Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 28.01.2015 г.)
Народные художественные промыслы являются уникальным глубинным пластом отечественной культуры, основанным на сохранении, возрождении и развитии многовековых традиций искусства народов России.
В рыночных условиях организации народных художественных промыслов оказались в тяжелом финансовом положении, которое усугубляется последствиями экономического кризиса, а также ростом тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Специфической особенностью народных художественных промыслов является широкое применение творческого, преимущественного ручного труда художников и мастеров. Вследствие этого оплата и начисления на нее составляют преобладающую часть себестоимости производства изделий промыслов. Рост тарифов страховых взносов, исчисляемых в процентах от оплаты труда, затрудняет нормальное функционирование организаций промыслов и ставит многие организации народных художественных промыслов на грань банкротства.
По данным выборочного обследования каждая пятая организация народных художественных промыслов являлась в 2013 году убыточной, а средняя рентабельность продукции прибыльных организаций составляла 4,9 %. Общий положительный финансовый результат за вычетом убытков составил лишь 2,8 % от себестоимости продукции.
В этих условиях организации народных художественных промыслов лишены собственных средств для модернизации производства и замены устаревшего оборудования, используемого на 80 % этих предприятий. Средняя заработная плата работников организаций народных художественных промыслов вдвое ниже средней по стране. Так, в Нижегородской области она составила в 2013 году 10374 руб., при том, что средняя заработная плата по области составила 21616 руб. Одно из главных следствий этого - старение кадров организаций народных художественных промыслов.
Сохранение народных художественных промыслов России ранее было обеспечено комплексом мер их государственной поддержки. Значительная часть сумм субсидий организаций народных художественных промыслов (около 20 %), предоставляемых из федерального бюджета почти сразу возвращается ими в бюджет, что снижает эффективность данной важнейшей меры государственной поддержки народных художественных промыслов.
Таким образом, в целях недопущения утраты исторически и культурно значимых народных художественных промыслов законопроектом предлагается дополнить статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации положением, освобождающим организации народных художественных промыслов от уплаты налога на прибыль, полученную вследствие получения субсидий из федерального бюджета. При этом следует отметить, что под действие предлагаемого изменения подпадут также и организации народных художественных промыслов, применяющих такой специальный налоговый режим как упрощенная система налогообложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.