРС (далее - сеть ЦТВ).
1.2. Настоящий регламент применяется для целей своевременного оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций путем замещения в центрах формирования мультиплексов РТРС (далее - ЦФМ РТРС) сигналов цифровых телерадиоканалов, транслируемых по сети ЦТВ, сигналами, поступающими с оборудования системы оповещения населения о мероприятиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях (далее - оборудование ГО и ЧС), предусмотренного в ЦФМ РТРС.
Экстренная информация об опасностях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - информация оповещения населения) передаются населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается 3-х кратное повторение информации оповещения.
1.3. Юридическим фактом, являющимся основанием для оповещения населения с использованием сети ЦТВ, является распоряжение соответствующего органа исполнительной власти о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зоне обслуживания сети оператора связи.
1.4. Решение о передаче информации оповещения населения принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - администрация субъекта РФ).
1.5. На основании решения администрации субъекта РФ по указанию территориального органа МЧС России, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (главного управления МЧС по субъекту РФ, далее - ГУ МЧС), передача информации оповещения населения осуществляется центром управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС (далее - ЦУКС).
1.6. Непосредственные действия по передаче информации оповещения населения по сети ЦТВ осуществляются ЦУКС и дежурно-диспетчерской службой ЦФМ РТРС.
1.7. Формирование информации оповещения населения обеспечивают ГУ МЧС и администрация субъекта РФ.
Подготовленные электронные записи информации оповещения населения поступают по линии связи от ГУ МЧС России к оборудованию ГО и ЧС ЦФМ РТРС, или хранятся на оборудовании ГО и ЧС ЦФМ РТРС (различные по содержанию файлы общим объёмом не более 1 ГБайт).
Если необходимая информация оповещения населения не сформирована заранее, ГУ МЧС России не менее чем за 10 минут до начала передачи по сети ЦТВ, подготавливает электронную запись информации оповещения населения для передачи её по линии связи к оборудованию ГО и ЧС. В случае необходимости предварительной загрузки электронной записи в оборудование ГО и ЧС эта запись доставляется в ЦФМ РТРС с использованием любых доступных способов не менее чем за 10 минут до начала передачи по сети ЦТВ.
1.8. Обмен информацией при взаимодействии осуществляют оперативный дежурный ЦУКС, оперативный дежурный ЦФМ РТРС и оперативный дежурный Россвязи с использованием любых доступных сетей и средств связи (сеть фиксированной или подвижной телефонной связи, телеграфная сеть связи, электронная почта и т.д.). При использовании для взаимодействия неголосовых способов связи должен использоваться заранее согласованный способ подтверждения получения сообщения.
2. Порядок оперативного взаимодействия МЧС, Россвязи и РТРС
2.1. При принятии администрацией субъекта РФ решения об оповещении населения по сети ЦТВ оперативный дежурный ЦУКС пересылает оперативному дежурному ЦФМ РТРС заявку на проведение оповещения населения. В заявке должна содержаться информация об электронной записи, которая должна быть передана по сети ЦТВ, времени начала оповещения, количестве повторов передаваемой информации и промежутках времени между повторами.
Решение администрации субъекта РФ о передаче информации оповещения должно быть в течение суток подтверждено её руководителем документально с использованием любых способов передачи документов, в том числе электронной цифровой подписи, дежурному ЦФМ РТРС.
2.2. Оперативный дежурный ЦФМ РТРС в срок, не превышающий 10 минут, ответным вызовом удостоверяется в подлинности заявки у оперативного дежурного ЦУКС и, в случае её подлинности, уведомляет его о принятии и регистрации заявки. При этом оперативный дежурный ЦФМ РТРС сообщает оперативному дежурному ЦУКС предварительную информацию о доступности каналов вещания на всей территории субъекта РФ и при необходимости согласует с ним технически реализуемую зону оповещения.
2.3. В случае недостоверности заявки её обработка оперативным дежурным ЦФМ РТРС прекращается с занесением соответствующей причины в журнал событий.
2.4. В случае подлинности заявки оперативный дежурный ЦФМ РТРС в срок, не превышающий 5 минут, направляет уведомление о принятии заявки в Россвязь, где она регистрируется.
2.5. При наличии технической возможности оповещения населения на всей территории субъекта РФ либо после согласования с ЦУКС технически реализуемой зоны оповещения оперативный дежурный ЦФМ РТРС:
а) в течение срока, указанного в заявке на оповещение, обеспечивает передачу по сети ЦТВ информации оповещения населения, поступающей по линии связи от ГУ МЧС России к оборудованию ГО и ЧС ЦФМ РТРС, или хранящейся в записи на оборудовании ГО и ЧС ЦФМ РТРС в указанном в заявке файле;
б) делает в журнале запись о передаче информации оповещения населения в соответствии с установленным в филиале РТРС порядком.
2.6. В течение 5 минут после завершения оповещения оперативный дежурный ЦФМ РТРС уведомляет об этом оперативного дежурного Россвязи и оперативного дежурного ЦУКС.
2.7. После получения уведомления о завершении оповещения оперативный дежурный Россвязи и оперативный дежурный ЦУКС регистрируют его.
2.8. При принятии администрацией субъекта РФ решения о продлении срока оповещения населения оперативный дежурный ЦУКС передаёт оперативному дежурному ЦФМ РТРС заявку на продление срока оповещения.
2.9. В случае недостоверности заявки её обработка прекращается с занесением соответствующей причины в журнал событий. При подтверждении достоверности заявки оперативный дежурный ЦФМ РТРС изменяет прежний срок оповещения на вновь заявленный и направляет уведомления об изменении срока оповещения оперативному дежурному Россвязи и оперативному дежурному ЦУКС.
2.10. После получения уведомления об изменении срока оповещения оперативный дежурный Россвязи и оперативный дежурный ЦУКС регистрируют его.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.