Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования процедур проведения государственной экспертизы проектной документации и сокращения административных процедур)"
(подготовлен Минкультуры России 18.11.2014 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - Законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности осуществления государственной охраны объектов культурного наследия уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также сокращения административных процедур при согласовании проектной документации по сохранению объектов культурного наследия.
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которыми в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия (федерального, регионального и муниципального значений) затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, организуется и проводится государственная экспертиза проектной документации.
Пункт 5.1 статьи 6 Кодекса содержит перечень квалифицированных объектов, проектная документация и результаты инженерных изысканий которых подлежат обязательной государственной экспертизе, отнесенной к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности.
К таким объектам относятся объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта).
При этом к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (часть 1 статьи 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Решение о включении недвижимого имущества в реестр может основываться только на его соответствии признакам объекта культурного наследия, к которым не относятся конструктивные особенности объектов и характеристики надежности и безопасности, не зависимо от категории историко-культурного значения.
По конструктивным особенностям ряд объектов культурного наследия федерального значения являются менее сложными, чем объекты культурного наследия регионального значения, государственную экспертизу которых в настоящее время организовывают и проводят органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, с 1 января 2008 года полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения переданы уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением отдельного перечня объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляет федеральный орган охраны объектов культурного наследия.
Переданные полномочия включают выдачу задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации по сохранению объекта культурного наследия и выдачу соответствующих разрешений на проведение работ.
С целью устранения указанных несоответствий Законопроектом предлагается передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта).
Пункт 2 статьи 49 Кодекса содержит исчерпывающий перечень объектов капитального строительства, экспертиза в отношении проектной документации которых не проводится.
Однако в настоящее время требуется государственная экспертиза в отношении проектной документации объектов капитального строительства, отнесенных к объектам культурного наследия и отвечающих требованиям пункта 2 статьи 49 Кодекса.
Кроме того, при отнесении объекта капитального строительства, отвечающего требованиям пункта 2 статьи 49 Кодекса, к объектам культурного наследия с любой категорией историко-культурного значения потребуется проведение экспертизы в отношении проектной документации.
Для устранения указанных несоответствий Законопроектом также предлагается отменить проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации объектов культурного наследия, отвечающих требованиям пункта 2 статьи 49 Кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.