Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 19.03.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части обеспечения авиационной безопасности) (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательства в области обеспечения авиационной безопасности и устранение выявленных правовых пробелов и противоречий в рассматриваемой сфере.
Разработка законопроекта осуществляется в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 11.04.2014 N Пр-884 и Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N РД-П4-2908 и предусмотрена пунктом 34 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2736-р.
В соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" внесен ряд изменений в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), касающийся вопросов обеспечения транспортной безопасности на объектах и транспортных средствах воздушного транспорта.
В настоящее время обеспечение транспортной безопасности на указанном виде транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (часть 3 статьи 4 Закона о транспортной безопасности), предусмотренной Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс).
При этом положения Воздушного кодекса, касающиеся вопросов обеспечения авиационной безопасности и участия в этой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, не согласуются со вступившими в силу изменениями законодательства в сфере транспортной безопасности и о полиции.
В Законе о полиции исключены нормы об участии полиции в обеспечении авиационной безопасности, которая реализуется посредством комплекса мер, предусмотренных в настоящее время Воздушным кодексом.
Пунктом 4 части 2 статьи 84 Воздушного кодекса предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается, в том числе посредством предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции". Данное положение противоречит Закону о полиции, которым не предусмотрено проведение послеполетного досмотра, а также участие сотрудников органов внутренних дел в проведении предполетного и послеполетного досмотров.
На воздушном транспорте сложилась ситуация, при которой сотрудники полиции, по сути, обязаны постоянно участвовать в проведении обязательного предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра. Это произошло по причине несоответствия Воздушного кодекса и Закона о полиции. В настоящее время сотрудники полиции обязаны присутствовать при проведении сотрудниками служб авиационной безопасности досмотров на воздушном транспорте. Это приводит к отвлечению и рассеиванию сил полиции, размывает ответственность в случае неудовлетворительного проведения досмотра, затрудняет дальнейшее развитие органов внутренних дел Российской Федерации.
Частью 9 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, включающей в себя авиационную безопасность, проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.
Также, в соответствии с частью 10 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности, силы транспортной безопасности незамедлительно информируют полицию об идентификации в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности запрещенных предметов и веществ при условии отсутствия правовых оснований для их хранения и ношения, а также выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности, а полиция на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в том числе в зонах транспортной безопасности, осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о полиции.
Законопроект снимает противоречия нормативным предписаниям Воздушного кодекса, в части обеспечения авиационной безопасности, нормам Закона о полиции, и позволяет высвободить силы полиции от выполнения несвойственных функций и направить их усилия на выполнение задач по эффективному противодействию преступности и обеспечению правопорядка на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.