Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
(подготовлен Минсельхозом России 29.12.2014 г.)
Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - законопроект) разработан Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях упорядочения и совершенствования механизма предоставления юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых ранее были установлены запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов или закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов.
Действующее законодательство в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в частности положения статей 31, 38 и 57 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), не учитывают и не охватывают в полной мере всех особенностей осуществления промышленного или прибрежного рыболовства при распределении Федеральным агентством по рыболовству прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Так, в настоящее время в ряде случаев в отношении добычи (вылова) некоторых водных биоресурсов установлены запреты рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов или закрытия рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов. Данные ограничения рыболовства предусмотрены статьей 26 Закона о рыболовстве и могут носить долгосрочный период. При этом, снятие вышеуказанных ограничений приведет к необходимости распределения федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства прав на добычу (вылов) водных биоресурсов между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Следует отметить, что порядок распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых общий допустимый улов не устанавливается, после снятия вышеуказанных ограничений рыболовства не вызывает трудностей, так как порядок заключения договоров пользования водными биоресурсами носит заявительный характер и регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 643.
Однако, порядок распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых общий допустимый улов устанавливается, после снятия вышеуказанных ограничений рыболовства и при наличии истории промысла законодательно не урегулирован, что приводит к невозможности распределения таких прав.
Так, например в настоящее время снят запрет рыболовства в отношении краба-стригуна опилио в Восточно-Сахалинской подзоне, который был введен в 2005 году, при этом история промысла данного водного биоресурса имеется.
В настоящее время действует запрет рыболовства в отношении креветки гребенчатой в Восточно-Сахалинской подзоне, а также в иных зонах (подзонах), снятие которых, при наличии истории промысла не позволит распределить квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в связи с отсутствием регламентированного порядка.
Наличие истории промысла при снятии ограничений рыболовства, не позволяет распределить доли квоты в соответствии со статьей 31 Закона о рыболовстве, по так называемому "историческому принципу", в связи с неосуществлением на дату распределения квоты соответствующего вида рыболовства в отношении конкретного водного биоресурса и отсутствием действующих договоров о закреплении долей квот, и не позволяет распределить доли квот на аукционах, так перечень случаев при которых квоты распределяются на торгах является закрытым.
Следует отметить, что статья 57 Закона о рыболовстве тоже не регулирует данные случаи, так как носит только частный характер в отношении лиц, осуществляющих рыболовство до 2008 года, и не решает проблему, например, в случае установления соответствующих ограничений рыболовства после 2009 года и снятии их после 2019 года или 2020 года, а также не позволяет распределить доли квот в соответствии со статьей 31, к которой она отсылает, в случае если зона закрыта свыше 9 лет (так как отсутствуют сведения в государственном рыбохозяйственном реестре (далее - ГРР) о вылове за этот период).
Также следует отметить, что соответствующие договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов прекратили срок своего действия в связи с истечением срока действия договора, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о рыболовстве право на добычу было прекращено, но в связи с отсутствием официальных отказов лиц, которым предоставлены право на добычу (вылов) водных биоресурсов от своих прав на добычу (вылов), такие права не могут быть выставлены на аукцион в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона о рыболовстве.
С учетом изложенного, законопроект разработан с целью урегулирования вышеуказанных ситуаций и регламентации на законодательном уровне порядка распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов после снятия соответствующих ограничений рыболовства при наличии истории промысла.
Так, законопроектом предлагается, при снятии в любом временном периоде соответствующих ограничений рыболовства, установленных до 2008 года, права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых общий допустимый улов устанавливается, распределять по результатам аукционов. Также законопроектом предусматривается порядок заключения договоров на новый срок в период действия соответствующих ограничений рыболовства. В этом случае не применение, так называемого "исторического принципа" связано с возможным отсутствием сведений о 9-ти летнем промысле в ГРР, если зона (подзона) была закрыта более чем на 9 лет.
Кроме того, законопроектом также предлагается после снятия ограничений рыболовства при наличии невостребованных долей квот, то есть не перезаключенных на новый срок договоров о закреплении долей квот добычи (вылова), такие доли квот реализовывать на торгах, при этом, договоры заключать сроком действия не превышающим срока действия договоров, перезаключенных на новый срок, чтобы соблюсти единый порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предусмотренный статьей 31 Закона о рыболовстве, а в случае отсутствия договоров, заключенных на новый срок, заключить их на десять лет.
Таким образом, принятие законопроекта приведет к регламентации порядка распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов после снятия соответствующих ограничений рыболовства и к возможности исполнения своих полномочий федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.