Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 13.01.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в развитие положений подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в целях детализации государственными органами квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) (далее - гражданин), и государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий).
Законопроектом предлагается новый подход к установлению квалификационных требований к гражданам и гражданским служащим, заключающийся в разделении квалификационных требований на два вида: базовые и функциональные квалификационные требования. Указанный подход рассматривался на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы (протокол от 10 октября 2012 года N 5).
Базовыми квалификационными требованиями являются требования к гражданину и гражданскому служащему, соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей вне зависимости от направления профессиональной служебной деятельности (далее - направление деятельности).
Базовые квалификационные требования с учетом категорий и групп должностей устанавливаются к:
- уровню образования;
- продолжительности стажа гражданской службы (опыта работы) вне зависимости от направления деятельности;
- базовым знаниям, навыкам и умениям;
- профессиональным и личностным качествам.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
среднее профессиональное образование;
высшее образование - бакалавриат;
высшее образование - специалитет, магистратура;
высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Законопроектом в число базовых квалификационных требований к уровню образования предлагается включить следующие требования в зависимости от категорий и групп должностей.
Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы представляется целесообразным предъявлять требование о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры. Применение гражданскими служащими, являющимися специалистами или магистрами, в ходе исполнения должностных обязанностей более глубоких знаний, навыков и компетенций, полученных в рамках указанного образования, обеспечит эффективное решение ими более сложных и ответственных задач.
Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования вне зависимости от его уровня.
Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы предлагается установить требование о наличии профессионального образования не ниже уровня среднего профессионального образования.
Таким образом, установление указанного подхода, при котором учитывается специфика исполняемых должностных обязанностей, включая сложность и степень ответственности, обусловленная должностным уровнем, будет способствовать более качественному исполнению гражданскими служащими должностных обязанностей, а также позволит обеспечить востребованность выпускников, получивших образование конкретного уровня.
В требования к продолжительности стажа гражданской службы (опыта работы) вне зависимости от направления деятельности предполагается включить требования к продолжительности:
- общего стажа гражданской службы (опыта работы);
- стажа гражданской службы (опыта работы) на руководящих должностях для граждан, претендующих на замещение должностей категории "руководители" или иной категории и гражданских служащих, в должностные обязанности которых входит управление человеческими и иными ресурсами;
- иных видов стажа гражданской службы (опыта работы) для граждан, претендендующих на замещение иных должностей гражданской службы в зависимости от профессиональной специфики исполняемых должностных обязанностей (инспектор и т.д.).
К базовым знаниям, навыкам и умениям предлагается отнести:
- знание основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе и антикоррупционного законодательства;
- знание государственного языка - русского языка (грамотная устная и письменная речь);
- знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий (владение компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением);
- знания и навыки в области делопроизводства и документооборота (составление, оформление, учет и хранение документов);
- знания, навыки и умения, связанные с профессиональной спецификой исполняемых должностных обязанностей.
Необходимость в определении умений связана с тем, что эффективность исполнения должностных обязанностей зависит от комплексного сочетания знаний, навыков и умений.
Компетентностный подход, заключающийся в определении и оценке профессиональных и личностных качеств граждан и гражданских служащих в российских и зарубежных организациях, являясь эффективным современным кадровым инструментом, получил в настоящее время широкое распространение в российской и зарубежной практике.
Под личностными качествами понимаются индивидуальные особенности личности, отражающие жизненные ценности и установки индивидуума, тип темперамента, мотивацию и личные цели, динамические свойства нервной системы. Совокупность личностных качеств гражданского служащего проявляется в профессиональной служебной деятельности через профессиональные качества.
Базовые квалификационные требования к знаниям, навыкам и умениям, а также профессиональным и личностным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, предлагается устанавливать Правительством Российской Федерации.
Соответствие данным требованиям граждан и гражданских служащих необходимо в дальнейшем проверять по унифицированным тестовым заданиям.
Функциональные квалификационные требования в отличие от действующих в настоящее время квалификационных требований, устанавливаемых по категориям и группам должностей, а также базовых квалификационных требований, вводимых законопроектом, предлагается устанавливать по направлениям деятельности, а также специализациям (поднаправлениям профессиональной служебной деятельности). Направления деятельности и специализации, в соответствии с которыми гражданские служащие исполняют должностные обязанности, определяются исходя из полномочий и функций государственных органов и их структурных подразделений.
Функциональные квалификационные требования предполагается устанавливать к:
- специальностям (направлениям подготовки) профессионального образования;
- продолжительности гражданской службы (опыта работы) по специальности, направлению подготовки;
- профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующим специализациям в рамках направлений деятельности.
Базовые и функциональные квалификационные требования в части требований к продолжительности стажа гражданской службы (опыта работы) и порядок определения данного стажа, а также порядок определения функциональных знаний и навыков для федеральных гражданских служащих предлагается установить указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.
Предполагается предусмотреть гибкий подход в части определения требований к стажу гражданской службы (опыту работы) вне зависимости от направления деятельности или стажа гражданской службы (опыта работы) по специальности (направлению подготовки), исходя из категорий и групп должностей. К гражданам, претендендующим на замещение должностей категории "руководители" и гражданским служащим, замещающим данные должности, в связи с тем, что исполнение должностных обязанностей по данным должностям связано с осуществлением руководства, организацией, включая постановку задач перед подчиненными, представляется целесообразным предъявлять требования к стажу гражданской службы (опыту работы) вне зависимости от направления деятельности. В свою очередь, учитывая обусловленность содержания должностных обязанностей по должностям категории "специалисты" в большей степени специализацией и направлением деятельности, к указанным должностям рекомендуется предъявлять требования о наличии стажа гражданской службы (опыта работы) по специальности (направлению подготовки).
В указанном акте необходимо будет также определить порядок определения стажа гражданской службы при поступлении на гражданскую службу. Представляется целесообразным включить в него стаж государственной службы иных видов, стаж муниципальной службы, продолжительность периодов замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей.
Относительно стажа (опыта работы) по специальности (направлению подготовки) предлагается включить в указ Президента Российской Федерации положения, о том, что в указанный стаж включаются периоды трудовой деятельности после получения документа об образовании и о квалификации, которые соответствуют конкретной специальности (направлению подготовки), указанной в данном документе и необходимой для замещения должности гражданской службы в рамках соответствующего направления деятельности (специализации по направлению деятельности).
Законопроектом предлагается формирование уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, сводной информации о функциональных квалификационных требованиях к должностям федеральной гражданской службы.
Порядок формирования сводной информации о функциональных квалификационных требованиях к должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации предлагается определять нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Указанная сводная информация будет представлять собой справочники функциональных квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы и гражданским служащим (далее - справочники).
Формирование и публикация в открытом доступе указанных справочников обеспечит соблюдение единого подхода при установлении квалификационных требований на федеральной гражданской службе и гражданской службе субъекта Российской Федерации и обеспечит ответственный подход со стороны государственных органов при определении объективных детализированных функциональных квалификационных требований к гражданам и гражданским служащим.
Кроме того, публикация справочников будет способствовать открытости для граждан условий поступления на гражданскую службу.
В процессе формирования справочников будут выявлены профессиональные группы должностей гражданской службы разных государственных органов, объединяемых общим направлением деятельности, что, в дальнейшем, позволит сформулировать единые квалификационные требования, реализовав принцип единства организационных основ на гражданской службе.
После включения в справочник разработанных государственным органом функциональных квалификационных требований по определенному направлению (направлениям) и специализации (специализациям) предполагается утвердить их правовым актом соответствующего государственного органа и включить в должностной регламент.
Законопроектом также предусматривается возможность включения в должностной регламент кроме базовых и функциональных квалификационных требований дополнительных квалификационных требований.
Проведение в ходе отборочных мероприятий оценки квалификации, основанной на детализированных квалификационных требованиях, позволит проверить наличие у граждан в комплексе наличие необходимого образования, стажа, знаний и навыков, профессиональных и личностных качеств и соответствующих им навыков. Соответствие граждан указанным квалификационным требованиям будет в максимальной степени гарантировать в дальнейшем его способность профессионально исполнять конкретные должностные обязанности.
Применять базовые и функциональные квалификационные требования к гражданам и гражданским служащим предлагается с 1 января 2017 года при назначении граждан (гражданских служащих) на вакантные должности гражданской службы и (или) включении их в кадровый резерв.
В период до 31 декабря 2017 года предполагается провести в государственных органах внеочередную аттестацию. По результатам указанной внеочередной аттестации гражданский служащий, не соответствующий квалификационным требованиям к образованию в части специальности, направления подготовки и квалификации, но обладающий необходимым для исполнения должностных обязанностей стажем гражданской службы (опытом работы) по направлению деятельности по замещаемой должности, а также соответствующий квалификационным требованиям к знаниям, навыкам, умениям и профессиональным и личностным качествам, сможет продолжить замещать должность гражданской службы.
Организацию оценки соответствия граждан и гражданских служащих квалификационным требованиям (далее - оценка) законопроектом предлагается сделать одним из направлений кадровой работы. При этом право указанной оценки предоставляется руководителям государственных органов и их структурных подразделений, а также конкурсным и аттестационным комиссиям.
В соответствии с законопроектом проведение оценки осуществляется с целью:
- принятия решения по результатам испытания;
- проведения аттестации;
- проведения квалификационного экзамена;
- проведения конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
- принятия решения о продолжении государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа;
- проведения ротации гражданских служащих.
Таким образом, предлагаемый законопроектом подход по определению квалификационных требований и оценки граждан и гражданских служащих станет основой для применения эффективных кадровых технологий на гражданской службе, в связи с тем, что создаст возможности для принятия решения по итогам испытания, организации планирования должностного роста гражданских служащих, повышения их мотивации к эффективному и многолетнему исполнению должностных обязанностей, постоянному совершенствованию знаний, умений и навыков как самостоятельно, так и посредством организации обучения, формирования кадровых резервов.
Кроме того, соблюдение государственными органами унифицированного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для мобильности кадров на гражданской службе, в том числе посредством ротации и переводов, и расширит перспективы должностного роста гражданских служащих.
Расширение осведомленности граждан о квалификационных требованиях повысит открытость гражданской службы и создаст важные предпосылки для формирования у них реального понимания потенциальных возможностей для замещения конкретных должностей гражданской службы.
Законопроект согласуется с положениями Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 1 сентября 2013 года, и уточняет отдельные положения Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.