Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен ФТС России 03.04.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях установления административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, либо представление в отчетности недостоверных первичных статистических данных, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (далее - постановление Правительства N 40).
Постановлением Правительства N 40 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Правила), предусматривающие, что формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании данных, указываемых в статистической форме учета перемещения товаров (далее - статистическая форма). Статистическая форма является формой отчетности лиц, указанных в пункте 7 Правил перед таможенными органами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил Федеральная таможенная служба наделена полномочиями по сбору статистических форм, обработке содержащихся в них данных и формированию официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Правилами установлены сроки и закреплена обязанность лиц, указанных в пункте 7 Правил, представлять статистические формы в определенный таможенный орган, а также предусмотрена ответственность за своевременность подачи статистической формы, полноту и достоверность заявленных в ней сведений.
Однако в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют нормы, устанавливающие административную ответственность за непредставление в таможенные органы статистических форм либо представление статистических форм, содержащих неполные или недостоверные сведения, что вызывает трудности в части реализации пункта 12 Правил.
Наделение должностных лиц таможенных органов полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях за непредставление или несвоевременное представление в таможенные органы статистических форм либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, позволит улучшить качество официальной статистической информации о взаимной торговле.
Законопроектом предлагается дополнить главу 19 КоАП России статьей 19.7.12 "Непредставление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров или представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, содержащих недостоверные сведения", предусматривающей существенные штрафные санкции за эти деяния для должностных и юридических лиц исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и их последствиям с учетом реализации поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича по ужесточению административной ответственности за эти деяния (от 14 августа 2014 г. N АД-П11-114пр).
В Республике Беларусь, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях за непредставление или за нарушение установленного срока представления в таможенный орган статистической декларации с 2003 года были предусмотрены штрафные санкции в размере от 10% до 20% стоимости экспортируемых (импортируемых) товаров и только с 2011 года смягчены меры ответственности за эти деяния до 2 - 100 базовых величин (одна базовая величина равна 180000 белорусских рублей), что в настоящее время составляет приблизительно от 1500 рублей до 75000 рублей.
Статистическая форма является основным источником для формирования официальной статистической информации о взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, которая направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органы исполнительной власти и Правительством Российской Федерации для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств - членов Евразийского экономического союза. Поэтому полнота, достоверность и своевременность формирования официальной статистической информации имеет важное значение.
При этом в 2014 году только по Республике Беларусь недоучет данных по импорту России из Белоруссии составил 23,2 % или более 3,5 млрд. долларов США, по экспорту России в Белоруссию - 11,5 % (более 2,5 млрд. долларов США), что наглядно характеризует объемы неучитываемой Российской Федерацией информации о взаимной торговле России с Белоруссией. В настоящее время более 7.5% статистических форм учета перемещения товаров представляется в таможенные органы с нарушением установленного срока.
Законопроектом предусмотрено в статье 19.7.12 КоАП России наличие примечания, предусматривающего установление равной степени ответственности для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц, а также освобождение должностных лиц и юридических лиц от административной ответственности по части 1 и 2 статьи 19.7.12 КоАП России в случае добровольного представления в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы, содержащей неполные или недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы с одновременным представлением новой статистической формы, содержащей полные и достоверные сведения. Введение данной нормы позволит создать дополнительную мотивацию для лиц, представляющих статистическую форму в таможенный орган, в принятии необходимых и достаточных мер для обеспечения полноты и достоверности предоставляемых сведений, оперативной их корректировки в случае самостоятельного обнаружения нарушений установленных Правил.
Для процессуального закрепления возможности принятия должностными лицами таможенных органов решения об освобождении российских лиц от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 19.7.12 необходимо внести соответствующие дополнения в статью 29.9 КоАП России.
Законопроектом предлагается установить срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм либо представления в таможенный орган статистических форм, содержащих недостоверные сведения, один год с даты совершения административного правонарушения и внести соответствующие изменения в ч. 1 статьи 4.5 КоАП России.
Это обусловлено особенностями календарной отчетности, которые не позволяют в течение двух месяцев выявить факт совершения правонарушения. В соответствии с пунктом 8 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товара. При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется в электронном виде и регистрируется в таможенном органе автоматически в день отправления. В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется либо лично в таможенный орган, либо направляется по почте заказным письмом. В этом случае срок поступления и регистрации статистической формы в таможенном органе увеличиваться на время доставки почтового отправления и может составлять до нескольких недель. При этом статистическая форма содержит информацию только об отчетном периоде. Информация о дате отгрузки (получения) товаров в статистической форме отсутствует.
Для оценки своевременности представления в таможенный орган статистических форм и достоверности заявленных в них сведений таможенные органы используют дополнительную информацию о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов Евразийского экономического союза, налоговых льготах, предоставляемую ежемесячно Федеральной налоговой службой в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. В соответствии с пунктом 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представляется в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Таким образом для проведения оценки своевременности представления в таможенный орган статистических форм и достоверности заявленных в них сведений требуются значительные временные затраты.
С учетом имеющихся у таможенных органов исключительных полномочий по сбору статистических форм учета перемещения товаров, их обработке и формированию официальной статистической информации о взаимной торговле государств - членов Евразийского экономического союза предлагается наделить должностных лиц таможенных органов правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.12 КоАП России, для чего необходимо внести соответствующие изменения в статью 23.8 КоАП России. Это позволит обеспечить своевременность привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения по статье 19.7.12 КоАП России.
Принятие федерального закона не потребует финансовых затрат и не повлечет дополнительной нагрузки на участников, осуществляющих взаимную торговлю в рамках Евразийского экономического союза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.