Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли)"
(подготовлен Минпромторгом России 19.03.2015 г.)
С принятием Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) стало осуществляться в соответствии со Схемами размещения нестационарных торговых объектов, разработанными и утвержденными органами местного самоуправления.
За несколько лет действия Закона о торговле в связи с многочисленными обращениями граждан, предпринимателей, общественных организаций, органов власти стала очевидной недостаточность предложенного Законом о торговле рамочного регулирования нестационарной торговли.
Это подтверждается анализом состояния нестационарной торговли в Российской Федерации, проведенным весной 2014 года на основе данных, полученных от субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В ряде субъектов Российской Федерации наблюдается снижение количества нестационарных торговых объектов (снижение достигает 30%), хотя объективных экономических предпосылок к этому нет. При этом в ряде регионов, наоборот, отмечается увеличение количества нестационарных торговых объектов.
Такая разнонаправленная динамика численности НТО в субъектах Российской Федерации, прежде всего существенное сокращение НТО в ряде субъектов, не объясняется объективными экономическими факторами, а говорит о произвольном толковании расплывчатых норм Закона о торговле и административном сокращении данного сегмента торговли. Сокращения в большинстве случаев носят искусственный, а не естественный характер: часто закрытие того или иного нестационарного торгового объекта связано не с изменением ситуации на рынке, а излишним регулированием со стороны местных органов власти.
Согласно докладу Президенту Российской Федерации Уполномоченного по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова за 2014 год в, как минимум 20 регионах в качестве основных констатируются такие нарушения прав предпринимателей, как отсутствие прав на продление договоров для НТО, произвольный пересмотр органами местного самоуправления схем размещения НТО, произвольное невключение в Схему и исключение из Схемы действующих объектов, ужесточение требований к временным сооружениям, влекущее кратное снижение уличной торговли и другие подобные административные действия.
Следует учитывать, что малая торговля является важнейшей инфраструктурой для существования и развития малого и микробизнеса. Без развитых малых торговых форматов не может развиваться малое и среднее производство - в первую очередь производство продуктов питания, сельхозпродукции, изделий легкой промышленности.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли)" (далее - законопроект) предусматриваются изменения, призванные внести прозрачность и единообразие в общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сегмента нестационарной торговли (или мелкорозничной торговли). Целью изменений является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах и создают почти неограниченные возможности для злоупотреблений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Предусмотренные законопроектом изменения направлены на:
1. Уточнение терминологии и приведение ее в соответствии с современными требованиями рынка.
2. Закрепление в федеральном законодательстве всех вариантов юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов: договор аренды земельного участка; договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта.
3. Установление прозрачных правил и требований к формированию и изменению Схемы размещения нестационарных торговых объектов, как инструмента сохранения, создания и развития малого торгового бизнеса, предусматривающих гарантии для предпринимателей и ограничение возможности злоупотреблений со стороны органов власти.
4. Закрепление принципа "меняется место - сохраняется бизнес", позволяющего гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранять бизнес, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд.
5. Наделение субъектов Российской Федерации правами и обязанностями по установке требований к внешнему виду нестационарных торговых объектов, а также рядом других полномочий в сфере регулирования нестационарной торговли. В частности, установлено, что сезонная (временная) торговля должна полностью регулироваться на уровне субъектов Российской Федерации с учетом требований законопроекта.
6. Определение общих принципов специализации нестационарных торговых объектов, определение социально значимых товарных специализаций.
7. Закрепление общих принципов оформления договорных отношений, защищающих добросовестных предпринимателей и позволяющих существенно увеличить горизонты планирования ведения бизнеса.
8. Установление единообразных принципов формирования и распределения новых мест размещения нестационарных торговых объектов.
9. Установление общих принципов льготного предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов для субъектов малого торгового и производственного бизнеса, в том числе для индивидуальных предпринимателей и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Данные изменения подготовлены с учетом позиции общественных объединений предпринимателей, хозяйствующих субъектов. Необходимость данных изменений была также выявлена в рамках проведения прокурорского надзора (контроля). Данные изменения коррелируют с геополитикой, вырабатываемой Министерством экономического развития Российской Федерации, в сфере устранения существующих излишних барьеров в области ведения бизнеса.
Реализация предусмотренных законопроектом изменений, безусловно, окажет позитивное влияние на малый торговый бизнес, так и даст толчок к развитию местных и региональных производителей, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей и производителей продуктов питания, для которых несетевые форматы торговли являются важнейшим, а зачастую и единственным каналом сбыта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.