Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минкомсвязью России 07.03.2014 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия работников акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в уставном капитале работодателей" (далее - законопроект) разработан в целях выполнения подпунктов "а", "в" и "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и позиции 4 раздела IV главы III плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие отрасли информационных технологий", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2602-р.
Законопроект предусматривает улучшение законодательных условий для реализации работодателями - акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью механизма долгосрочной мотивации персонала в виде предоставления возможности участия в своем уставном капитале на определенных условиях.
Многие работодатели, в первую очередь, в высокотехнологичных отраслях заинтересованы в реализации опционных программ, в соответствии с которыми работодатель заключает с работником договор, предусматривающий обязанность работодателя продать работнику свои акции (долю в своем уставном капитале) в количестве и по цене, заранее определенных в договоре, при наступлении условий программы (например, работа у работодателя в течение определенного периода, достижение компанией-работодателем определенных показателей, достижение работником показателей результативности). Вместе с тем, российское законодательство не содержит достаточного регулирования вопросов заключения и исполнения опционных договоров между работодателями и работниками, вследствие чего часть организаций структурирует свои опционные программы в иностранных юрисдикциях и (или) использует сложные юридические конструкции, что требует дополнительных издержек и иногда снижает гарантии реализации работниками опционов.
В частности, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не вправе владеть своими акциями, долями в своем уставном капитале более года с даты их приобретения. Опыт реализации опционных программ в иностранных и российских высокотехнологичных компаниях показывает, что участие в них работников предусматривается, как правило, на период не менее 5-7 лет. Законопроектом предлагается положение о том, для акций (долей в уставном капитале), приобретенных обществом для последующего размещения среди работников, привлеченных по гражданско-правовым договорам специалистов и членов органов управления, срок реализации устанавливается решением уполномоченного органа общества, но не может быть более 7 лет. Этим же решением предполагается определять условия и порядок реализации соответствующих акций (долей в уставном капитале), которые будут учитывать особенности опционной программы, в том числе, например, то, что спустя несколько лет после начала участия в такой программе работник может выкупить определенное количество акций работодателя по зафиксированной цене, при этом рыночная цена акций будет выше вследствие успешного развития компании (таким образом, работник, купив акции по фиксированной цене, может сразу продать их по более высокой или сохранить, рассчитывая на дальнейший рост цены).
Кроме того, для непубличных обществ законопроектом предлагается увеличить предельный размер доли в уставном капитале, которая может принадлежать обществу для целей реализации работникам, привлеченным специалистам и членам органов управления, до 25%. Сейчас акционерное общество не вправе выкупать собственные акции, если в обращении остается менее 90 процентов от уставного капитала общества. При этом для малых и средних высокотехнологичных компаний десяти процентов уставного капитала зачастую недостаточно для выдачи опционов на участие в уставном капитале привлекаемым специалистам, особенно, в первые годы работы таких организаций. Как показывает практика, оптимальным предельным размером соответствующей доли, при котором не создается существенных рисков злоупотреблений со стороны общества, является 25% уставного капитала. Конкретный размер указанной доли в обществе с ограниченной ответственностью (в пределах 25%) законопроект предполагает определять уставом общества.
Также законопроектом урегулируются вопросы приобретения организациями своих акций (долей в уставном капитале) и реализации их работникам, привлеченным специалистам и членам органов управления.
Законопроектом не создаются риски ухудшения положения существующих акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и их участников (акционеров), поскольку приобретение доли в своем уставном капитале и их последующая передача работникам разрешается обществу с ограниченной ответственностью только по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, и только, если это предусмотрено уставом общества. Акционерное общество также вправе приобретать свои акции для целей реализации работникам, привлеченным специалистам и членам органов управления только в случае, если это предусмотрено уставом общества.
Для приобретения обществом своих акций в целях последующего размещения среди работников могут использоваться средства фонда акционирования работников, который может быть предусмотрен уставом общества в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.