Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 18.02.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка налогообложения услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (далее - законопроект) подготовлен в целях оптимизации налоговой нагрузки при осуществлении железнодорожных пассажирских перевозок в пригородном сообщении.
Пригородные пассажирские железнодорожные перевозки осуществляются пригородными компаниями - перевозчиками, созданными ОАО "РЖД" совместно с органами власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что на финансовое положение пригородных пассажирских компаний серьезное влияние оказывает предусмотренное подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от НДС услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении.
Механизм освобождения от НДС предполагает, что перевозчик не исчисляет и не уплачивает в федеральный бюджет НДС по пригородным перевозкам. Вместе с тем на основании пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации перевозчик, освобожденный от уплаты НДС, теряет право на вычет из бюджета и вынужден включать в свои расходы по пригородным перевозкам суммы НДС, предъявленные ему владельцем инфраструктуры, арендодателями подвижного состава, другими поставщиками и подрядчиками. Как следствие, стоимость перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении увеличивается на суммы НДС, предъявленные перевозчику продавцами товаров (работ, услуг).
Таким образом, несмотря на освобождение пригородных перевозок железнодорожным транспортом от НДС, стоимость пригородной перевозки фактически формируется с учетом этого налога.
Этот фактор в числе прочих влияет на снижение экономической привлекательности пригородных перевозок, что приводит к сокращению инвестиционных вложений и замедляет экономический рост в стране.
Большая себестоимость влечет за собой установление более высоких тарифов на услуги для населения и/или увеличение размера запрашиваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий. Как следствие, снижается востребованность железнодорожного транспорта, который является более безопасным, экологичным и надежным.
В связи с этим законопроект предусматривает переход на обложение НДС услуг по пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по ставке 0 процентов.
Замена освобождения от НДС налогообложением по ставке 0 процентов позволит перевозчикам не включать в расходы по пригородным перевозкам, а предъявлять к вычету суммы НДС, предъявленные владельцем инфраструктуры, арендодателями подвижного состава, исполнителями работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, другими поставщиками и подрядчиками.
Данная мера позволит снизить расходы (убытки) перевозчиков на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. При этом для пассажира стоимость перевозки в связи с заменой освобождения от НДС на налогообложение по ставке 0 процентов не увеличится.
В целях подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов предлагается представлять в налоговые органы реестры перевозочных документов, оформленных при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, по аналогии с пассажирскими перевозками в международном сообщении (пункт 6 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, вносятся изменения в статьи 149, 164, 165 и 167 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.