Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О содействии развитию жилищной сферы Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 03.03.2015 г.)
Законопроектом "О содействии развитию жилищной сферы и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) в целях содействия развитию жилищной сферы, повышения доступности жилья и создания комфортных условий проживания и благоприятной среды жизнедеятельности для граждан Российской Федерации устанавливаются особенности деятельности созданного Российской Федерацией института развития жилищной сферы - акционерного общества "Агентство жилищного развития" (далее - Агентство), в том числе цели деятельности и задачи, особенности управления Агентством и полномочия Агентства по управлению иными институтами развития жилищной сферы на основании положений законопроекта, решений Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
Законопроект направлен на решение актуальной задачи формирования Агентства, как единого института развития в жилищной сфере, целями деятельности которого являются повышение доступности жилья и создание комфортных условий проживания и благоприятной среды жизнедеятельности для граждан Российской Федерации, улучшение качества жилищного фонда, привлечение инвестиций в жилищное строительство, строительство инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры и производство строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства, капитальный ремонт жилищного фонда и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение утилизации (захоронения) и переработки промышленных и бытовых отходов, повышение доступности ипотечного кредитования и иных форм кредитования в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, в том числе за счет развития рынка ипотечных ценных бумаг, облигаций с залоговым обеспечением и иных финансовых механизмов.
Действующими институтами развития жилищной сферы - акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АО "АИЖК") и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС), наработаны отдельные эффективные механизмы государственной поддержки развития рынка жилья, жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, которые целесообразно использовать в рамках деятельности Агентства, предусмотрев новые задачи развития жилищной сферы.
Законопроектом предусмотрены следующие задачи деятельности Агентства:
1) привлечение инвестиций в жилищную сферу и повышение доступности кредитных средств, в том числе для ипотечного жилищного кредитования, финансирования жилищного строительства, строительства коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства, капитального ремонта жилищного фонда, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
3) внедрение новых инструментов, финансовых механизмов и передовых технологий на рынке жилья и в жилищно-коммунальной сфере, в том числе для строительства жилья экономического класса, наемных домов социального и коммерческого использования, развития жилищной кооперации, проведения капитального ремонта многоквартирных домов, ликвидации аварийного жилищного фонда, строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры, утилизации (захоронения) и переработки промышленных и бытовых отходов;
4) повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для установленных категорий граждан, повышение инвестиционной привлекательности и ликвидности ипотечных ценных бумаг и иных ипотечных активов, развитие инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, снижение рисков на рынке жилья, ипотечного жилищного кредитования и ипотечных ценных бумаг, в том числе путем предоставления страховой защиты участникам рынка;
5) обеспечение предоставления в соответствии с федеральными законами для жилищного строительства, комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, в том числе жилья экономического класса, строительства наемных домов социального или коммерческого использования, а также иного строительства земельных участков, находящихся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, содействие в обеспечении коммунальной, социальной и дорожной инфраструктурой указанных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в муниципальной или частной собственности и предназначенных для указанных видов строительства;
6) создание промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов в целях комплексного развития территорий;
7) участие в реализации государственных и муниципальных программ в жилищной и жилищно-коммунальной сферах;
8) осуществление полномочий по управлению институтами развития жилищной сферы;
9) выполнение иных функций в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, предусмотренных проектируемыми положениями законопроекта, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено создание единого института развития на базе АО "АИЖК". Предлагается установить, что цели, задачи и полномочия Агентства реализуются АО "АИЖК", которое подлежит переименованию в акционерное общество "Агентство жилищного развития". При этом Агентству передаются полномочия органов управления Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в соответствии Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства подлежит переименованию в Федеральный фонд жилищного и инфраструктурного строительства.
Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность:
1) передачи Агентству полномочия по управлению иными институтами развития жилищной сферы в случаях, предусмотренных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации, актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
2) наделения Агентства полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, агента Правительства Российской Федерации по решению задач в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, кроме самого Агентства, в число организаций Агентства, которые призваны обеспечивать достижение цели и решение отдельных задач его деятельности, будут входить Федеральный фонд жилищного и инфраструктурного строительства, существующие в настоящее время дочерние организации АО "АИЖК" - АО "Страховая компания АИЖК" и АО "Агентство финансирования жилищного строительства", а также могут входить иные институты развития. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что для содействия достижению целей и решению задач деятельности, Агентство является учредителем и (или) участником кредитной организации с преобладающим участием в уставном капитале такой кредитной организации.
Создание Агентства, как единого института развития жилищной сферы, позволит получить синергетический эффект от объединения механизмов и технологий, наработанных институтами развития жилищной сферы, в целях развития новых институциональных механизмов на рынке жилья и в сфере жилищно-коммунального хозяйства с привлечением долгосрочных инвестиций и кредитных средств, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, наемных домов социального и коммерческого использования, развития жилищной кооперации, проведения капитального ремонта многоквартирных домов, ликвидации аварийного жилищного фонда, строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры.
Законопроектом предусмотрены особенности Агентства как акционерного общества, в том числе требования к уставу и органам управления. Предусмотрено также, что акции Агентства могут находиться только в собственности Российской Федерации и не подлежат приватизации, а реорганизация и ликвидация Агентства допускается только на основании федерального закона.
Законопроект устанавливает отдельные особенности полномочий Правительства Российской Федерации в отношении Агентства, а также возможность предоставления Агентству государственной поддержки.
В целях обеспечения единой системы планирования деятельности, оценки эффективности деятельности Агентства и организаций Агентства, а также обеспечения прозрачности их деятельности законопроект определяет перечень основных документов планирования деятельности Агентства и организаций Агентства, устанавливает требования к отчетности и аудиту Агентства и организаций Агентства, а также к раскрытию Агентством информации.
Законопроект также предусматривается внесение изменений в следующие федеральные законы:
1) Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" с целью переименования Фонда "РЖС" в Федеральный фонд жилищного и инфраструктурного строительства (далее - Фонд), установления органов управления Агентства, которые осуществляют полномочия органов управления Фонда, а также приведения системы документов планирования Фонда в соответствие с системой таких документов в Агентстве;
2) Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления возможности предусмотреть федеральным законом особенности управления фондом;
3) Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части установления особенностей удовлетворения требований Агентства по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Вступление в силу проектируемого федерального закона предусмотрено со дня его официального опубликования, за исключением:
1) положений законопроекта, предусматривающих осуществление Агентством полномочий органов управления Фонда (часть 1 статьи 7, статья 11 законопроекта), которые вступают в силу с 1 июля 2015 года в целях установления переходного периода для обеспечения непрерывности бизнес процессов АО "АИЖК" и Фонда "РЖС";
2) предусмотренных законопроектом изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (пункт 2 статьи 13 законопроекта), которые также вступают в силу с 1 июля 2015 года, поскольку дополняют нормы Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника", который вступает в силу я 1 июля 2015 года.
Переходные положения законопроекта включают поручения Правительству Российской Федерации, направленные на подготовку реализации данного законопроекта, а также нормы, в соответствии с которыми переименование АО "АИЖК" и Фонда "РЖС", а также изменение системы управления Фондом "РЖС" не является основанием для прекращения или изменения принятых ими ранее обязательств.
Принятие законопроекта и создание в России единого института развития жилищной сферы позволит достигнуть следующих основных результатов за период 2015-2018 гг.:
Ключевые показатели деятельности
Агентства и организаций Агентства (далее в таблице - Агентство)
за период 2015-2018 гг.
Наименование показателя |
Значение за |
Ед. измерения |
|
1. Объем жилья, введенного в эксплуатацию на земельных участках, предоставленных Агентством для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства*(1) |
15,0 |
млн. кв. м |
|
2. Общая площадь введенного в эксплуатацию жилья эконом-класса, обеспеченного инженерно-технической инфраструктурой с поддержкой Агентства |
2.1. по программе "Жилье для российской семьи" (в 2015-2017 гг.) |
17,5 |
млн. кв. м |
2.2. в иных проектах (в 2018 году) |
5 |
млн. кв. м |
|
3. Общая площадь введенного в эксплуатацию наемного жилья, строительство которого профинансировано при поддержке Агентства |
3,3 |
млн. кв. м |
|
4. Количество социальных ипотечных кредитов, предоставленных с поддержкой Агентства |
110 |
тыс. шт. |
|
5. Количество заемщиков, которым Агентством может быть оказана помощь в реструктуризации ипотечных кредитов |
до 35 |
тыс. семей |
|
6. Объем ипотечных ценных бумаг, выпущенных с поддержкой Агентства (в целях финансирования предоставления ипотечных кредитов) |
400 |
млрд. руб. |
|
7. Общая площадь многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт с привлечением кредитных средств с поддержкой Агентства |
8,0 |
млн. кв. м |
-------------------------------------------
*(1) С учетом земельных участков, ранее предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.