Проект Федерального закона "О поддержке экспорта"
(подготовлен Минэкономразвития России 21.04.2015 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О поддержке экспорта"
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления поддержки экспорта, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области поддержки экспорта, а также устанавливает особенности правового положения и деятельности Центра поддержки экспорта.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Экспорт товаров - деятельность российских субъектов предпринимательской деятельности, при которой товары, произведенные на территории Российской Федерации, вывозятся с территории Российской Федерации на территорию иностранного (союзного) государства и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами без обязательства об обратном ввозе;
Экспорт услуг - деятельность российских субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги (выполняющих работы) по предоставлению услуг (выполнению работ), осуществляемая с территории Российской Федерации на территорию иностранного (союзного) государства, либо на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг, либо путем присутствия предпринимателей-резидентов Российской Федерации или уполномоченных действовать от их имени лиц на территории иностранных государств, либо путем коммерческого присутствия на территории иностранных государств;
Коммерческое присутствие - любая допускаемая законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица;
Российский субъект предпринимательской деятельности - коммерческие организации, зарегистрированные в качестве юридического лица на территории Российской Федерации или физические лица - граждане Российской Федерации, зарегистрированные в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей;
Система поддержки экспорта - совокупность организационной структуры, полномочий участников формирования государственной политики в сфере поддержки экспорта, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих реализацию приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта, а также инфраструктуры поддержки экспорта;
Инфраструктура поддержки экспорта - система коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих меры, оказывающие стимулирующее воздействие на экспорт товаров и услуг из Российской Федерации и привлекаемые для реализации государственных и негосударственных мер поддержки экспорта.
Сырьевой экспорт - экспорт добытых полезных ископаемых и других природных ресурсов, произведенных из них материалов, подлежащих дальнейшей переработке (сырьевые товары), перечень утверждается Правительством Российской Федерации;
Несырьевой экспорт - экспорт товаров, не входящих в перечень сырьевых товаров, определяемых Правительством Российской Федерации.
Высокотехнологичный экспорт - экспорт товаров и услуг со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, и характеризующихся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации;
Инновационный экспорт - экспорт товаров или услуг, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которых является принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции. Критерии признания экспорта инновационным устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации;
Экспорт машинно-технической продукции - экспорт машин, оборудования и транспортных средств, произведенных на территории Российской Федерации и классифицируемых по Общероссийскому классификатору продукции с 31 класса по 51 и с 60 класса по 70, а также различных видов оборудования;
Экспорт товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью - экспорт товаров и услуг, для которых характерен высокий уровень прироста стоимости на территории Российской Федерации, исчисляемый в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат производителя (поставщика) на сырье и материалы, необходимые для их производства. Требуемый уровень прироста стоимости для целей признания товара (услуги) обладающими высокой добавленной стоимостью определяется Правительством Российской Федерации.
Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Правовое регулирование в сфере поддержки экспорта
1. Законодательство Российской Федерации о поддержке экспорта основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением мер поддержки экспорта товаров и услуг из Российской Федерации в соответствии с целями и задачами, определенными документами стратегического планирования на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Приоритетные направления поддержки экспорта на федеральном уровне, включая отраслевые и территориальные приоритеты поддержки экспорта, определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Цели и принципы государственной политики в области поддержки экспорта
1. Целями государственной политики в области поддержки экспорта являются:
1) диверсификация экспорта товаров и услуг из Российской Федерации;
2) стимулирование несырьевого, высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг, экспорта машинно-технической продукции, а также товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
3)
4) создание стимулирующей экспорт институциональной среды, обеспечивающей конкурентоспособные условия деятельности российских организаций на мировом рынке;
5) расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров;
6) развитие ключевых элементов инфраструктуры поддержки экспорта, обеспечивающих оказание финансовых, организационных, консультационных, маркетинговых и информационных услуг экспортерам;
7) усиление координации и взаимодействия участников системы поддержки экспорта;
8) увеличение числа российских субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих на постоянной основе экспорт товаров и услуг из Российской Федерации, в том числе за счет малых и средних предприятий.
2. Основными принципами государственной политики в области поддержки экспорта являются:
1) поддержка деятельности в сфере экспорта в соответствии с приоритетами, определенными документами стратегического планирования на федеральном уровне;
2) реализация мер поддержки экспорта в строгом соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
3) развитие и поддержка экспорта, способствующего выполнению приоритетов внешней политики Российской Федерации;
4) применение мер поддержки экспорта для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
5) системный характер осуществления мер поддержки экспорта;
6) непрерывность осуществления поддержки экспорта;
7) эффективность мер поддержки экспорта;
8) информационная открытость при применении мер поддержки экспорта.
Статья 5. Участники системы поддержки экспорта
Участниками системы поддержки экспорта в Российской Федерации являются Правительство Российской Федерации, уполномоченный федеральный органы исполнительной власти по поддержке экспорта и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, российские части межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и комиссий высокого уровня между Российской Федерацией и зарубежными странами, иные федеральные координационные и совещательные органы по поддержке экспорта, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", созданное Внешэкономбанком дочернее акционерное общество "Экспортный центр России" (далее - Центр поддержки экспорта). В число субъектов, участвующих в реализации государственной политики в сфере поддержки экспорта, входят также торгово-промышленные палаты, российские общественные объединения производителей и экспортеров, российские субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие экспорт товаров и услуг из Российской Федерации, а также иные организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки экспорта.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области поддержки экспорта
1. Правительство Российской Федерации:
1) разрабатывает и утверждает приоритеты государственной политики в области поддержки экспорта, а также пути их достижения;
2) утверждает целевые показатели эффективности мер поддержки экспорта, а также критерии оценки эффективности мер поддержки;
3) осуществляет координацию деятельности участников системы поддержки экспорта на федеральном и региональном уровнях;
4) определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта;
5) осуществляет мониторинг эффективности оказываемых мер поддержки экспорта;
6) [ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ] для целей реализации приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта осуществляет категоризацию товаров по группам сырьевого экспорта, несырьевого экспорта высокотехнологического экспорта, инновационного экспорта, экспорта машинно-технической продукции, экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью
7) осуществляет планирование бюджетных ассигнований, направляемых на осуществление поддержки экспорта, исходя из цели непрерывности поддержки экспорта.
2. [ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ] Для координации деятельности участников системы поддержки экспорта Правительство Российской Федерации создает Комиссию по поддержке экспорта. Комиссия по поддержке является координационным и совещательным органом. Положение о Комиссии и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта
1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта:
1) обеспечивает реализацию приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта;
2) формирует предложения по приоритетным направлениям поддержки экспорта и соответствующим направлениям государственной поддержки и направляет их в Правительство Российской Федерации;
3) формирует предложения в отношении целевых показателей эффективности мер поддержки экспорта, а также критериев оценки эффективности мер поддержки;
4) обеспечивает и координирует оказание государственных мер финансовой и нефинансовой поддержки экспорта в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
5) осуществляет мониторинг эффективности мер поддержки экспорта и взаимодействия участников системы поддержки экспорта;
6) осуществляет содействие расширению и диверсификации российского экспорта товаров и услуг, в том числе, через торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах (государствах);
7) направляет в Правительство Российской Федерации доклад об эффективности мер поддержки экспорта и реализации приоритетных направлений поддержки экспорта в порядке и сроки, определенные Правительством Российской Федерации;
8) обеспечивает создание, эксплуатацию и совершенствование государственной информационной системы поддержки экспорта;
9) в пределах своей компетенции готовит предложения в проект федерального закона о федеральном бюджете в части расходов на поддержку экспорта.
2. [ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ] Иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по развитию и обеспечению деятельности инфраструктуры поддержки экспорта, а также экономическому стимулированию промышленного производства (включая производство для экспорта), несут в пределах своих полномочий ответственность за реализацию приоритетов государственной политики в сфере поддержки экспорта.
Статья 8. Центр поддержки экспорта
1. Внешэкономбанк осуществляет реализацию мер по поддержке экспорта через Центр поддержки экспорта).
2. Центр поддержки экспорта:
1) обеспечивает оказание мер финансовой и нефинансовой поддержки экспорта в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
2) обеспечивает предоставление экспортерам информации, необходимой методической помощи по вопросам получения государственных мер поддержки экспорта;
3) осуществляет деятельность по финансовой поддержке экспорта в форме кредитования, страхования и иных формах в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
4) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти по вопросам оказания отдельных государственных мер поддержки экспорта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и заключенными в соответствии с ним двусторонними меморандумами о сотрудничестве;
5) осуществляет разработку и реализацию информационных программ в сфере экспортной деятельности;
6) взаимодействует с некоммерческими организациями, выражающими интересы российских субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих экспорт товаров и услуг, а равно с иностранными некоммерческими организациями, по вопросам поддержки экспорта из Российской Федерации;
7) взаимодействует с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам поддержки экспорта в части выработки предложений по приоритетным направлениям поддержки экспорта и соответствующим направлениям государственной поддержки.
3. На деятельность Центра по поддержке экспорта, а равно на деятельность его дочерних и зависимых обществ не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности и организации страхового дела в Российской Федерации. Центр по поддержке экспорта и его дочерние и зависимые общества осуществляют деятельность по финансовой поддержке экспорта в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, без получения разрешения (лицензии).
4. Центр поддержки экспорта и его дочерние и зависимые хозяйственные общества вправе являться единственным участником других хозяйственных обществ, состоящих из одного лица. Дочерние и зависимые хозяйственные общества Центра поддержки экспорта вправе являться единственным участником других хозяйственных обществ, состоящих из одного лица.
5. В фирменное наименование Центра по поддержке экспорта и его дочерних и зависимых хозяйственных обществ допускается включение официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования.
6. Внешэкономбанк осуществляет свои права акционера в отношении Центра поддержки экспорта на основании решений наблюдательного совета Внешэкономбанка.
Статья 9. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере поддержки экспорта
Субъекты Российской Федерации в сфере поддержки экспорта:
1) участвуют в осуществлении государственной политики в сфере поддержки экспорта;
2) разрабатывают и реализовывают региональные программы поддержки экспорта с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) проводят анализ и реализацию финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития экспорта и эффективности применения мер по его наращиванию, прогноз развития экспорта в субъектах Российской Федерации;
4) формируют предложения в отношении целевых показателей эффективности мер поддержки экспорта, а также критериев оценки эффективности мер поддержки;
5) формируют инфраструктуру поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации и обеспечивают ее деятельность;
6) осуществляют мониторинг эффективности оказываемых мер поддержки экспорта в рамках региональных программ поддержки экспорта;
7) осуществляют методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию экспорта на территориях муниципальных образований;
8) осуществляют информационное обеспечение экспортной деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
9) формируют координационные или совещательные органы в области развития экспорта на уровне субъектов Российской Федерации.
Глава 2. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА
Статья 10. Виды мер поддержки экспорта
1. Для обеспечения реализации приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта могут применяться финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта.
2. К финансовым мерам поддержки экспорта относятся:
1) финансирование экспорта в форме кредитования;
2) обеспечение исполнения обязательств в рамках экспорта;
3) страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
4) международные факторинговые операции;
5) субсидии для стимулирования экспортного потенциала из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
6) иные меры.
3. К нефинансовым мерам поддержки экспорта относятся:
1) поддержка выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности, рекламных и имиджевых мероприятия за рубежом;
2) поддержка регистрации и/или правовой охраны за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и/или товаров и услуг;
3) поддержка осуществления сертификации товаров (работ, услуг) на зарубежных рынках;
4) информационно-консультационная поддержка;
5) консультационно-техническая и организационная поддержка торговых представительств Российской Федерации в иностранном государстве (государствах);
6) реализация информационных программ в сфере экспортной деятельности;
7) обеспечение защиты интересов и законных прав экспортеров на внешних рынках;
8) создание единого портала поддержки экспорта;
9) иные меры.
4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Внешэкономбанк, Центр поддержки экспорта в рамках своих полномочий, а также иные организации вправе осуществлять иные меры поддержки экспорта.
Статья 11. Финансирование экспорта в форме кредитования
1. В рамках реализации возложенных на него полномочий Центр поддержки экспорта и его дочерние и зависимые общества осуществляют финансирование экспортной деятельности в форме кредитования российских экспортеров товаров и услуг, а также российских субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, а также российских, иностранных кредитных организаций, международных финансовых организаций, осуществляющих финансовую поддержку указанных лиц.
2. Порядок оказания Центром услуг финансирования экспортных кредитов определяется Постановлением Правительства Российской Федерации.
3. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками системы поддержки экспорта в порядке, определенном действующим законодательством.
4.
Статья 12. Обеспечение исполнения обязательств в рамках экспорта
1. Внешэкономбанк, Центр поддержки экспорта, его дочерние и зависимые общества осуществляют гарантийную поддержку экспорта российских товаров (работ, услуг), включая осуществление Внешэкономбанком, Центром поддержки экспорта, его дочерними и зависимыми обществами функций агента при обеспечении государственных гарантий российским экспортерам товаров и услуг, российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта товаров и услуг.
2. Внешэкономбанк, Центр поддержки экспорта, его дочерние и зависимые общества также вправе предоставлять обеспечение исполнения обязательств иностранных контрагентов, а также российских экспортеров, в том числе посредством выдачи банковских гарантий, заключения договоров поручительства и иными способами.
3. Правила и порядок осуществления деятельности, указанной в настоящей статье, определяется Постановлением Правительства Российской Федерации.
4. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками системы поддержки экспорта в соответствии с действующим законодательством.
Статья 13. Страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков
1. Центр поддержки экспорта, его дочерние и зависимые общества вправе осуществлять страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков российских экспортеров товаров (работ, услуг), российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, а также российских, иностранных кредитных организаций, международных финансовых организаций и (или) Внешэкономбанка, осуществляющих финансовую поддержку указанных лиц.
2. Для осуществления Центром поддержки экспорта и его дочерними и зависимыми обществами указанной деятельности может предоставляться финансовая поддержка со стороны Внешэкономбанка в виде гарантий и (или) в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Правила осуществления Центром поддержки экспорта деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками системы поддержки экспорта в соответствии с действующим законодательством.
Статья 14. Международные факторинговые операции
1. В рамках реализации возложенных на него полномочий Центр поддержки экспорта и его дочерние и зависимые общества вправе оказывать услуги международного факторинга.
2. Порядок оказания Центром услуг международного факторинга определяется Постановлением Правительства Российской Федерации.
3. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками системы поддержки экспорта в соответствии с действующим законодательством.
Статья 15. Субсидии для стимулирования экспортного потенциала из бюджетов бюджетной системы
1. Федеральные органы исполнительной власти в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации, вправе предоставлять субсидии, направленные на стимулирование экспортного потенциала российских экспортеров. Указанные субсидии могут включать в себя:
1) субсидии на возмещение части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
2) субсидии на возмещение затрат кредитных организаций, Внешэкономбанка, Центра поддержки экспорта и его дочерних и зависимых обществ по предоставлению кредитов иностранным покупателям экспортируемых товаров и услуг;
3) Субсидии на возмещение части затрат, связанных с регистрацией и (или) правовой охраной за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг).
2. Предоставление субсидий, направленных на стимулирование экспортного потенциала российских производителей, осуществляется в строгом соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, в том числе в рамках Всемирной торговой организации.
3. Субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть предоставление субсидий, направленных на стимулирование экспортного потенциала российских экспортеров в рамках региональных программ поддержки экспорта.
Статья 16. Выставочно-ярмарочная и экспозиционная деятельность, рекламные и имиджевые мероприятия за рубежом
1. С целью стимулирования спроса на экспортируемые товары и услуги на иностранных рынках уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта с учетом предложений Центра поддержки экспорта ежегодно утверждает программу поддержки участия российских экспортеров в рекламных, имиджевых мероприятиях и бизнес-миссиях за рубежом. Порядок привлечения российских экспортеров к участию в указанных мероприятиях определяется нормативным актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти по поддержке экспорта.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта осуществляет взаимодействие с выставочными организациями, торгово-промышленными палатами, отраслевыми ассоциациями, прочими организациями различных форм собственности для обеспечения наиболее эффективного участия российских экспортеров в выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности за рубежом. Порядок продвижения экспортируемых товаров и услуг в рамках выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности за рубежом определяется документами стратегического планирования и нормативными актами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта с учетом приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта.
Статья 17. Информационно-консультационная поддержка
1. Оказание информационной поддержки экспортерам осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (включая его заграничный аппарат), органами власти субъектов Российской Федерации, Центром поддержки экспорта и его дочерними и зависимыми обществами, а также иными организациями.
2. Указанные консультационные центры обеспечивают экспертную поддержку экспортеров по вопросам выхода на иностранные рынки, а также оказывают услуги по подготовке документов, необходимых для обращения за получением мер поддержки экспорта, предусмотренных настоящим законом.
Статья 18. Консультационно-техническая и организационная поддержка экспорта в рамках торговых представительств Российской Федерации в иностранном государстве (государствах)
1. По согласованию с Правительством Российской Федерации для осуществления консультационно-технической и организационной поддержки экспорта на территории иностранных государств, уполномоченные представители Центра поддержки экспорта направляются в состав торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах без включения в их штатную численность.
2.
3. Порядок и условия деятельности представителей Центра поддержки экспорта, направляемых для работы в иностранных государствах в составе торговых представительств Российской Федерации, определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, и Центром поддержки экспорта, по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Реализация информационных программ и тренингов в сфере экспортной деятельности
1. В рамках реализации возложенных на него полномочий Центр поддержки экспорта обеспечивает реализацию информационных программ и тренингов в сфере экспортной деятельности, направленных на повышение осведомленности экспортеров о государственном регулировании экспорта товаров и услуг, порядке и особенностях прохождения процедур, необходимых для экспорта товаров и услуг, особенностях экспорта на отдельные рынки, минимизации рисков применения ограничений против экспортируемых товаров и услуг на иностранных рынках, порядке получения мер поддержки экспорта.
2. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками инфраструктуры поддержки экспорта в соответствии с действующим законодательством.
Статья 20. Защита интересов и законных прав российских экспортеров на внешних рынках
1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта в пределах компетенции оказывает содействие в защите законных интересов экспортеров при осуществлении ими экспортной деятельности на внешних рынках. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта осуществляет сбор информации о мерах тарифного и нетарифного регулирования, их изменениях в иностранных государствах (союзах государств), которые оказывают либо могут оказать существенное влияние на экспортный потенциал российских товаров и услуг.
2. Федеральные органы исполнительной власти, а также Центр поддержки экспорта направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта информацию о мерах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выявленных в рамках своей деятельности.
Статья 21. Создание единого портала поддержки экспорта
1. В целях систематизации и размещения в открытом доступе на едином ресурсе в сети "Интернет" сведений в области экспорта товаров и услуг и обеспечения реализации приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта [ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ - Центр поддержки экспорта] создает единый информационный портал поддержки экспорта.
2. Единый портал поддержки экспорта создается в целях обеспечения экспортеров следующей информацией:
1) информация о порядке и особенностях прохождения процедур, необходимых для экспорта товаров и услуг;
2) информация о мерах финансовой и нефинансовой поддержки экспорта, реализуемых на федеральном и региональных уровнях, порядке и условиях их получения;
3) обзоры действующих и перспективных рынков для экспорта российских товаров и услуг;
4) информация о мерах по поддержке экспорта, принимаемых в иностранных юрисдикциях;
5) обзоры процедур доступа на иностранные рынки товаров и услуг;
6) информация о предстоящих международных выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Российской Федерации и в иностранных государствах;
7) информация о порядке доступа на иностранные рынки государственных закупок, официально объявленных тендерах и аукционах на поставку товаров или услуг;
8) информация о предложениях и намерениях деловых кругов по установлению контактов и развитию проектов экспорта товаров и услуг из Российской Федерации;
9) информация о зарубежных предприятиях-импортерах и крупных национальных дистрибьюторах;
10) информация о тарифных и нетарифных ограничениях, которые оказывают либо могут оказать существенное влияние на экспортный потенциал российских товаров и услуг.
3. Единый информационный портал должен содержать инструменты оперативного дистанционного консультирования экспортеров по вопросам, касающимся поддержки экспорта, в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по поддержке экспорта.
Глава 3. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА
Статья 22. Источники финансирования мер поддержки
1. Финансирование расходов, связанных с оказанием государственных мер поддержки экспорта, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по поддержке экспорта и иным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями.
2. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных уполномоченному органу и иным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями на осуществление мер поддержки экспорта, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и Счетной палатой Российской Федерации.
3. Финансирование расходов, связанных с оказанием мер поддержки экспорта Центром поддержки экспорта, осуществляется Внешэкономбанком за счет взносов в уставный капитал Центра, выдачи банковских гарантий, а равно в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Правительство Российской Федерации может оказывать центру поддержки экспорта необходимую финансовую поддержку в виде предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации и в иных формах в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Требования к деятельности Центра в связи с предоставлением ему государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации, определяются в порядке, установленном в отношении соответствующего вида государственной поддержки.
5. Финансирование мер поддержки экспорта, реализуемых в рамках региональных программ поддержки экспорта, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Отчетность Центра поддержки экспорта и финансовое планирование поддержки экспорта
Центр поддержки экспорта предоставляет Внешэкономбанку отчет о своей деятельности по реализации полномочий, предусмотренных настоящим законом, в порядке и в сроки, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Вступление в силу закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Статья 25. Внесение изменений в отдельные законодательные акты
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.