Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Оператор-постановщик"
(подготовлен Минтрудом России 23.12.2014 г.)
Раздел 1. "Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций"
1) Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности.
28 декабря 1895 в парижском подвале "Гран кафе" братья Луи и Огюст Люмьер дали первый публичный платный киносеанс. Аппарат, который они при этом использовали, назывался тогда "кинетоскоп" и был результатом доработки изобретения американца Томаса Алвы Эдисона. Успех был налицо. Тогда братья Люмьер обучили работе с кинескопом несколько человек и разослали их по разным странам. Так появилась первая кинематографическая профессия - кинооператор.
С одной стороны, кинооператор не самая первая и главная фигура в процессе создания кинофильма. Но без мастерства оператора все усилия других участников процесса создания могут быть сведены на "нет". С другой стороны, можно утверждать, что именно оператор может сделать фильм шедевром.
Уникальность профессии оператора (как и режиссера) в том, что он вовсе не запечатлевает действительность, как это принято говорить. Он создает мир настолько подобный реальному, что зритель, как аквариумная рыбка, способен принять его воду за океанскую. Талант и мастерство режиссера и оператора состоят именно в том, насколько дух запечатанного в целлулоид времени способен стать частью личного времени и пространства зрителя. И более того - преобразовать его, расширить, расставить нравственные и художественные маяки и ориентиры.
Кино любит тандемы - сценариста и режиссера, режиссера и актера, художника и композитора. Но особо - режиссера и оператора.
Уже в 1896 году к съемкам видовых фильмов и хроники братья Люмьер привлекли киномехаников Ф. Месгиша и Ж. Промио, ставших, по существу, первыми профессиональными кинооператорами.
Свое развитие операторское мастерство в кинематографе начало в период "немого" кино. Высока была роль участия операторов в формировании языка "немого" кино. Их стили и творческие подходы определили характер развития данной профессии, способствовали появлению различных творческих школ и направлений.
Следует выделить первую четверть ХХ века как период возникновения творческих содружеств, объединивших режиссеров и операторов общностью идейно-художественных установок и принципами новой кинематографии. Ярчайший пример такого творческого союза работы Эйзенштейна - Тиссэ ("Броненосец Потемкин" "Октябрь" "Старое и Новое"). Эдуард Казимирович Тиссэ в видоискателе своей камеры первым увидел потрясающие кадры фильма "Броненосец Потемкин". Эти кадры, подобно живописным полотнам, носят названия: "Чайки в тумане", "Вскочившие львы", "Одесская лестница".
Изменение роли оператора произошло с появление звука и с превращением кино из поэтического, монтажно-изобразительного, режиссерского - в прозаически-повествовательное, "актерское".
Грэг Толланд, снявший фильмы "Лисички" "Грозовой перевал" ("Оскар" за операторскую работу) и "Гражданин Кейн" - разрушил многие кинематографические традиции и кардинально изменил понимание реальных возможностей экранного видения. Он создал новаторский технически и эстетически художественный стиль в послевоенном американском кино. "Гражданин Кейн" вошел в списки лучших фильмов всех времен и народов.
Один из основоположников советской операторской школы Андрей Николаевич Москвин, заслуженный деятель искусств РСФСР. Он много лет работал в творческом содружестве с режиссерами Г.Козинцевым и Л.Траубергом. Ранний период его творчества под влиянием Театральной молодёжной группы "Фабрика эксцентрического актёра" (ФЭКС) отмечен поиском острой формы изображения, стремлением расширить выразительные возможности камеры. Новый этап в творчестве оператора Москвина начался с фильма С.Эйзеншетйна "Иван Грозный". В этой работе наблюдается стремление к "черному" и "белому", предающее особую плотность изображению, фактурам, объемам. Оператора волновало возникновение пластических - световых и цветовых - связей между предметами, заполняющими пространство, связей, рождающих на экране новое время. В этой картине цветовое решение и пластическая выразительность позволили подчеркнуть драматизм сюжета.
Новый подъем экранной изобразительности в кинематографе наблюдался в середине 50-х годах ХХ века. В этот период ярко проявилась и нашла свое применение стилеобразующая роль операторского искусства в развитии документальной стилистики экспрессивного кинематографа.
Среди мастеров операторского искусства 60-х годов выделяется оператор и режиссер Сергей Урусевский. Он окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум и институт изобразительных искусств в Москве. Выдающийся кинооператор снимал фильмы М. Донского ("Сельская учительница", "Алитет уходит в горы"), В. Пудовкина ("Возвращение Василия Борникова"), Ю.Райзмана ("Кавалер Золотой Звезды", "Урок жизни"), Г. Чухрая ("Сорок первый"), М. Калатозова ("Летят журавли" (премия Каннского кинофестиваля за операторскую работу), "Неотправленное письмо", "Я-Куба") и другие картины.
С. Урусевский был мастером пластического кадра. Но он был еще и превосходным художником. Потому и видение, и использование перспективы в его картинах ничем не напоминают линейного построения кадра, подсказанного оптикой или реальной архитектурой. Цветовые решения свободны от тех ограничений и комбинаций, которые неизбежно диктует сама технология производства пленки. Ни в одной его работе не было и следа ремесленных поделок или повторения эффектных приемов.
Великий бергмановский оператор, дважды "оскароносный" Г. Ньюквист, известен своим сверхтщательным подходом к освещению кадра. "Крики и шепоты" И. Бергмана - одна из лучших его картин. В ней оператору удалось передать, сколь тонка грань между изображениями бреда, воспоминаний и реальности, показать это грань, ее неуловимость и в тоже время явственную ощутимость. Ньюквист работал с Андреем Тарковским на его последних фильмах "Ностальгия" "Жертвоприношение".
Георгий Рерберг окончил операторский факультет ВГИКа (1960, мастерская Б. Волчека). Его дебютный фильм "Первый учитель" - совершеннейшее откровение по форме и по стилистике. Этот фильм стал стартовой работой для еще одного замечательного творческого альянса Кончаловский - Рерберг. Еще одна их совместная работа - бесспорное по художественным достоинствам, совершенное по цвету, композиции произведение "Дворянское гнездо". Рерберг удивительно передал здесь эпоху, состояние времени, природы. Это чудо световых ситуаций, мастерского использования рисующего и рефлексного света.
Современные тенденции развития операторского искусства неразрывно связаны с появлением и распространением цифровых технологий в киноиндустрии.
Первым фильмом, полностью снятым на "цифру", был "Видок" Жана-Кристова Комара с Жераром Депардье в главной роли. Он вышел на экраны лишь 13 лет назад, в 2001 году. Все эти годы цифровые технологии безостановочно развиваются, становясь все более популярными и массовыми. С пленкой же все это время происходит обратный процесс.
Важным фактором стало то, что развитие цифровых технологий обеспечило снижение производственных затрат. Кинопроизводители увидели в этом неоспоримое преимущество и победа цифровых технологий состоялась.
Современные технологии привнести простоту, удобство и массовость. Если раньше добыть кинокамеру могли лишь единицы, то теперь почти у каждого человека есть телефон, умеющий снимать и фото, и видео. Доступно для дилетантов и специальное программное обеспечение. Стало возможным делать любительские видеоролики и монтировать их в тех же программах, в которых работают профессионалы.
Закономерным результатом этого технологического скачка стали размышления специалистов о том, что навыки монтажа и работы с пленкой, которые раньше были на вес золота, становятся все менее востребованными. Представители старой операторской школы опасаются, что профессия кинооператора выйдет из моды.
Многие деятели кинематографа отмечают, что цифровые технологии во многом уступают традиционным. По их мнению, невозможно добиться на "цифре" той динамичности и цветовой мягкости, которую дает пленка. "Того уровня пластики, который дает пленка, нам придется добиваться с помощью компьютера, потому что пленка была частично живая", - отмечает Алексей Герман-младший, снимавший две предпоследние картины именно на пленку.
В Интернете можно найти форумы, где идет активная дискуссия на эту тему, какие перспективы ожидают профессию кинооператора. Не уклоняются от участия в этой дискуссии крупнейшие мастера российской операторской школы. Но оценки профессионалов неоднозначны. Имеют место полярные мнения и оценки перспектив.
Анатолий Мукасей, кинооператор
"Возврат к пленке произойдет, потому что это совершенно другая пластика изображения. Я снимаю на пленке, потому что это совершенно другое качество. Может быть, обычный зритель и не поймет этого, потому что в кадре идет экшн и движение, но пленка - это живопись".
Дмитрий Долин, оператор
"Сейчас цифровое изображение по пластическим качествам может вполне сравниться с пленочным. Кроме того, когда есть хорошая камера, производство обходится дешевле, потому что вы можете снимать сколько угодно дублей, и это практически ничего не стоит. С мнением о том, что профессия оператора может не потребоваться, поскольку "цифра" требует меньше профессиональных навыков, я не согласен. Например, живописцев и скульпторов учат только основам рисунка и живописи. Обучение операторов происходит точно так же - мы учим только основам. Если человек этой азбукой овладел, то ему совершенно все равно, на чем снимать. А если он ее не знает, то он будет одинаково плохо снимать как на пленке, так и на "цифре".
Сопоставление оценок дает важное понимание того, что устаревают не профессии, а набор знаний. Итак, цифровое изображение все более чувствительное, манипулятивное, оно позволяет делать все больше разных превращений, и пленка стремительно уступает свои позиции.
Для профессиональных операторов это означает только то, что им необходимы новые умения, новые знания, новые подробности в профессии, которая живет и активно развивается.
2) Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
Обобщенная трудовая функция, входящая в данный вид профессиональной деятельности, выделена с учетом цели профессиональной деятельности оператора-постановщика, которая направлена на максимально полную и глубокую передачу темы и идеи фильма с использованием стилистики и приемов операторско-постановочного искусства, а также принципа этапности, реализуемого при создании фильма:
- Выполнение постановочных работ. Осуществление совместного замысла, режиссера-постановщика, оператора-постановщика и художника-постановщика с использованием эффективных технических и технологических решений.
Обобщенная трудовая функция А "Выполнение постановочных работ. Осуществление совместного замысла, режиссера-постановщика, оператора-постановщика и художника-постановщика с использованием эффективных технических и технологических решений" описывает трудовую деятельность оператора-постановщика на всех этапах от разработки постановочного сценария будущего фильма до подготовки проведения и проведения работ на съемочной площадке.
В качестве минимального для профессиональной деятельности оператора-постановщика предлагается установить седьмой уровень квалификации. Данный уровень квалификации предусматривает самостоятельную деятельность, определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Специалист седьмого уровня квалификации должен уметь обеспечивать взаимодействие сотрудников и смежных подразделений. Он должен уметь разрабатывать, внедрять, контролировать, оценивать и корректировать компоненты профессиональной деятельности, а также применять инновационные технологии. Специалист седьмого уровня квалификации также несёт ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. От специалиста требуется применение профессиональных знаний технологического или методического характера. При этом он осуществляет самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Руководящая функция требует от оператора-постановщика осуществления грамотных управленческих решений и четких действий по координации деятельности многих специалистов в сложном процессе съемок фильма (проекта).
Все указанные характеристики квалификационного уровня в полной мере соотносятся с профессиональной деятельностью оператора-постановщика.
В соответствии с требованиями к достижению седьмого уровня квалификации для работы в качестве оператора-постановщика необходимо высшее образование, бакалавриат по программам подготовки специалистов - Кинооператор-постановщик. Требования к опыту практической работы - не менее 5 лет на должности кино- и (или) телеоператора. Особые условия допуска к работе - необходимо прохождение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.
3) Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.
Обобщенная трудовая функция А "Выполнение постановочных работ. Осуществление совместного замысла, режиссера-постановщика, оператора-постановщика и художника-постановщика с использованием эффективных технических и технологических решений" включает следующие трудовые функции:
А/01.7 "Разработка постановочного проекта фильма (проекта) в части художественных решений";
А/02.7 "Подготовка видеосъемок в павильоне или натурных кадров фильма (проекта) согласно установленному времени";
А/03.7 "Обеспечение высокого художественного уровня фильма (проекта) и его изобразительной трактовки";
А/04.7 "Подбор и совершенствование техники и технологий кинооператорского искусства";
А/05.7 "Контроль расходов электроэнергии и других расходных материалов в пределах утвержденной сметы";
А/06.7 "Формирование операторского состава и съемочной группы в целом";
А/07.7 "Контроль качества снимаемого материала".
Трудовые функции определены в соответствии с задачи оператора-постановщика. Оператор-постановщик работает и несет индивидуальную ответственность за результаты своего труда, а так же осуществляет руководство и несет ответственность за работу коллектива. Специалист обладает всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками для решения возложенных на него задач. В основу выделения руководящих трудовых функций положен принцип реализации оператором-постановщиком задач по руководству съемочной группой и процессом съемок. Трудовые функции отнесены к седьмому уровню квалификации, поскольку их выполнение требует наличия у специалиста определённого опыта работы оператором не менее 5 лет.
Для выполнения указанных трудовых функций специалисту необходимо обладать не только глубокими профессиональными знаниями, но и иметь управленческие навыки, поэтому требуется большой опыт работы по профессии, высшее образование, дополнительная профессиональная подготовка, включающая обучение основам организации труда, трудового законодательства, правилам охраны труда, техники безопасности.
В этой связи указанные выше трудовые функции отнесены к седьмому уровню квалификации.
Раздел 2. "Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта"
Основным разработчиком проекта профессионального стандарта является ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАНХиГС).
Разработчиком было направлено соответствующее уведомление о разработке проекта профессионального стандарта по рекомендуемому образцу в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
1) Информация об организациях, на базе которых проводились исследования:
Разработчиком сформирована рабочая (экспертная) группа и подготовлена программа разработки проекта профессионального стандарта, включая инструментарий исследования (опросные листы).
Исследование проводилось на базе организаций, непосредственно связанных с работой специалистов соответствующего профиля:
N п/п |
Организация |
Область профессиональной деятельности |
1. |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Обучение, производство кинопродукции |
2. |
Департамент кинематографии Министерства Культуры Российской Федерации |
Реализация государственной политики в области кинематографии |
3. |
Киношкола Александра Митты |
Производство кинопродукции, обучение |
4. |
Союз кинематографистов Российской Федерации |
Профессиональное объединение |
5. |
Московская городская организация Союза кинематографистов РФ |
Профессиональное объединение |
6. |
Гильдия художников кино и телевидения |
Профессиональное объединение |
7. |
Экспертно-исследовательская организация "КиноЭкспертиза" |
Профессиональное объединение |
8. |
Московская школа нового кино |
Обучение, производство кинопродукции |
9. |
Кинокомпания "Централ Партнершип" |
Производство кинопродукции |
10. |
Кинокомпания АМЕДИА |
Производство кинопродукции |
11. |
Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова |
Производство кинопродукции |
12. |
ООО "МФ-Кино" |
Производство кинопродукции |
2) Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов.
К разработке профессионального стандарта были привлечены эксперты, обладающие знаниями и опытом практической деятельности в обучении и профессиональной подготовке операторов, работы на телевидении и в киноиндустрии, разработке квалификационных характеристик и спецификаций для специалистов по данному профилю.
Экспертная группа включает руководителей и специалистов профильной области профессиональной деятельности, специалистов в области обучения и развития персонала.
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация |
Должность |
1. |
Барский Иосиф Давыдович |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Декан кинооператорского факультета (кандидат технических наук, доцент, Заслуженный работник культуры РФ) |
2. |
Рыбин Александр Георгиевич |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Заведующий кафедрой кинооператорского мастерства (доцент, профессор, Лауреат государственной премии, Заслуженный деятель искусств РФ) |
3. |
Раев Олег Николаевич |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Заведующий кафедрой аудиовизуальных технологий и технических средств (кандидат технических наук, доцент, Заслуженный работник культуры РФ) |
При разработке профессионального стандарта были использованы:
- для выделения трудовых функций и трудовых действий - методы функционального анализа;
- для сбора сведений о квалификационных требованиях - экспертный опрос и кабинетное исследование открытых профильных источников.
Разработчиком организована информационная кампания с целью привлечения внимания заинтересованных организаций к разработке проекта профессионального стандарта, его обсуждения и последующего согласования.
3) общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
1. Проект Федерального Закона N 217502-6 "О кинематографии в Российской Федерации от 06 февраля 2013 года;
2. Федеральный Закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 17 июля 1996 года;
3. Федеральный Закон "Об авторском праве и смежных правах" от 23 сентября 1992 года n 3523-1 (в ред. Федерального закона от 19.07.95 n 110-ФЗ)
4. Федеральный Закон N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями) от 27 июля 2006 года;
5. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 351.1);
Раздел 3. "Обсуждение проекта профессионального стандарта"
Проект профессионального стандарта опубликован:
1) на сайте Института труда и страхования РАНХиГС
2) на официальном сайте Профсоюза работников культуры
3) на официальном сайте Компания ROOM201 Film Company
Раздел 4. "Согласование проекта профессионального стандарта"
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проректор А.Л. Сафонов
М.П.
Приложение 1
Сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта "Оператор-постановщик"
N п/п |
Организация |
Область профессиональной деятельности |
Ответственное лицо |
Подпись |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1. |
ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАНХиГС) |
Образовательная деятельность |
А.Л. Сафонов |
|
Согласование проекта профессионального стандарта | ||||
2. |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Образовательная деятельность |
И.Д. Барский |
|
3. |
Профсоюз работников культуры |
Общественная организация |
Парошин Г.П. |
|
4. |
Компания ROOM201 Film Company |
Организация- работодатель |
М.В. Денн |
|
Приложение 2
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта "Оператор-постановщик"
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации
|
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Экспертное интервью |
10.09.14 |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Декан |
Барский Иосиф Давыдович |
Экспертное интервью |
23.09.14 |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Декан |
Барский Иосиф Давыдович |
Экспертное интервью |
07.10.14 |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Декан |
Барский Иосиф Давыдович |
Экспертное интервью |
08.10.14 |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Заведующий кафедрой |
Рыбин Александр Георгиев |
Экспертное интервью |
09.10.14 |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) |
Заведующий кафедрой |
Раев Олег Николаевич |
Практический семинар |
05.11.14 |
Компания ROOM201 Film Company |
Исполнительный директор |
Денн Михаил Владимирович |
Практический семинар |
05.11.14 |
Компания ROOM201 Film Company |
Оператор |
Зайцев Николай |
Практический семинар |
05.11.14 |
Компания ROOM201 Film Company |
Оператор |
Твердов Сергей |
Приложение 3
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Оператор-постановщик"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1. |
Барский Иосиф Давыдович |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), декан |
Использовать в формулировке ТД в описании ТФ 3.1.1 термин "эпизод" фильма" вместо "кадр" фильма" |
Принято. Формулировка отражает специфику профессиональной деятельности. |
2. |
Внести в формулировку ТД в описание ТФ 3.1.1 "_и исполнительным продюсером" |
Принято. Конкретизирует требования к выполнению работ. |
||
3. |
Вставить в необходимые умения ТФ 3.1.1 умение "грамотно экспонировать кадр эпизода и фильма в целом" |
Принято. Формулировка отражает специфику профессиональной деятельности. |
||
4. |
Вставить в необходимые умения ТФ 3.1.1 умение "выразительно скомпоновать кадр" |
Принято. Конкретизирует требования к выполнению работ. |
||
5. |
Удалить из необходимых умений ТФ 3.1.1 умение "делать настройку экспозиции" |
Принято. Не соответствует требованиям к выполнению работ. |
||
6. |
Удалить из необходимых умений ТФ 3.1.1 умение "выдержать статику вначале каждого кадра" |
Принято. Не соответствует требованиям к выполнению работ. |
||
7. |
Добавить в формулировку необходимого знания ТФ 3.1.1 "порядок взаимоотношений с журналистом", следующее - "в случае хроникальной съемки" |
Принято. Конкретизирует требования к выполнению работ. |
||
8. |
Изменить формулировку необходимого умения ТФ 3.1.1 "передать технически атмосферу, _", на "передать атмосферу кадра_" |
Принято. Конкретизирует требования к выполнению работ. |
||
9. |
Изменить формулировку ТД ТФ 3.1.1 "отбор натурных объектов городской архитектуры и договоренность о коррекции, что добавить, что убрать, объект декорации", на "отбор натурных объектов и согласование с режиссером, продюсером и художником, утвержденного объекта" |
Принято. Формулировка соответствует грамотному описанию профессиональной деятельности. |
||
10. |
Использовать формулировку ТД в описании ТФ 3.1.1 "Утверждение операторского состава съемочной группы" |
Принято. Формулировка отражает специфику профессиональной деятельности. |
||
11. |
Рыбин Александр Георгиев |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), Заведующий кафедрой |
Изменить формулировку ТФ 3.1.4 "Установка светового и цветового режима фильма (проекта)", на "Разработка и утверждение светового и цветового режима фильма (проекта)" |
Принято. Формулировка конкретизирует требования к специалисту, соответствует с метод рекомендациям. |
12. |
Заменить необходимое умение в ТФ 3.2.1 "Работать в команде" на "Профессионально руководить командой" |
Отклонено. Использована формулировка "Осуществлять руководство и (или) наставничество" Формулировка конкретизирует требования к специалисту, соответствует с метод рекомендациям. |
||
13. |
Добавить в формулировку необходимого знания ТФ 3.2.1 "в совершенстве знать используемую съемочную и осветительную технику" |
Отклонено. Использована формулировка "Виды, устройство и правила эксплуатации киносъемочной аппаратуры, светотехнических средств, операторского транспорта, вспомогательной техники" Формулировка соответствует требованиям метод рекомендаций. |
||
14. |
Добавить в формулировку ТД в ТФ 3.1.4 "Использование возможностей современной аппаратуры", следующее - "и вспомогательных средств" |
Принято. Формулировка конкретизирует требования к специалисту, соответствует с метод рекомендациям. |
||
15. |
Удалить из формулировки ТД ТФ 3.1.4 умение "Грамотно передать настроение и атмосферу события" слово "грамотно" |
Принято. Формулировка отражает специфику профессиональной деятельности. |
||
16. |
Добавить в формулировку ТД ТФ 3.1.4 "Использование технических средств_", следующее - " _атмосферы сюжета и фильма" |
Принято. Формулировка отражает специфику профессиональной деятельности. |
||
17. |
Удалить из ТФ 3.2.3 необходимое умение "работать в команде" |
Принято. Не соответствует требованиям к выполнению работ. |
||
18. |
Удалить из ТФ 3.2.3 необходимое умение "быстро перестраивать экспозицию и фокусное расстояние" |
Принято. Не соответствует требованиям к выполнению работ. |
||
19. |
Удалить из ТФ 3.2.3 необходимое знание "иметь представление о фотокомпозиции" |
Принято. Соответствует требованиям к работникам по выполнению ОТФ. |
||
20. |
Удалить из ТФ 3.2.4 необходимые умения "правильно выбрать композицию", "выстраивать перспективу видеокадра" и "быстро перестраивать экспозицию и фокусное расстояние" |
Принято. Соответствует требованиям метод рекомендаций. |
||
21. |
Раев Олег Николаевич |
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), заведующий кафедрой |
Изменить слово в формулировке ТД ТФ 3.3.1 "картинки" на "кинокадра" |
Принято. Формулировка конкретизирует требования к специалисту, соответствует с метод рекомендациям. |
22. |
Изменить формулировку необходимого умения ТФ 3.3.1 "правильно выбрать композицию" на "грамотно построить композицию кинокадра" |
Принято. Формулировка конкретизирует требования к специалисту, соответствует с метод рекомендациям. |
||
23. |
Удалить из ТФ 3.3.1 необходимое умение "быстро перестраивать экспозицию и фокусное расстояние" |
Принято. Не соответствует требованиям к выполнению работ. |
||
24. |
Изменить слово в формулировке ТД ТФ 3.3.2 "картинки" на "изображение кадра" |
Принято. Соответствует требованиям к грамотному описанию деятельности. |
||
25. |
Удалить слово "телеоператоров" из формулировки ТД ТФ 3.3.2 "осуществление наставничества и проведение обучения телеоператоров" |
Принято. Не соответствует требованиям к выполнению работ. |
||
26. |
Изменить формулировку необходимого умения ТФ 3.3.2 "правильно выбрать композицию" на "построить композицию кинокадра" |
Принято. Соответствует требованиям к грамотному описанию деятельности. |
||
27. |
Удалить из ТФ 3.3.2 необходимое умение "быстро перестраивать экспозицию и фокусное расстояние" |
Принято. Не соответствует требованиям к выполнению работ. |
||
28. |
Добавить в формулировку ТД ТФ 3.3.3 "светотеников, бригаду пиротехников, специалистов в области компьютерной графики" |
Принято. Соответствует требованиям к грамотному описанию деятельности. |
||
29. |
Добавить в формулировку ТД ТФ 3.3.3 "руководство установкой специального освещения и работой осветителя", следующее - "во главе с гафером (бригадиром осветителей или мастером по свету)" |
Принято. Соответствует требованиям к грамотному описанию деятельности. |
||
30. |
Заменить в формулировке ТД ТФ 3.3.3 "композицию кадра", на "композиционного построения кадра" |
Принято. Соответствует требованиям к грамотному описанию деятельности. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.