Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352"
(подготовлен Минтрудом России 13.04.2015 г.)
Согласно статье 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда проводится на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
фактических условий труда работников.
Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон) введена заявительная процедура экспертизы качества специальной оценки условий труда, проводимая в рамках государственной экспертизы условий труда.
Согласно частям 1 - 5 статьи 24 Федерального закона экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Указанная экспертиза осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.
Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 статьи 24 Федерального закона, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона и статьи 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации были приняты:
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. N 549н (далее - Приказ 549н) и установивший процедуру проведения государственной экспертизы условий труда уполномоченными органами исполнительной власти;
Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 г. N 652н (далее - Приказ 652н) и установивший процедуру рассмотрения разногласий заявителей или их несогласия с заключением органа государственной экспертизы условий труда о качестве специальной оценки условий труда.
Согласно абзацу третьему пункта 28 Приказа 549н в случае проведения государственной экспертизы условий труда на основании представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса организуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации за счет средств федерального бюджета по обращениям органа государственной экспертизы условий труда.
В соответствии с пунктом 8 Приказа N 652н в случае необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, такие исследования (испытания) и измерения организуются Минтрудом России за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в перечисленных выше случаях финансирование процедур исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, должно быть организовано из средств федерального бюджета.
При этом, с одной стороны, процедуры исследований (испытаний) и измерений являются частью оказываемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, и их финансирование из средств, выделяемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на обеспечение деятельности не может быть осуществлено, так как не позволит обеспечить независимость процедуры исследований (испытаний) и измерений и ее результатов от деятельности органов государственной экспертизы условий труда в случаях, когда рассматриваемыми материалами являются результаты надзорно-контрольной деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных подразделений в отношении конкретного работодателя.
С другой стороны, эти же процедуры должны быть организованы и профинансированы Минтрудом России из имеющихся у него бюджетных средств при рассмотрении разногласий по результатам проведения государственной экспертизы условий труда, когда рассматриваемыми материалами являются заключения органов государственной экспертизы условий труда.
С учетом изложенного в случаях, рассмотренных абзацем третьим пункта 28 Приказа 549н и с пунктом 8 Приказа 652н, необходимо обеспечить качество и независимость процедур исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, путем организации их финансирования из федерального бюджета, что возможно только в случае отнесения перечисленных процедур исследований (испытаний) и измерений к государственным услугам.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, разработан в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352.
В указанном постановлении Правительства Российской Федерации процедуры, предусмотренные абзацем третьим пункта 28 Приказа 549н и пунктом 8 Приказа 652н, в качестве обязательных государственных услуг отсутствуют.
С целью решения вопроса о финансировании осуществления процедур, предусмотренных абзацем третьим пункта 28 Приказа 549н и пунктом 8 Приказа 652н, путем внесения их в перечень обязательных государственных услуг Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352".
При этом предусмотренные проектом постановления Правительства Российской Федерации услуги по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда будут предоставляться в рамках ежегодного государственного задания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, устанавливаемого в отношении ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда", в составе которого имеется аккредитованная в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательная лаборатория, оснащенная современными средствами измерений и соответствующая требованиям Федерального закона.
Принятие и реализация положений постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352" потребует выделения дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета в пределах 20,0 млн. рублей, исходя из параметров федерального бюджета на 2015 год. Указанные ассигнования должны предусматриваться в составе бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на обеспечение деятельности находящихся в его ведении бюджетных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.