Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О введении временного запрета на вывоз необработанных шкур с территории Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 05.12.2014 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О введении временного запрета на вывоз необработанных шкур с территории Российской Федерации" подготовлен Минпромторгом России в соответствии со статьей 8 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г., направлен на временное снижение экспорта (вывоза) необработанных шкур, в связи с критическим его недостатком на внутреннем рынке для российской кожевенной и обувной промышленности и обеспечения Государственного оборонного заказа.
Российская кожевенно - обувная промышленность является одной из социально значимой, важной для обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации (обувные предприятия имеют мобилизационные мощности и планы на особый период), высокотехнологичной подотраслью легкой промышленности, обеспечивающей потребность в натуральной коже производство обуви, в том числе до 15% - для нужд Вооруженных Сил страны; а так же кожгалантерейных изделий, мебели и автомобилей. Кожевенные предприятия расположены во многих регионах страны, и, как правило, являются единственными источниками занятости и жизнедеятельности местного населения. В технологическом плане, мощности предприятий предусмотрены на переработку "по полному циклу", от сырья до готовой кожи.
Основным сырьем для кожевенной промышленности являются необработанные шкуры.
Учитывая оборонную и социальную значимость кожевенных ресурсов для страны, необработанные шкуры (коды ТН ВЭД ТС 4101,4103) постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02. 2014 года N 73 были включены в Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.
С 1 октября 2014 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2014 г. N 826 "О введении временного запрета на вывоз кожевенного полуфабриката с территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 826).
По оценкам предприятий кожевенно-обувной подотрасли данная мера способствует увеличению объемов сырьевых ресурсов для внутреннего потребления, сбалансированности внутреннего рынка и улучшению экономической ситуации в отрасли.
Однако, несмотря на принятие Постановления N 826, данный вид поддержки не в полной мере удовлетворяет насущные потребности кожевенных предприятий. Ежегодное падение поголовья скота и существенное ослабление курса национальной валюты приводит к увеличению вывоза необработанных шкур с территории Российской Федерации. В настоящее время нормализации загрузки производственных мощностей не наблюдается.
Республика Беларусь вводит временный запрет на вывоз кожсырья периодически, начиная с 2012 года (с 8 сентября 2014г. продлен запрет на вывоз сырых шкур КРС), что позволяет белорусским предприятиям динамично развиваться и строить планы на перспективу.
Российские кожевенные предприятия также осуществляют модернизацию и техническое перевооружение (ежегодные объемы инвестиций составляют порядка 6 млрд. руб.). Нехватка кожевенного сырья негативно сказывается на развитие отрасли и способствует стремительному росту цен на кожевенное сырье. В январе-августе 2014 г. темп роста цены тонны необработанных шкур крупного рогатого скота (код ТН ВЭД ТС 4101) составил 213 % к соответствующему периоду 2013 года.
В настоящее время кожевенные предприятия Российской Федерации на 99% работают на отечественном сырье. Дефицит сырьевых ресурсов составляет 40%. Годовая потребность в кожевенном сырье составляет 200 тыс. тонн, хотя заготовка сырья не превышает 130 тыс. тонн.
Российский рынок кожевенно-обувной промышленности продолжает испытывать нехватку сырья, цены на кожевенное сырье продолжают расти, производство кож и обуви из кожи падает (таблица N1,2).
Таблица 1
Производство основных видов продукции в сентябре 2014 года
|
Янв - сент 2013 |
Янв - сент 2014 |
Янв - сент 2014г. в % к янв - сент 2013г. |
Хромовые кожтовары, млн. дмI |
1744,4 |
1567,2 |
89,8 |
Обувь, всего, млн. пар |
85,5 |
84,0 |
98,2 |
Обувь с верхом из кожи, млн. пар |
16,4 |
15,4 |
93,7 |
Обувь детская с верхом из кожи, млн. пар |
5,7 |
5,5 |
95,8 |
Таблица 2
Темп роста экспорта-импорта сырых шкур в Российской Федерации за
январь-август 2014 г. к соответствующему периоду 2013 года.
Код ТН ВЭД ТС |
Январь - август 2013 |
Январь - август 2014 |
Темп роста, % |
||||||
|
Кол-во, т |
Ст-ть, тыс. $ |
Цена $/т |
Кол-во, т |
Ст-ть, тыс. $ |
Цена $/т |
Кол-во |
Ст-ть |
Цена |
Экспорт | |||||||||
4101 |
665,3 |
241,3 |
362,7 |
378,3 |
292,4 |
772,9 |
56,9 |
121,2 |
213,1 |
4103 |
1,7 |
4,04 |
2376,4 |
126,8 |
170,6 |
1345,4 |
7640,4 |
4222,8 |
55,3 |
Импорт | |||||||||
4101 |
616 |
538,8 |
874,7 |
456,1 |
321,3 |
704,4 |
74,0 |
59,6 |
80,5 |
4103 |
3,88 |
149,1 |
38427,8 |
211,9 |
70,1 |
330,9 |
5461,3 |
47,0 |
0,9 |
По данным Росстата на 1 сентября 2014 г. поголовье КРС снизилось на 2,8% (таблица N 3), потери в сырьевом эквиваленте составили 5 тыс. тонн (полугодовая загрузка среднего кожевенного предприятия).
Таблица 3
Поголовье крупного рогатого скота на 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации
Единицы измерения |
2013 г. |
2014 г. |
Темп роста
2014 к 2013, в % |
Всего, тыс. голов |
8990,3 |
8740,3 |
97,2 |
В целях успешной реализации Постановления N 826 Российский союз кожевников и обувщиков (далее - РСКО) активизировал сотрудничество с ассоциациями сельхозпроизводителей. В мае 2014 г. подписано соглашение по сотрудничеству между РСКО и Национальным союзом производителей говядины, объединяющим региональные ассоциации и сельхозпроизводителей говядины.
В рамках соглашения:
- осуществляется обмен информацией о состоянии поголовья крупного рогатого скота, базами данных членов наших объединений,
- организуются региональные встречи организаций, входящих в союзы на региональном уровне,
- организуются поставки сырых шкур кожевенным заводам.
Совместная работа показала, что мелкие и средние сельхозпроизводители говядины не заинтересованы в качестве и своевременной реализации сырых шкур, т.к. основная их задача - сдача количества голов КРС на мясо.
С 1 сентября по условиям членства России в ВТО экспортная пошлина на необработанные шкуры снизилась на 10%, до уровня 400 евро/тонн, что в условиях снижения рубля по отношению к евро и доллару, сделало экспорт необработанных шкур для сырьевых компаний (посредников между сельхозпроизводителями и кожевенными заводами) не менее выгодным, чем продажа его внутри страны. Сырьевые компании до введения в действие Постановления N 826 активно вывозили кожевенный полуфабрикат (код ТН ВЭ ТС 4104 11, 4104 19) из страны, а теперь активизируют логистические схемы вывоза за рубеж необработанных шкур. Увеличился отток кожевенного сырья в Китай через открытые казахстанские границы. Вывоз сырья осуществляется через южные регионы России, как правило, за наличный расчет. По сведениям казахстанских производителей кожи, Казахстан, а затем Киргизия являются транзитными государствами при вывозе сырья в Китай. Точных цифр вывоза сырья Республика Казахстан не показывает, нет их в Российской Федерации, но переговоры с производителями Казахстана в сентябре 2014г на Федеральной оптовой ярмарке подтвердили, что сырые шкуры массово вывозятся как с территории Казахстана, так и России, что не позволяет организовать взаимовыгодное сотрудничество кожевенных предприятий указанных стран.
Необходимо отметить, что средние контрактные цены в Республике Казахстан ниже российских и белорусских в 4-3 раза. Падение объемов вывоза сырья за пределы границ Российской Федерации не отражает реальную картину его экспорта и состояние кожевенного рынка (таблица N 4).
Состояние кожевенного рынка Таможенного союза
Таблица 4
Код ТН ВЭД ТС |
Страна |
Количество, тонн |
Стоимость, тыс.$ |
Цена $/тонн |
4101 |
Российская Федерация
Республика Казахстан Республика Беларусь |
378,3 2077,5 275,5 |
292,4 416,5 181,5 |
772,9 220,5 658,8 |
Необходимость введения Российской Федерацией временного запрета на вывоз прочих необработанных шкур код ТН ВЭД ТС 4103 обусловлена сложностями таможенного администрирования данного вида товара и вероятностью экспорта шкур КРС (код 4101) под кодом 4103, а также ростом экспорта шкур прочих животных также необходимых для производства кож.
Из-за мирового снижения поголовья крупного рогатого скота большинство стран активно защищает вывоз сырьевых ресурсов либо запретом, либо высокими пошлинами. Поэтому, использование импортного сырья практически невозможно по причине его высокой стоимости, а также сложностей при ввозе по ветеринарным ограничениям и ограничениями, связанными с запретами на вывоз.
Таким образом, в целях восполнения критического недостатка в сырых необработанных шкурах, в том числе для гарантированного выполнения государственных заказов (включая государственный оборонный заказ), в условиях отсутствия альтернативного сырья и негативных последствий для развития экономики кожевенных предприятий, кожевенное сырье в виде необработанных шкур (коды ТН ВЭД ТС 4101, 4103), включенные в Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установленные временные ограничения или запреты экспорта (постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 73), а также выполнения межправительственных соглашений стран Таможенного Союза по проведению единой политики в отношении сохранения сырьевых ресурсов, развития промышленного производства, организации кооперации и совместных производств на всем пространстве ТС необходимо установить временный запрет на вывоз необработанных шкур (коды ТН ВЭД ТС 4101,4103) сроком на шесть месяцев с 1 января 2015 года.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.