Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Парашютист (десантник) - пожарный"
(подготовлен Минтрудом России 09.12.2014 г.)
Введение
Определения, обозначения и сокращения
В настоящей пояснительной записке применяются следующие обозначения и сокращения с соответствующими определениями, как определено в Таблица 1.
Таблица 1 - Обозначения и сокращения
N п/п |
Обозначение / сокращение |
Определение |
1. |
УК |
Уровень квалификации |
2. |
ТР |
Тарифный разряд |
В настоящей пояснительной записке применяются следующие термины с соответствующими определениями, как указано в Таблица 2.
Таблица 2 - Термины и определения
N п/п |
Термин |
Определение |
1. |
Вид профессиональной деятельности |
Совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда |
2. |
Обобщенная трудовая функция |
Совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе |
3. |
Трудовая функция |
Система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции |
4. |
Трудовое действие |
Процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача. |
Основание для разработки стандарта
Основанием для разработки данного стандарта является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Профессиональный стандарт "Парашютист (десантник)-пожарный" разрабатывается в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 мая 2013 года N 200 "Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета" и Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N170н "Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта.
Краткая характеристика объекта стандартизации
Наименование проекта профессионального стандарта - "Парашютист (десантник)-пожарный".
Профессиональный стандарт составлен в соответствии с проектом макета профессионального стандарта и проектом методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Профессиональный стандарт описывает обобщенные трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия в рамках каждой трудовой функции, которые описывают деятельность работников по профессии Парашютист (десантник)-пожарный.
Профессиональный стандарт "Парашютист (десантник)-пожарный" описывает трудовые функции в соответствии с квалификационными уровнями, определёнными в пункте 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N23. Трудовые действия, описываемые в трудовых функциях, насчитывают от одного до тридцати действий. Обобщённые трудовые функции и трудовые функции описаны в соответствии с методологией анализа жизненного цикла изделий. Для профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный" было выделено 2 квалификационных уровня: с 3 по 4 уровни.
Комплексная системная борьба с пожарами в лесах России является прерогативой Лесной службы. Охрана 1180 млн га лесного фонда страны невозможна без эффективных авиационных технологий. Россия - одна из немногих стран, где уже почти 8 десятилетий имеется профессиональная лесная авиапожарная служба - система авиабаз 'Авиалесоохрана'. Интересный факт - становление, развитие и совершенствование пожарной авиации как в России, так и во всем мире в 90% случаев происходит именно в лесном пожаротушении.
Весной ежедневно на тушении лесных пожаров работает до 4 тысяч лесных пожарных, в труднодоступных районах до 2500 парашютистов и десантников-пожарных баз "Авиалесоохраны", для авиационной поддержки привлекаются до 60 воздушных судов (ВС). Летом с наступлением устойчивых форм таежных пожаров число привлекаемых лесных пожарных увеличивается в 2 раза, а ВС - в 4 раза.
В настоящее время в лесной отрасли страны идет реформирование. Коренным образом меняется лесная политика страны. Со вступлением в силу Лесного кодекса с 1 января 2007 года полномочия в сфере лесных отношений переданы субъектам Российской Федерации, упразднены лесхозы и созданы лесничества, авиабазы (включая парк ведомственной пожарной авиации - более 100 ВС) единой государственной системы "Авиалесоохрана" переданы в ведение субъектов Российской Федерации. Требуется значительный период времени на адаптацию к новым условиям. Административные решения в данном случае привели к разрушению технологических связей.
Ежегодно на территории ряда субъектов Российской Федерации возникают чрезвычайные лесопожарные ситуации, которые требуют оперативного наращивания ресурсов для борьбы с лесными пожарами. В условиях децентрализации управления подразделениями авиационной охраны лесов в субъектах Российской Федерации оказалось невозможным осуществлять межрегиональное маневрирование силами и средствами пожаротушения.
Кроме того, при ликвидации филиалов ФГУ "Авиалесоохрана" и создании специализированных учреждений по авиационной охране лесов в ряде субъектов Российской Федерации произошло значительное сокращение численности работников авиапожарных команд (АПК). По отдельным субъектам их количество оказалось меньше нормативного показателя в расчёте даже на минимальный уровень пожарной опасности в лесу по условиям погоды (Республики Бурятия, Саха (Якутия), Карелия, Иркутская область и др.). В этих условиях стал остро ощущаться дефицит ресурсов пожаротушения, что приводит к распространению лесных пожаров на больших площадях.
В 2007-2008 годах стало очевидным, что при возникновении высокой и чрезвычайной пожарной опасности ни один из субъектов Российской Федерации не в состоянии обеспечить своевременную ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами, без привлечения дополнительных сил и средств.
Многолетний опыт авиационной охраны лесов показал, что для этих целей необходимо иметь резервы сил и средств пожаротушения, финансовых средств, которые позволят оперативно влиять на улучшение лесопожарной обстановки. При этом сделан вывод о том, что дополнительное привлечение подразделений и ресурсов иных ведомств, не специализированных в лесном пожаротушении и не интегрированных в систему авиационной охраны лесов, не дает положительного результата.
В связи с этим, для оказания своевременной помощи субъектам Российской Федерации в борьбе с лесными пожарами Советом по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации в декабре 2008 года принято решении о необходимости создания в системе Рослесхоза федерального резерва авиапожарных команд.
Для стабилизации лесопожарной обстановки необходимо создание трёхуровневой системы по использованию ресурсов пожаротушения:
- местный уровень - задействуются силы и средства субъектов Российской Федерации; - региональный уровень - задействуются силы и средства межрегиональных авиационных лесопожарных центров федерального округа (ФАЛЦ); - национальный уровень (Национальный лесопожарный центр Рослесхоза) - задействуются силы и средства ФАЛЦ всех федеральных округов.
В рамках предложенной модели в субъектах Российской Федерации создается специализированная структура наземных и авиационных сил и средств пожаротушения в форме государственных учреждений - лесопожарных центров, которые объединят ресурсы наземной и авиационной охраны лесов и будут проводить все работы по профилактике и тушению пожаров. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета (субвенций) и других местных источников (арендаторов, лесофондодержателей, средств субъекта). В лесопожарный центр передаются все средства пожаротушения, включая пожарно-химические станции бывших лесхозов и авиационный компонент, имеющиеся в субъекте Российской Федерации. Минимальная численность работников и специалистов должна соответствовать численности, необходимой для ликвидации всех возникающих пожаров при низкой пожарной опасности. При увеличении пожарной опасности привлекаются силы и средства организаций региона на конкурсной основе. Это позволит иметь оптимальную по затратам лесопожарную структуру в регионе.
Следующий уровень - организация тушения лесных пожаров на национальном и региональном уровнях. Организация и оказание помощи субъектам Российской Федерации по тушению лесных пожаров осуществляются Федеральным авиационным лесопожарным центром и его 5 филиалами - межрегиональными авиационными лесопожарными центрами (МАЛЦ): Дальневосточным, Сибирским, Центральным, Уральским и Северо-Западным.
В Приволжском, Центральном и Южном федеральных округах создаётся единый (Центральный) межрегиональный авиационный лесопожарный центр.
В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах предполагается создание двух МАЛЦ численностью порядка 300 человек каждый, в которых организуются по два специализированных подразделения - базы авиационной охраны лесов. Численность работников авиапожарных команд в каждом центре составит более 200 человек, работников авиационного подразделения - около 70 человек.
Структура Центрального, Уральского и Северо-Западного МАЛЦ аналогична базе авиационной охраны лесов, а численность составит до 150 человек в каждом.
Всего по окончании формирования центров в них должно быть сосредоточено около 700 профессиональных лесных пожарных-парашютистов и десантников.
Во всех филиалах запланирована организация авиационных подразделений с включением в их состав от 2 до 6 вертолетов типа Ми-8МТВ (всего 20 единиц), в Сибирском и Дальневосточном ФО - дополнительно предполагается включить 3 самолета Ан-74 и 3 самолета-амфибии Бе-200П.
При Федеральном авиационном лесопожарном центре будет функционировать Авиационный учебный центр для подготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена по управлению пожарами.
С выполнением этапов по созданию Федеральных авиационных лесопожарных центров в России окончательно сформируется новый облик авиационной охраны лесов. Появится возможность, как и прежде (до 2007 года), оказывать "горимым" регионам страны оперативную помощь авиационными силами в необходимом объеме.
Для их организации необходимо сделать много работы, внести соответствующие поправки в нормативно-правовые документы в части, касающейся организации и привлечения сил и средств федерального резерва, интеграции новых подразделений в технологические схемы работ. Также необходимо законодательно предусмотреть возможность привлечения сил и средств пожаротушения лесопожарных центров субъектов Российской Федерации для оказания помощи другим субъектам Российской Федерации.
Также одной из задач Программы является развитие кадрового потенциала отрасли. Инициатива создания отраслевых профессиональных стандартов в большой степени будет способствовать развитию потенциала ключевых профессий отрасли. Таким образом, создание отраслевых профессиональных стандартов является необходимой мерой для обеспечения эффективности работы имеющихся кадров и повышения результативности обучения молодых специалистов.
Профессиональный стандарт разработан с целью решения кадровой проблемы в отрасли, поскольку четкое и единое описание области ответственности, функционала и необходимых знаний и навыков позволит, с одной стороны, повысить престижность профессии, с другой стороны, будет решать задачу наращивания кадрового потенциала отрасли в стране, а так же с целью планирования различных траекторий образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационных уровней, карьерному росту по профессии Парашютист (десантник)-пожарник.
Разработка и применение данного стандарта позволит:
- повысить эффективность взаимодействия сферы труда и системы образования, учесть требования рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения;
- унифицировать единые требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определить квалифицированные требования к работникам;
- создать условия для большей информированности граждан о рынке труда, по подбору подходящей работы и профессиональной ориентации, планирования работниками своей карьеры, повысить уровень профессиональной подготовки;
- решить широкий круг задач в области управления персоналом организаций:
формирование кадровой политики
организация обучения и аттестации персонала
разработка стандартов предприятия, должностных инструкций
тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам, установление систем оплаты труда и др.
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Краткое содержание профессии
Основная цель деятельности специалистов "Парашютист (десантник)-пожарный": сохранение лесных и природных ресурсов путем выполнения работ по предупреждению, обнаружению и тушению лесных (природных) пожаров, в том числе с использованием воздушных судов, наземных средств и десантирования с воздушных судов к местам их возникновения.
Специалист занимается тушением пожаров в лесах, защитой лесов (природных массивов) от пожаров, реализация мер профилактики пожарной безопасности в лесах при десантировании с воздуха.
Уточнение формулировки "Лесных (природных) пожаров", касающееся профессиональной специализации специалистов "Парашютист (десантник)-пожарный", необходимо для четкого определения того, что к лесным (природным) пожарам относятся как лестные пожары, так и пожары в тундре, в степях, в кустарниках, в лесопитомниках лесного фонда (защитные, эксплуатационные, резервные леса), пожары оленьих пастбищ, охотничьих угодий, национальных парков, природных заповедников, арендованных лесных участков, особо охраняемых природных территорий. и др., напрямую не относящиехя к категории "Лесные". Такие пожары точно также входят в зону ответственности профессии "Парашютист (десантник)-пожарный". И стаж работы по тушению степных пожаров должен также засчитываться в стаж работы "Парашютиста (десантника)-пожарного". В связи с этим в разрабатываемом профессиональном стандарте "Парашютист (десантник)-пожарный" обобщенные трудовые функции и трудовые функции всегда содержат в себе уточнение: лесных (природных) пожаров.
Профессия парашютиста - пожарного появилась в России в средине 30-х голов прошлого века. С этого времени начала осуществляться авиационная охрана лесов от пожаров с использованием самолетов.
В 50-е годы с появлением вертолетов произошла дифференциация профессии на парашютистов-пожарных и десантников-пожарных.
В задачи парашютиста (десантника)-пожарного входит: тушение лесных пожаров в труднодоступных районах лесного (природного) фонда с применением широкого спектра ручных, механизированных, авиационных технологий тушения, десантирование со средствами пожаротушения к местам возникновения лесных пожаров на неподготовленные площадки, обеспечение мер пожарной безопасности в лесу, взаимодействие с местным населением при осуществлении работ по тушению.
Информация о состоянии и перспективах развития вида профессиональной деятельности "Парашютист (десантник)-пожарный".
К середине 80 - х годов численность профессиональных воздушных пожарных в стране превысила 11 тысяч человек. К 2010 году, прежде всего из-за экономических факторов численность снизилась до 4 тысяч человек, при том что данные специалисты осуществляют охрану более 700 млн. га лесов - около 70 % лесного фонда.
Трагические события связанными с лесными пожарами в Европейской части России в 2010 году подтвердили их высокую профессиональную эффективность, выявили острый дефицит данных специалистов.
Правительство Российской Федерации дало поручении увеличить численность парашютиста (десантника)-пожарного до среднего нормативного уровня 6-8 тыс.человек в ближайшее время.
Изменение лесного и авиационного законодательств, произошедшие в последнее десятилетие создали правовые трудности для осуществления карьерного роста специалистов, при том, что их деятельность связана с опасными и тяжелыми условиями работ.
Формирование новых структур обязательно будет сопровождаться внедрением новых технических решений, например, автоматизацией принятия управленческих решений при тушении "крупных" лесных пожаров, расширением использования беспилотных авиационных комплексов (БАК) для информирования наземных команд пожарных и др.
Профессиональный стандарт для специалистов профессии "Парашютист (десантник)-пожарный" разработан на основании Постановления Правительства РФ от 22.01.2013г. N23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов".
Профессиональный стандарт разработан с целью содействия формированию общей стратегии развития обучения специалистов данной профессии, в том числе планировать различные траектории получения правильного опыта и соответствующего образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационных уровней и, как следствие, к карьерному росту по профессии Парашютист (десантник)-пожарник. Профессиональный стандарт составлен в соответствии с проектом макета профессионального стандарта и проектом методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Специальность "Парашютист (десантник)-пожарный" предполагает широкую область ответственности и целый ряд функций, предполагающих наличие у специалиста необходимого уровня технических знаний, умений и навыков. В свете комплексности функций по профессии Парашютист (десантник)-пожарный и, соответственно, комплексности определения необходимых знаний и навыков, разработка профессионального стандарта для данной профессии необходима для установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, квалификационных требований к работникам, а также прозрачности подтверждения и оценки профессиональной квалификации работников, выпускников учреждений профессионального образования.
При разработке профессионального стандарта учитывался практический опыт экспертов и руководителей авиалесоохранной отрасли, что позволило составить профессиональный стандарт в соответствии с реальными потребностями предприятий данного сектора рынка.
Разработанный проект профессионального стандарт подробно описывает требования к профессии с учетом квалификационных уровней, направлен на ликвидацию правовых препятствий для карьерного роста и получение социальных гарантий, предусмотренных законодательством.
Профстандарт должен обеспечить интеграцию специалистов в общероссийскую систему обеспечения пожарной безопасности.
Рост численности квалифицированных специалистов по профессии "Парашютист (десантник)-пожарный" напрямую влияет на снижение уровня ресурсного, социального и экологического ущерба в стране от лесных пожаров.
1. Список используемых источников
Макет профессионального стандарта, утвержден согласно приказу Минтруда России N147н от 12 апреля 2013 г.
Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов [Режим доступа]: http://niitss.ru/analytics/materials/03_06_13_2.pdf [Дата обращения] 12.08.2014.
Общероссийский классификатор занятий.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Общероссийский классификатор начального профессионального образования.
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Должностные инструкции по профессии Парашютист (десантник)-пожарный
Экзаменационные билеты программы повышения квалификации по профессии Парашютист (десантник)-пожарный
Описания должностей, должностных обязанностей по профессии Парашютист (десантник)-пожарный
Функциональные описания, регламенты выполнения работ Парашютист (десантник)-пожарный
Программы обучения,
Программы проверки знаний, умений/ аттестации
Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций.
К разработке, обсуждению и согласованию профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный" привлекались эксперты и руководители из организаций:
1. Федеральное агентство лесного хозяйства
2. ФБУ "Авиалесоохрана"
3. ФБУ "Рослесозащита"
4. ФГУП "Рослесинфорг"
5. ФБУ "Учебно-методический центр Рослесхоза"
6. Всероссийский Институт Повышения Квалификации Лесного Хозяйства
7. ОБУ "Северная база авиационной охраны лесов"
8. ОГУ "Иркутская база авиационной охраны лесов"
9. Краевое государственное автономное учреждение "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (КГАУ "Лесопожарный центр")
10. Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманская база авиационной охраны лесов" (сокращенное наименование - Мурманская авиабаза)
11. ГАУ Республики Коми "Коми региональный лесопожарный центр"
12. ГУ Республики Марий-Эл "Марийская база авиационной охраны лесов" "Авиалесоохрана"
13. ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"
14. КГСАУ "Дальневосточная база авиационной охраны лесов"
15. Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского АО-Югры "База авиационной и наземной охраны лесов"
16. ГКП Чукотского АО "Чукотская база авиационной охраны лесов"
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
- по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
- по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основные функции Федерального агентства лесного хозяйства:
- установление возрастов рубок;
- рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий;
- рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции;
- отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ;
- проведение государственной инвентаризации лесов;
- обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре;
- организация лесного семеноводства;
- формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений;
- создание постоянных лесосеменных участков;
- осуществление семенного контроля в отношении семян лесных растений;
- обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ, проектирования эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ;
- контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции;
- контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности;
- государственный пожарный надзор и государственный лесного контроля и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- оценка эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий, подготовка при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и направление этого представления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для внесения его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для принятия решений;
- рассмотрение проекта лесного плана субъекта Российской Федерации и направление заключения на него;
- согласование сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
- разработка межрегионального плана маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;
- принятие по результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров решения о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;
- лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (в части тушения лесных пожаров);
- контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- определение количества лесничеств и лесопарков, а также установление их границ;
- организация и обеспечение лесопатологического мониторинга в лесах, расположенных на землях лесного фонда;
- осуществление функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности Агентства;
- реализация федеральных целевых, ведомственных и иных программ в установленной сфере деятельности Агентства, подготовка предложений по формированию перечня объектов капитального строительства для включения в федеральные адресные инвестиционные программы;
- формирование и использование федеральных информационных ресурсов и информационных систем в установленной сфере деятельности Агентства.
Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
В ведении Федерального агентства лесного хозяйства находится подведомственная организация: ФБУ "Авиалесоохрана".
ФБУ "Авиалесоохрана"
ФБУ "Авиалесоохрана" Федерального агентства лесного хозяйства
Специалисты "Авиалесоохраны" обладают накопленным опытом более 60 лет развития системы авиационной охраны лесов республик СССР, а также опытом формирования создающихся "с нуля" национальных систем авиационной охраны лесов (Куба, Монголия, Афганистан, Казахстан, Белоруссия). Сейчас к российскому опыту "Авиалесоохраны" проявляют интерес Узбекистан, Индонезия, ЮАР, Иран.
Центральная база авиационной охраны лесов образована приказом Минлесхоза СССР от 11.07.1949 г. N 5021 в г. Семёнов Горьковской области на основании Распоряжения Совмина СССР от 30.06.1949г. N 9951-Р об организации баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства.
В 1957 году Центральная авиабаза переведена в г. Загорск М.о., а в 1959г. - в г. Пушкино Московской области.
С 01 марта 1958 г. на Центральную авиабазу возложено руководство всеми авиабазами (Приказ Минсельхоза СССР от 04.02.1958г. N 29).
На основании Постановления Совмина РСФСР от 05.08.1988г. N310, по приказу Минлесхоза РСФСР от 29.11.1988г. N 238 Центральная авиабаза реорганизована в ПО "Авиалесоохрана".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1994г. ПО "Авиалесоохрана" реорганизовано в Центральную базу авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" - Федеральное государственное учреждение (приказ Рослесхоза от 05.08.1994 г. N 171). Федеральное бюджетное учреждение "Центральная база авиационной охраны лесов "авиалесоохрана" создано путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" в соответствии с приказом федерального агентства лесного хозяйства от 14.03.2011 г. N 70
Государственные услуги, выполняемые ФБУ "Авиалесоохрана"
Осуществление контроля за достоверностью сведений, представляемых уполномоченными органами субъектов РФ, о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (верификация):
Контроль за достоверностью сведений осуществляется путем оперативного контроля и выездных проверок.
Оперативный контроль за достоверностью сведений осуществляется путем их экспертной оценки с целью сопоставления с данными автоматизированной информационной системы, которые формируются на основе данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, полученных с использованием наземных, авиационных и космических средств, в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральным агентством лесного хозяйства.
Оперативный контроль осуществляется путем проведения мониторинга:
- пожарной опасности в лесах с целью своевременного выявления и прогнозирования развития лесных пожаров, - последствий пожаров (определение площадей поврежденных и погибших участков леса, включая % отпада древостоя, уточнение площадей гарей); - последствий воздействия вредных лесных насекомых и болезней леса ( с 2008 года);
В результате проводимого мониторинга формируется следующая информация, используемая для выявления лесных пожаров и прогнозирования их развития.
- оперативные данные о лесных пожарах и ходе их тушения от 81 субъекта Российской Федерации по формам 21 и 22 авиа; - данные о лесопожарной обстановке из Информационной системы дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз.
В ФБУ "Авиалесоохрана" проводится ежедневная обработка
- информации от субъектов Российской Федерации по выявленным ИСДМ-Рослесхоз фактам горения;
- данных о координатах, полярности и силе молниевых разрядов и возможности возникновения в этих районах лесных пожаров; - метеорологической информация из Гидрометцентра России (8 показателей по 1200 метеостанциям ежедневно). -проводится аналитическая обработка поступающего потока информации, в т.ч.: - входной контроль всей информации (оценка полноты и оперативности поступления, выявление технических и логических ошибок); - сопоставление информации о лесных пожарах (и ходе тушения), полученной из различных источников, анализ расхождений; - выявление случаев недостоверного представления информации субъектами Российской Федерации; - расчёт уровня пожарной опасности по нескольким специализированным шкалам(Нестерова, региональные шкалы, ПВ-1, ПВ-2); - формирование прогнозов развития лесопожарной обстановки и уровня пожарной опасности.
В ИСДМ-Рослесхоз формируется и представляется всем зарегистрированным пользователям большой объём метеорологической информации и показатели пожарной опасности в лесу по условиям погоды.
ФБУ "Авиалесоохрана" проводит
- анализ ежедневной оперативной информации о лесных пожарах и ходе их тушения по различным показателям (средняя площадь обнаружения лесных пожаров, доля пожаров, ликвидированных в тот же день, площадь, пройденная лесными пожарами и.т.д.) - сопоставление оперативных данных субъектов Российской Федерации с информацией ИСДМ-Рослесхоз по следующим показателям: - оценку эффективности профилактических мероприятий; - анализ годовых отчётов субъектов Российской Федерации, в которых проводилось тушение лесных пожаров с использованием авиационных сил и средств; - ежемесячный сбор оперативной информации от субъектов Российской Федерации по затратам средств на тушение лесных пожаров (по утверждённой форме). - анализ информации о затратах на тушение лесных пожаров.
ФБУ "Авиалесоохрана" обеспечивает ведение электронных баз данных всей лесопожарной информации.
В ходе выездной проверки в субъекте РФ проверяется вся имеющаяся документация, связанная с пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, в т.ч. первичная, осуществляется инструментальный замер площади лесных пожаров. Инструментальный замер площади лесного пожара осуществляется с использованием наземных или авиационных средств в присутствии представителя уполномоченного органа в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральным агентством лесного хозяйства.
Осуществление функций специализированной диспетчерской службы Федерального агентства лесного хозяйства (Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства)
Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства обеспечивает прием сообщений, в т.ч. на "Прямую линию лесной охраны" (8-800-100-94-00), о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, загрязнениях ( в т.ч. радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а так же очагах вредных организмов на территории лесного фонда и землях иных категорий, на которых располагаются леса, осуществляет контроль за достоверностью полученных сведений.
Федеральная диспетчерская служба осуществляет задачи:
-сбор и анализ оперативной информации от специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений, о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, нарушениях лесного законодательства, загрязнениях (в т.ч. радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а так же очагах вредных организмов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых располагаются леса;
-своевременное информирование и оповещение о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, нарушениях лесного законодательства, загрязнениях (в т.ч. радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а так же очагах вредных организмов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых располагаются леса, всех заинтересованных служб и ведомств;
-представление оперативной информации в Федеральное агентство лесного хозяйства, другие федеральные органы государственной власти, органы повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-обеспечение работы "Прямой линии лесной охраны" (8-800-100-94-00), прием, обработка, учет и анализ поступающих сообщений;
-оперативное реагирование на поступающую информацию о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, нарушениях лесного законодательства, загрязнениях (в т.ч. радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а так же очагах вредных организмов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых располагаются леса;
-проведение противопожарной пропаганды и других профилактических мероприятий в целях предотвращения возникновения лесных пожаров.
Подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации преподавательского состава и специалистов по мониторингу и тушению лесных пожаров:
В феврале 2008 года авиационный учебный центр ФБУ "Авиалесоохрана" (АУЦ) получил сертификат на подготовку и повышение квалификации летчиков-наблюдателей и работников ПДПС и утверждены соответствующие программы. Преподавательский состав АУЦ прошел обучение по программе повышения квалификации преподавателей АУЦ и аттестован для проведения занятий по авиационным и специальным дисциплинам: Для повышения качества подготовки слушателей планируется так же привлекать преподавательский состав из сторонних организаций, таких как: ИКИ РАН, Московский Государственный Университет Леса, Сибирский Государственный Технический Университет, Институт Леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения РАН, Всероссийский институт повышения квалификации работников лесного хозяйства. В течение учебного годы в авиационно-учебном центре ФБУ "Авиалесоохрана" проходят подготовку руководителя и специалисты баз авиационной охраны лесов, лесопожарных учреждений субъектов РФ, особо охраняемых природных территорий и военных лесничеств.
Обеспечение деятельности функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты от вредителей и болезней леса Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
ФБУ "Авиалесоохрана" является постоянно действующим органом функциональной подсистемы на федеральном уровне, в компетенцию которого входит выработка и принятие решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами и массовым распространением вредителей леса.
Лесопожарные формирования, пожарная техника и оборудование в составе ФБУ "Авиалесоохрана" относятся к силам средствам функциональной подсистемы.
ФБУ "Учебно-методический центр Рослесхоза"
ФБУ "Учебно-методический центр" ("УМЦ") Федерального агентства лесного хозяйства - учреждение с более чем 40-летней историей.
Цель его создания - повышение качества подготовки специалистов для лесного сектора, методическое обеспечение учебных заведений среднего профессионального образования лесной отрасли, повышение квалификации преподавателей и др.
С 1972 по 1998 год "УМЦ" занимался выпуском учебной литературы, каждые пять лет разрабатывал новые учебные планы для лесных техникумов, оказывал содействие в проведении профессиональных, спортивных и творческих состязаний студентов.
В 1996 г. Учебно-методический центр разработал государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования первого поколения по специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство". К этому государственному образовательному стандарту (так же как и ко всем стандартам, разработанным позже) разработаны пакеты методического и программного обеспечения.
В 2002 г. и в 2004 г. были созданы государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования второго поколения по специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство" базового и повышенного уровней.
В 2006 г. в структуре "УМЦ" образовано новое структурное подразделение, основными задачами которого стали методическая помощь деятельности школьных лесничеств и проведение мероприятий по профессиональной ориентации подрастающего поколения для обеспечения непрерывности лесного образования.
В 2011 г. разработан Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения среднего профессионального образования по специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство", а также 38 примерных программ по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.
С 2012 года Центр выполняет государственную работу "Информационно-методическое обеспечение профессиональной ориентации и подготовки специалистов в области лесного хозяйства".
В настоящее время работа УМЦ нацелена на обеспечение непрерывности лесного образования, повышение его качества, учебно-методическое сопровождение профессионального образования и профессиональной ориентации, мониторинг потребностей в специалистах лесного профиля.
В 2014 г. деятельность УМЦ направлена на:
- разработку учебно-методических материалов для подготовки специалистов в области использования, охраны, защиты лесов и воспроизводства лесов;
- подготовку и проведение мероприятий по профессиональной ориентации и повышения качества подготовки специалистов в области лесного хозяйства;
- учебно-методическое обеспечение деятельности школьных лесничеств;
- организацию и проведение образовательных семинаров, вебинаров, конференций и др.;
- повышение квалификации работников и др.
УМЦ выполняет государственное задание в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р).
Всероссийский Институт Повышения Квалификации Лесного Хозяйства
Федеральное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства" - общеобразовательный и научный центр, предоставляющий образовательные услуги на рынке труда в лесном секторе Российской Федерации.
Институт входит в систему центров дополнительного лесного образования в Европе, имея устоявшиеся связи со многими зарубежными партнерами, представленными органами государственной власти, предприятиями лесного бизнеса, научными и образовательными учреждениями.
Институт осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования Московской области серия 50Л01 N 003764 регистрационный N 71884 от 19 августа 2014 г.
Институт прошел международную внешнюю экспертизу образовательных программ по стандартам и критериям, установленным Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации и сопоставимым с Европейскими стандартами качества образования ESG-ENQA
Образование, предоставляемое институтом: - базируется на процессе обучения с использованием модульных междисциплинарных программ, - оперативно реагирует на структуру и содержание предоставляемых знаний и практических навыков, - является гибким, непрерывным и конкурентоспособным, - обладает демократичностью, учитывая мнения и пожелания слушателей, и относительной дешевизной, - дает возможность оценить результаты за короткое время, - ускоряет процесс трудоустройства и карьерный рост специалистов, - при определенных условиях может быть получено методами дистанционного обучения.
ОБУ "Северная база авиационной охраны лесов"
С 1991 года Северная база авиационной охраны лесов занимается тушением лесных пожаров на территории Архангельской области. В ее составе находилось 13 авиаотделений.
Специалисты Северной авиабазы тушили лесные пожары не только в Архангельской области, но и далеко за ее пределами - в Афганистане, Греции, знакомились с опытом тушения лесных пожаров в Швеции, США.
С началом перестройки и коренных реформ Северная авиабаза пережила далеко не лучшие времена. Сокращалось финансирование, численность парашютистов-пожарных, что сказалось на оперативности тушения лесных пожаров. Нехватка средств на авиапатрулирование приводила к позднему обнаружению ряда лесных пожаров, разрастанию их до крупных размеров. На сегодняшний день в штате авиабазы из 151 человек общей численности 74 - парашютистов-пожарных, базирующихся в 9 авиаотделениях и авиагруппах, 15 летчиков-наблюдателей.
Наилучшие показатели в работе Северной авиабазы были наработаны к концу 80-х годов прошлого века, когда в штате авиабазы было 340 парашютистов и десантников-пожарных, 35 летчиков-наблюдателей, а средняя площадь потушенных лесных пожаров составила всего 2,49 га. В 1986 г. в воздух на патрулирование и тушение лесных пожаров в день поднималось до 19 самолетов Ан-2 и до 6 вертолетов Ми-8 и Ми-2. Привлекались самолеты Ан-24, Ан-26 для межбазового маневрирования по РФ.
Лето 2010 года более чем убедительно доказало, что только авиалесоохрана в состоянии своевременно обнаружить и потушить лесной пожар на труднодоступной территории лесного фонда. На долю авиабазы приходится 69 процентов площади лесов области, охраняемой от лесных пожаров.
Без малого четверть века коллектив Северной база авиационной охраны лесов возглавляет заслуженный лесовод Российской Федерации Юрий Федорович Антуфьев.
ОГУ "Иркутская база авиационной охраны лесов"
Один пример из жизни:
С конца июля и по сей день работники парашютно-десантной пожарной службы ОГУ "Иркутская база авиационной охраны лесов" в западной части России борются с огнем. Вчера, 24 августа, в Иркутск вернулась первая группа в составе 25 человек, которая отстояла ряд населенных пунктов в Нижегородской и Московской областях.
Как рассказывают сами пожарные, столкнулись они там с паникой и неорганизованностью. В итоге пришлось им учить своих западных коллег тушить огонь огнем.
Первая команда парашютно-десантной пожарной службы (ПДПС) из 25 человек под руководством инструктора ПДПС Александра Сорокина была направлена в Нижегородскую область 31 июля - для оказания помощи в тушении лесных пожаров, которые разыгрались почти на всей территории западной части России. Как сообщалось в федеральных СМИ, в первые недели лесных возгораний фактически ничего не предпринималось для тушения. В итоге огонь набрал силу и выжег около одного миллиона гектаров. Несколько населенных пунктов были просто уничтожены.
- Когда мы приехали на место, увидели панику местного населения и неорганизованность, - поделился своими впечатлениями Александр Сорокин с губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым, который 24 августа посетил авиабазу. - Западные территории отличаются от нашей области тем, что в Приангарье между населенными пунктами достаточно большое расстояние, а там на каждом втором километре поселки. Приходилось оперативно принимать решения, чтобы отстоять их.
До 5 августа команда ПДПС участвовала в тушении крупного лесного пожара в Выкшинском лесничестве (Нижегородская область), которые они и локализовали вместе с другими пожарными подразделениями. Использовали только наземные методы, поскольку для воздушной разведки видимость была нулевая. Как вспоминают участники группы, в первые сутки было сложно найти общий язык с местными жителями и организовать работу.
- Мы делали опорную полосу и пускали встречный пал, - отметил десантник-пожарный ПДПС Виктор Петров. - Огонь нужно тушить огнем. Пусть лучше погибнет 100 деревьев, чем миллион. А вот местные жители и пожарные подразделения западной части страны сначала этого не понимали. Подобными методами они не пользуются. Но через сутки-двое, когда все увидели эффективность нашей работы, стали сами так же действовать. Вообще, конечно, на родной земле тушить проще - все знают, что делать и кто за что отвечает. А там...
С помощью минполос и отжигов нашим пожарным удалось отстоять три населенных пункта Нижегородской области - Озерный, Внутренний и Святое озеро. Затем команда была переброшена в Орехово-Зуевский район Московской области, где она вплоть до 23 августа тушила крупные пожары в Куровском лесничестве. Опять же прокладывались опорные полосы и пускался встречный пал. Работа велась круглосуточно. В итоге были спасены дачные поселки и населенные пункты: Чистоен, Горново Петрушкино, Дылдино и Каменцы. В настоящее время еще две группы из Приангарья в составе около 50 человек находятся на тушении возгораний.
Губернатор области поинтересовался у участников команды ПДНС, каковы же причины такого масштабного распространения лесных пожаров. Ответ был один - позднее обнаружение возгораний и неактивное тушение их на ранних стадиях.
- Я разговаривал с московскими коллегами, которые сказали, что причиной стало, возможно, и отсутствие такой же авиаслужбы, как у нас, - добавил летчик-наблюдатель Матвей Тарбеев. - Наши сотрудники специально подготовлены и обучены, есть система тушения лесных пожаров, ведется мониторинг ситуации.
Однако Дмитрий Мезенцев напомнил собравшимся об июне этого года, когда лесные пожары в Иркутской области выжгли более 3 тыс. га. Если бы не дожди, то ущерб мог возрасти в разы. По мнению главы региона, виной тому - отсутствие должного взаимодействия между спецподразделениями и муниципальными образованиями.
- Пожары в западной части страны - это для всех нас урок, в том числе и для Иркутской области, - подчеркнул губернатор. - Деньги нужно не осваивать для галочки, а грамотно и по-честному тратить.
Глава региона также поднял вопрос о заработной плате сотрудников иркутской авиабазы. Выяснилось, что в настоящее время парашютист-десантник в среднем получает 11 тыс. рублей, а в пожароопасный период - около 15 тыс. рублей.
- Этих денег недостаточно для вознаграждения за их нелегкий труд, - заметил Дмитрий Мезенцев. - Необходимо в ближайшее время выплатить всем участникам тушения пожаров в Западной России поощрительные премии. А на следующий год будем пересматривать размеры оплаты труда в сторону увеличения.
Глава региона поручил руководству авиабазы подготовить все необходимые для этого документы. А добавку к зарплате пожарные должны получить к 19 сентября - в свой профессиональный праздник. Кроме того, планируется рассмотреть вопрос об оснащении материально-технической базы предприятия и усиления наземной службы охраны лесов. В завершении своего визита на Иркутскую базу авиационной охраны лесов Дмитрий Мезенцев вручил вернувшимся из командировки пожарным благодарственные письма и часы на память.
Краевое государственное автономное учреждение "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (КГАУ "Лесопожарный центр")
Краевое государственное автономное учреждение "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", создано путем реорганизации государственного предприятия Красноярского края "Лесопожарный центр", на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 28.12.2011 N 1169-р.
Автономное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Правительством Красноярского края в целях обеспечения исполнения переданных органам государственной власти Красноярского края полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Структура КГАУ "Лесопожарный центр" в настоящее время включает в себя:
5 авиазвеньев, 21 авиаотделение и 60 пожарно-химических станций (ПХС)
В 2011 году исполнилось 75 лет авиационной охране лесов Красноярского края. За эти годы сформирован крепкий коллектив профессионалов, который в целом потушил десятки тысяч лесных пожаров. От губительного огня спасены не только наши леса, но и десятки лесных посёлков.
Не смотря на все процессы преобразований, которым подвергались лесное хозяйство России и Авиалесоохрана, каждый год Красноярской авиабазой внедряется новая техника, средства пожаротушения и радиосвязи, а значит - улучшаются методы борьбы с лесными пожарами.
Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманская база авиационной охраны лесов" (сокращенное наименование - Мурманская авиабаза)
Пресс-конференция ГУ МЧС России по Мурманской области, Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, ГОБУ "Мурманская база авиационной охраны лесов"
7 августа в ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Мурманской области" состоялась совместная пресс-конференция ГУ МЧС России по Мурманской области, Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, ГОБУ "Мурманская база авиационной охраны лесов".
Главной темой встречи специалистов с региональной прессой стал вопрос профилактики лесных пожаров на Кольском полуострове, а так же разграничении полномочий между ведомствами при ликвидации подобных происшествий.
"С начала года на нашей подведомственной территории, то есть в лесном фонде, уже произошло 75 пожаров. Еще пять пожаров произошло на землях, принадлежащих Министерству Обороны РФ. 2014 год можно считать менее богатым на подобные происшествия. Ведь в прошлом году за аналогичный период произошло 148 пожаров. Но не стоит забывать, что сезон еще продолжается, впереди август и сентябрь, поэтому показатели прошлого года мы можем и перекрыть" - рассказал Павел Пестов, Заместитель начальника управления лесного и охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области.
Начальник ГОБУ "Мурманская база авиационной охраны лесов" Александр Филлипов отметил, что много сил и средств тратится на мониторинг ситуации в лесах с помощью авиации. Используются и последние технологические наработки - на помощь властям приходят космические спутники. Они помогают вычислять так называемые "горячие точки" - места, где температура поверхности земли выше, чем на соседних участках.
Заместитель начальника ГУ МЧС России по Мурманской области, полковник внутренней службы Александр Монахов рассказал о том, что на сегодняшний день на высоком уровне налажено взаимодействие между структурами МЧС, Министерства природных ресурсов и базы авиационной охраны лесов. "У нас есть сводный план защиты тех населенных пунктов, которые находятся рядом с лесными насаждениями, и где велика вероятность возникновения ЧС.
На территории Мурманской области уже создан и готов в любой момент к работе сводный отряд из ста человек, снабженных необходимым оборудованием и техникой. Так же хотелось бы отметить, что еще в 2011 году наши специалисты получили огромный опыт в ликвидации лесных пожаров на территории Архангельской области" - подытожил Александр Монахов.
Дмитрий Аверкиев, начальник отдела государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора Управления государственного и экологического надзора и надзора в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области: - Важно помнить, что за намеренное уничтожение или повреждение лесных насаждений законами Российской Федерации предусмотрена различная ответственность - от административной, в виде штрафа в миллион рублей и до уголовной, в виде лишения свободы на срок до 3 лет.
На Кольском полуострове также установилась жаркая погода. В связи с этим вероятность возникновения лесных пожаров увеличивается в несколько раз. Человеческий фактор - основная причина подобных происшествий. Не потушенный костер, брошенный окурок - все это может стать причиной возгорания. В лесах Кольского края сохраняется 3 класс пожарной опасности. В связи с высокой опасностью возникновения лесных пожаров было введено ограничение пребывания граждан и въезда транспортных средств в лесные массивы.
ГАУ Республики Коми "Коми региональный лесопожарный центр"
Учреждение Государственное автономное учреждение Республики Коми "Коми региональный лесопожарный центр" осуществляет:
Авиационное патрулирование территории Республики Коми с целью обнаружения лесных и других пожаров.
Тушение всех видов пожаров силами и средствами парашютных и десантно-пожарных служб (ПДПС) на территориях: лесного фонда (защитные, эксплуатационные, резервные леса);
- оленьих пастбищ:
- охотничьих угодий:
- национальных парков:
- природных заповедников;
- арендованных лесных участках;
- особо охраняемых природных территориях.
Доставка воздушными судами к местам лесных пожаров, для их тушения и обратно, людских ресурсов, технических средств и других средств борьбы с лесными пожарами.
Разработка и внедрение технических средств и технологий обнаружения и тушения лесных пожаров с применением авиации.
Проведение государственного пожарного надзора в целях контроля и соблюдением правил пожарной безопасности в лесах РК.
Проведение общего и детального лесопатологического и санитарного надзора, обследования и других работ по защите лесов от вредителей и болезней.
Участие в обеспечении мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и тундровыми пожарами, и проведение первоочередных авиационно-спасательных работ.
Участие в международном сотрудничестве в области организации, предупреждения и тушения лесных пожаров.
ГУ Республики Марий-Эл "Марийская база авиационной охраны лесов" "Авиалесоохрана"
ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"
Авиационная охрана лесов от пожаров в республике начала осуществляться с 1944 года Иркутско лесоавиационной экспедицией, в 1945 году Постановлением Совета Народных комиссаров СССР был создан авиалесоохранный район в составе 2-х авиаотделений - Якутского и Олекминского
Учреждение имееет 19 структурных подразделений - авиаотделений.
Штатная численность авиабазы - 220 человек.
КГСАУ "Дальневосточная база авиационной охраны лесов"
Основной задачей Дальневосточной базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства являетя проведение на самолетах:
1) авиационной охраны лесов от пожаров путем патрулирования лесных территорий, тушения пожаров силами парашютно-пожарных команд, отдельных парашютистов-пожарных и применением других авиационных методов;
2) аэровизуального обследования лесных площадей с целью выявления санитарного состояния лесов;
3) обслуживания организаций лесного хозяйства воздушным транспортом.
В соответствии с основной задачей на Дальневосточную базу авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства возлагаетя:
1) организация и проведение патрулирования на арендованных самолетах лесных территорий для своевременного выявления лесных пожаров;
2) организация парашютной службы для непосредственного тушения лесных пожаров парашютно-пожарными командами и отдельными парашютистами и для оказания помощи лесхозам в руководстве тушением лесных пожаров;
3) использование самолетов как средств транспорта и связи для обслуживания мероприятий по тушению лесных пожаров;
4) проведение аэровизуального обследования лесных площадей с целью выявления санитарного состояния лесов;
5) изыскание и строительство аэродромов для проведения авиационной охраны лесов от пожаров, подвоз горючего к местам работ авиации и оборудование самолетов специальной аппаратурой;
6) эксплуатация по назначению парашютно-пожарного снаряжения, наземного и специального оборудования, а также организация радиосвязи;
7) проведение экспериментальных работ по авиационной охране лесов с использованием усовершенствованных оборудований, аппаратов и материальной части;
8) подготовка летнабов и парашютистов, повышение их квалификации путем проведения тренировок;
9) разработка и представление в Главное управление лесов промфинпланов по авиационной охране лесов и другим работам, планов по снабжению, капстроительству и капремонту;
10) организация охраны оборудования и имущества Базы.
Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского АО-Югры "База авиационной и наземной охраны лесов"
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского АО - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов" находится в ведении Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа.
Основные задачи авиабазы: профилактика, мониторинг и тушение лесных пожаров. Кроме того, сотрудники авиабазы участвуют в аварийно-спасательных работах по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в противопожарном обустройстве лесов. А с 2012 года на Базе авиационной и наземной охраны лесов действует единственная в округе мобильная группа, в состав которой входят специалисты по работе с беспилотным летательным аппаратом, позволяющим оперативно и недорого получать снимки незаконных рубок, очагов лесных пожаров и другую полезную информацию для предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере заготовки, переработки и реализации древесины. Мобильная группа востребована на территории всего округа.
Охраняемая площадь государственного лесного фонда по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - 42,3 млн. га, в том числе авиационная зона охраны - 37,7 млн. га. Ханты-Мансийская база авиационной и наземной охраны лесов - одна из самых крупных авиабаз на территории России: она включает в себя 13 филиалов. Для эффективной охраны лесов в наземной зоне в филиалах организовано 20 пожарно-химических станций.
За последний год численность сотрудников авиабазы увеличилась с 620 до 1005 человек. Сюда входят 130 парашютистов-пожарных, 206 десантников-пожарных и 28 летчиков-наблюдателей. Стоит отметить, что теперь по числу персонала и техники авиабаза укомплектована согласно всем нормативным требованиям, что является случаем, практически уникальным для страны. Укомплектование проходит в рамках ведомственной программы "Профилактика и тушение лесных пожаров в 2011-2013 годах и на период до 2015 года". Объем финансирования программы - более 4 миллиардов рублей.
Поскольку 90% лесов округа находятся в авиационной зоне охраны в связи с труднодоступностью территорий, активно используется авиатехника. Округ арендует крупнейшую группировку воздушных судов в России! На период пожароопасного сезона -2013 было арендовано 8 самолетов Ан-2, 12 вертолетов Ми-8, 1 легкомоторный вертолет Робинсон R-44. К тушению пожаров в районах, где вводился режим чрезвычайной ситуации, привлекалась тяжелая авиация с водосливными устройствами (ВСУ): 5 вертолетов МИ-8АМТ и 3 МИ-26. Использование крупнейшего в мире вертолета Ми-26 с ВСУ-15 позволяет обеспечивать слив 12 тонн воды только за один раз! Налёт воздушных судов при выполнении авиалесоохранных работ в 2012 году составил около 5 тыс. часов. Для сравнения - общий налёт по России за 2009 год на охране лесов от пожаров - 15 тыс. часов.
За 20 лет работы сотрудники авиабазы потушили 10 851 пожар, включая 576 пожаров - в 2013 году. Рекорд был поставлен в 2012 году. Тогда было потушено 1604 лесных пожара на площади 122 600 га. При внутрибазовом маневрировании в 2012 году было осуществлено более 295 перебросок, в которых участвовали все филиалы авиабазы. Эффективность внутрибазового маневрирования неоднократно отмечалась руководством Федерального агентства лесного хозяйства РФ. Стоит отметить, что Ханты-Мансийская авиабаза - одна из немногих в России, что могут позволить себе внутрибазовое маневрирование. В рамках межрегионального маневрирования югорские огнеборцы участвовали в тушении лесных пожаров и в других субъектах страны. Эффективность работы авиабазы высоко оценивается руководством Рослесхоза. По налёту часов, по применению авиационных технологий, применению взрывчатых материалов при тушении лесных пожаров Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место в России.
В 2009 году Ханты-Мансийская база авиационной и наземной охраны лесов была признана лучшей в России!
ГКП Чукотского АО "Чукотская база авиационной охраны лесов"
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ "АВИАЛЕСООХРАНА", ЧУКОТСКАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Чукотский автономный округ, г. Анадырь.
ЧУКОТСКАЯ АВИАБАЗА - ФИЛИАЛ ФГУ "АВИАЛЕСООХРАНА" зарегистрировано 10 апреля 1995 года (Межрайонная инспекция N3 по Московской области).
Деятельность ЧУКОТСКАЯ АВИАБАЗА - ФИЛИАЛ ФГУ "АВИАЛЕСООХРАНА": - Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области;
- Лесоводство и лесозаготовки;
- Лесозаготовки;
- Сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов;
- Лесоводство;
- Деятельность лесопитомников;
- Выращивание сеянцев, деревьев и кустарников;
- Выращивание прочей продукции питомников;
- Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок;
- Предоставление услуг в области лесоводства;
- Предоставление услуг в области лесозаготовок;
Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов.
В соответствии с техническим заданием в целях разработки профессионального стандарта была сформирована экспертная группа, состоящая из руководителей и специалистов-экспертов в области разработки профессионального стандарта.
К разработке проекта профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный" были привлечены эксперты трех категорий:
1) Представители организаций-работодателей отрасли, авиалесоохраны, осуществляющих не менее 5 лет деятельность в области авиалесоохраны;
2) Представители организаций системы образования, оказывающих образовательные услуги в области лесного хозяйства.
В экспертную группу разработки проекта профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный" вошли руководители и специалисты-эксперты в данном виде профессиональной деятельности, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты, всего 47 экспертов из 11 организаций.
Требования к квалификации экспертов-разработчиков проекта профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный":
1) Должность - от руководителя подразделения до ведущих специалистов направления;
2) Стаж - не менее 5 лет работы в области лесоохраны в организации, которая является:
a. либо работодателем в отрасли авиалесоохраны,
b. либо является представителем системы профессионального образования, оказывающей образовательные услуги по профилю авиалесоохраны.
Этапы разработки проекта профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный":
- Анализ международных и отечественных стандартов.
- Анализ вакансий на ведущих интернет ресурсах в этой области.
- Разработка классификатора функциональных областей на основе международных и отечественных стандартов и прототипа перечней трудовых функций и трудовых действий (экспертный подход) методом "мозгового штурма".
- Индивидуальные устные интервью с работниками данной профессии разных квалификационных уровней.
- Проведение круглого стола "Новые профессиональные стандарты в области авиалесоохраны". Подготовлена первая версии проекта профессионального стандарта и опубликована для начала общественного обсуждения.
- Проведение круглых столов в режиме видео- и аудио-конференций по разработке новых профстандартов в области авиалесоохраны.
- Сбор замечаний и пожеланий участников круглых столов, выступления, ответы на вопросы, обсуждение индивидуальное и в группах.
- Анализ полученных замечаний и пожеланий, обобщение результатов. Подготовка обновленных версий проекта профессионального стандарта и публикация для общественного обсуждения.
- Рассылка обновленных версий стандарта рецензентам. Сбор, анализ замечаний и пожеланий, обобщение результатов. Подготовка экспертами окончательной версии проекта профессионального стандарта.
В ходе экспертизы проекта профессионального стандарта использовались следующие методы работы:
- Разработка и использование обобщенного (типового) классификатора трудовых функций и трудовых действий, сгруппированных по функциональным областям;
- Рабочие совещания (очные, по телефону, по другим каналам телекоммуникационной связи);
- Сбор замечаний и пожеланий по электронной почте.
Обсуждение Проекта Профессионального Стандарта
Целью общественно-профессионального обсуждения является обеспечение контроля качества разработки проекта профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный". Для достижения данной цели были проведены следующие мероприятия, приведённые в Таблице 7.
Таблица 7. Список проведенных мероприятий для общественного обсуждения профессионального стандарта
N п/п |
Название мероприятия |
Даты и место проведения |
1 |
Публикация на сайте разработчика |
1 ноября 2014г. г.Москва |
2 |
Совещание (в форме видеоконференции) Обсуждение проектов профессиональных стандартов "Парашютист (десантник)-пожарный" и "Инструктор парашютной и десантно-парашютной службы" |
20 ноября 2014 г. г.Москва |
В ходе мероприятия экспертному сообществу для обсуждения были представлены тексты разрабатываемых стандартов профессиональной деятельности по следующим направлениям:
- Парашютист (десантник)-пожарный
- Инструктор парашютной и десантно-парашютной службы
По окончании презентаций с представленными текстами профессиональных стандартов экспертное сообщество задавало вопросы, давало рекомендации, предложения и замечания. В частности, в Таблице 12 приводятся замечания и предложения, высказанные экспертами.
Список публикаций, осуществлённых в процессе разработки профессиональных стандартов, приводится в Таблице 9.
Таблица 9. Список публикаций на сайте разработчика, в СМИ и профильных изданиях о ходе разработки профессионального стандарта
N п/п |
Название |
Дата публикации |
Ссылка |
1. |
Опубликован для общественного обсуждения проект профессионального стандарта Парашютист (десантник)-пожарный |
1 октября 2013 |
http://basisco.ru |
В процессе всей работы над разработкой стандарта велось активное обсуждение со всеми соисполнителями этой работы путем общения по видео-конференц связи, электронной почте.
В результате обсуждения проекта профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный" были получены рецензии и вопросы от экспертов.
Перечень экспертов приведен в Приложении 1 (раздел описания соответствующего мероприятия) к настоящей пояснительной записке.
Приложение N 1 к пояснительной записке
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и обсуждению проекта профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный"
Таблица 10.
N п/п |
Наименование предприятия |
ФИО |
Должность |
1. |
ФБУ "Авиалесоохрана" |
Калинин Андрей Викторович |
Начальник |
3. |
Всероссийский Институт Повышения Квалификации Лесного Хозяйства |
Петров Анатолий Павлович |
Ректор |
4. |
ОБУ "Северная база авиационной охраны лесов" |
Бартковский Олег Брониславович |
Директор |
5. |
ОГУ "Иркутская база авиационной охраны лесов" |
Ворошилов Анатолий Сергеевич |
Директор |
6. |
Краевое государственное автономное учреждение "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (КГАУ "Лесопожарный центр") |
Селин Дмитрий Александрович |
Директор |
7. |
Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманская база авиационной охраны лесов" (сокращенное наименование - Мурманская авиабаза) |
Филиппов Александр Васильевич |
Директор |
8. |
ГАУ Республики Коми "Коми региональный лесопожарный центр" |
Дробахин Владимир Анатольевич |
Директор |
9. |
ГУ Республики Марий-Эл "Марийская база авиационной охраны лесов" "Авиалесоохрана" |
Долгов Петр Николаевич |
Директор |
10. |
ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" |
Леонов Владимир Сергеевич |
Директор |
11. |
КГСАУ "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" |
Ежков Александр Валентинович |
Директор |
12. |
Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского АО-Югры "База авиационной и наземной охраны лесов" |
Шевцов Иван Петрович |
Директор |
13. |
ГКП Чукотского АО "Чукотская база авиационной охраны лесов" |
Климентьев Альберт Ионович |
Директор |
Для обеспечения широкого обсуждения проекта профстандарта "Парашютист (десантник)-пожарный" по электронной почте и другим каналам связи были опубликованы новости, содержащие ссылки на проект разрабатываемого профессионального стандарта.
Приложение N 2 к пояснительной записке
Публикация на сайте разработчика
Для обеспечения широкого обсуждения проекта профстандарта "Парашютист (десантник)-пожарный" по электронной почте и другим каналам связи на веб-сайте разработчика были опубликованы новости, содержащие ссылки на проект разрабатываемого профессионального стандарта.
Приложение N 3 к пояснительной записке
Согласования профессионального стандарта "Парашютист (десантник)-пожарный"
Запросы на согласование разработанного профессионального стандарта отправлены в следующие организации:
1. ФБУ "Авиалесоохрана"
2. ФБУ "Учебно-методический центр Рослесхоза"
3. Всероссийский Институт Повышения Квалификации Лесного Хозяйства
4. ОБУ "Северная база авиационной охраны лесов"
5. ОГУ "Иркутская база авиационной охраны лесов"
6. Краевое государственное автономное учреждение "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (КГАУ "Лесопожарный центр")
7. Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманская база авиационной охраны лесов" (сокращенное наименование - Мурманская авиабаза)
8. ГАУ Республики Коми "Коми региональный лесопожарный центр"
9. ГУ Республики Марий-Эл "Марийская база авиационной охраны лесов" "Авиалесоохрана"
10. ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"
11. КГСАУ "Дальневосточная база авиационной охраны лесов"
12. Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского АО-Югры "База авиационной и наземной охраны лесов"
13. ГКП Чукотского АО "Чукотская база авиационной охраны лесов"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.