Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты"
(подготовлен Минприроды России 17.12.2014 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" подготовлен в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N Пр-1554 по вопросу совершенствования системы контроля за добычей и оборотом соболей и продукции из них.
Существующая система контроля за добычей охотничьих ресурсов и оборотом продукции охоты не позволяет государству в полной мере извлекать доход от использования охотничьих ресурсов. За последнее время сложилась система, при которой охотничьи ресурсы бесконтрольно изымаются из среды обитания, а продукция охоты, полученная в результате незаконной охоты, реализуется в Российской Федерации или вывозится за рубеж, формируя сверхприбыль у соответствующих лиц.
Таким образом, нарушаются как основные принципы государственного управления в области охранных и устойчивого использования объектов животного мира - обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира, платность пользования животным миром, так и принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов - обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия, платность пользования охотничьими ресурсами.
В этой связи проектом федерального закона предлагается установить, что оборот продукции охоты осуществляется в соответствии с правилами оборота продукции охоты, определяемыми Правительством Российской Федерации, которыми будут регламентироваться требования к обороту, транспортировке и правила маркировки продукции охоты. Предусматривается возможность определения Правительством Российской Федерации перечня продукции охоты, в отношении которой будут применяться правила оборота продукции охоты. Законопроектом предусматривается введение обязательной системы идентификации продукции охоты методом маркирования с одновременным запретом реализации немаркированной продукции охоты. Определяется перечень информации, которую должны содержать бирки и которая позволит идентифицировать соответствующую продукцию охоты.
Законопроектом предлагается уставить административную ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц за нарушение правил оборота продукции охоты.
Законопроектом предусматривается исключение соболя перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи охотничьих ресурсов.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) соболь включен в перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи. Лимит добычи соболя устанавливается на основе данных о его численности в природе, исходя из норм допустимой добычи, установленных приказом Минприроды России от 30.04. 2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях". В пределах установленного лимита добычи соболя, охотпользователям (юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или обладающие правом долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром) определяются квоты на добычу соболя, и охотникам выдаются разрешения на его добычу, в которых указаны данные охотника, сроки действия разрешения, охотничье угодье, в которое выдано конкретное разрешение, количество особей соболя, разрешенных к добыче. По окончании сезона охотник сдает использованное разрешение с указанием количества добытых соболей. По результатам сезона охоты составляются отчеты по использованию разрешений и освоению лимита. Такая схема является четко работающим механизмом по управлению охотничьими ресурсами и контроля над их использованием. Однако это не соответствует действительности.
В результате анализа данных о реализации соболиных шкурок на пушном аукционе за период 2000-2013 гг. установлено значительное превышение объемов продажи шкурок соболя как над установленными лимитами на его добычу, так и над заявленными объемами добычи зверя. Всего за период 2004-2013 гг., на аукционе продано 4 143 529 шкурок, суммарный лимит добычи соболя за этот период составил 2 975 487 особей, а легальная добыча соболя, по отчетам, составила 2 280 541 особь. Таким образом, объем продажи за десять лет в 1,4 раза превысил суммарный лимит добычи и в 1,8 раза объем официальной добычи. В 2013 году количество проданных шкурок соболя достигло своего исторического максимума и превысило лимит добычи в 1,93 раза, а объем заявленной легальной добычи соболя - в 3,23 раза.
Факт устойчивого кратного превышения объемов продаж над установленным лимитом и официальной добычей свидетельствует о том, что добыча соболя без разрешений, т.е. незаконная добыча, приняла массовый системный характер и по своему объему в разы превышает добычу в соответствии с установленным порядком. Такое превышение стало значительным после вступления в 2010 году в силу Закона об охоте и отнесения в этой связи соболя к охотничьим ресурсам, добыча которых осуществляется с утвержденным лимитом добычи.
Предлагается изменить порядок регулирования добычи соболя. Основной задачей при регулировании добычи любого вида охотничьих ресурсов является регулирование промысловой (охотничьей) нагрузки на популяцию с целью недопущения сокращения ее численности. Международный опыт показывает, что оптимальным решением этой непростой задачи является регулирование промысловой нагрузки на популяцию посредством изменения сроков охоты. Промысловая нагрузка на популяцию зависит от двух величин - интенсивности промыслового усилия (успешности охоты) и времени, в течение которого осуществляется данное промысловое усилие (продолжительности сезона охоты на данный вид). Интенсивность промыслового усилия является величиной постоянной или медленно изменяющейся в относительно короткие периоды, продолжительность сезона охоты - легко изменяемая величина. Выполнение установленных сроков охоты на конкретный вид также относительно несложно проконтролировать. Мировой практикой наработаны недорогие и эффективные методы контроля продолжительности сезона охоты через контроль поступления в оборот продукции охоты на те или иные виды. Плата за пользование этими охотничьими ресурсами при этом взимается не до охоты, а по факту добычи, при поступлении продукции охоты в оборот. Именно этот принцип и предполагается применить к соболю, для чего в первую очередь необходимо исключить этот вид из перечня видов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи.
Предлагаемые законопроектом поправки направлены на повышение прозрачности оборота продукции охоты, стимулирование легальной добычи охотничьих ресурсов и оборота продукции охоты, создание системы контроля за добычей и оборотом продукции охоты, увеличение дохода государства от использования охотничьих ресурсов, являющихся государственной собственностью.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правого акта |
Обоснование необходимости |
Примерный срок подготовки |
Сведения об исполнителях |
Краткое описание нормативного правового акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" |
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" |
в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охоты и сохранения охотничьих ресурсов" |
Минприроды России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России |
Цель - наделение Минприроды России полномочиями по установлению порядка выдачи бирок, а также требований к образцам бирок для маркировки продукции охоты. Предмет - отношения, связанные с осуществлением функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охоты. Содержание - дополнение перечня полномочий Минприроды России, установленного Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 полномочиями по установлению порядка выдачи бирок, а также требований к образцам бирок для маркировки продукции охоты . |
2. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил оборота продукции охоты" |
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" |
в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" |
Минприроды России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России, Росприроднадзор |
Цель - установление правил оборота продукции охоты. Предмет - регулирование общественных отношений, связанных с оборотом продукции охоты. Содержание - установление требований к обороту продукции охоты на территории Российской Федерации, правил маркировки продукции охоты. |
3. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня продукции охоты, в отношении которой применяются правила оборота продукции охоты" |
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" |
в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" |
Минприроды России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России, Росприроднадзор |
Цель - утверждение перечня продукции охоты, в отношении которой применяются правила оборота продукции охоты. Предмет - регулирование общественных отношений, связанных с оборотом продукции охоты. Содержание - определение перечня продукции охоты, в отношении которой применяются правила оборота продукции охоты. |
4. |
Проект приказа Минприроды России "Об утверждении требований к образцам бирок, предназначенных для маркировки продукции охоты" |
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" |
в течение 3 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" |
Минприроды России |
Цель - установление требований к образцам бирок, предназначенных для маркировки продукции охоты. Предмет - регулирование общественных отношений, связанных с оборотом продукции охоты. Содержание - требования к образцам бирок, предназначенных для маркировки продукции охоты. |
5. |
Проект приказа Минприроды России "Об утверждении порядка выдачи бирок" |
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" |
в течение 3 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" |
Минприроды России |
Цель - установление порядка выдачи бирок, предназначенных для маркировки продукции охоты. Предмет - регулирование общественных отношений, связанных с оборотом продукции охоты. Содержание - порядок выдачи бирок, предназначенных для маркировки продукции охоты. |
6. |
Проект приказа Минприроды России "О внесении изменений в нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, утвержденные приказом министерства природных ресурсов и экологии российской федерации от 30 апреля 2010 г. N 138" |
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" |
в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты" |
Минприроды России |
Цель - установление в отношении соболя нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов Предмет - регулирование общественных отношений, связанных с добычей охотничьих ресурсов Содержание - установление в отношении соболя нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.