Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части ограничения проведения промышленных рубок и совершенствования режимов защитных лесов и особо защитных участков лесов"
(подготовлен Минприроды России 22.04.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" в части ограничения проведения промышленных рубок и совершенствования режимов защитных лесов и особо защитных участков лесов" (далее - проект федерального закона) вносится в Правительство Российской Федерации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Основанием для разработки проекта федерального закона является перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 11 апреля 2013 г. (от 7 мая 2013 г. N Пр-1037).
Согласно абзацу 8 пункта 1 "в" указанного перечня Правительству Российской Федерации поручено внести в законодательство Российской Федерации изменения, устанавливающие критерии и нормативы определения категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов. Изменения также должны предусматривать запрет проведения в этих лесах и на этих участках промышленных рубок и передачи их в аренду в целях заготовки древесины.
В настоящее время перечень категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов установлен статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс). Правовые режимы категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов определены в Лесном кодексе (статьи 103-107).
Проект федерального закона предусматривает установление общих принципов отнесения участков лесов в составе земель лесного фонда к ценным лесам и к особо защитным участкам лесов.
Общим принципом отнесения участков лесов к ценным лесам является их уникальность по породному составу, выполнение ими важных защитных функции в сложных природных условиях, их исключительное научное или историко-культурное значение. Общим принципом отнесения к особо защитным участкам лесов - уникальность по продуктивности и генетическим свойствам, а также важное значение, обусловленное особенностями местоположения и выполнением водоохранных, защитных, ландшафтных и других функций.
Также в Лесной кодекс вносятся изменения, предусматривающие установление критериев местоположения и (или) целевого назначения для лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и ценных лесов.
Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в Лесной кодекс, наделяющих орган государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений полномочием по утверждению нормативов отнесения лесов к защитным лесам, выделения в защитных, эксплуатационных и резервных лесах особо защитных участков лесов, устанавливающих количественные и качественные характеристики категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов.
В связи с необходимостью установления запрета проведения промышленных рубок, проектом федерального закона предусмотрено внесение в Лесной кодекс изменений, предусматривающих определение промышленных рубок как рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, а также предусмотрены положения, содержащие запрет на проведение промышленных рубок в защитных лесах. Тем самым фактически ограничивается и предоставление в аренду для заготовки участков лесов, отнесенных к защитным лесам.
При этом положения проекта федерального закона о запрете проведения промышленных рубок в защитных лесах не будут применяться к договорам аренды лесных участков, заключенных до вступления в силу указанных положений.
В рамках совершенствования режимов защитных лесов проектом федерального закона также предусмотрено снятие запрета на осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в зеленых зонах.
Указанный запрет был установлен Лесным кодексом с 1 января 2007 г., в связи с чем юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, а также заключившие соглашения с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" до введения указанного запрета, были лишены возможности заключения договоров аренды лесных участков, расположенных в зеленых зонах, для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
При этом леса, отнесенные к зеленым зонам, занимают значительную долю в общей площади лесов во многих субъектах Российской Федерации: Республика Северная Осетия - Алания - 27,2%, Калининградская область - 14,8%, Калужская область - 14,8%, Кемеровская область - 9,5%, Ярославская область - 8,9%, Новгородская область - 8,8%, Нижегородская область - 8,6% и другие. В Московской области леса зеленых зон занимают более 50% от общей площади лесов.
Снятие указанного запрета направлено на сохранение благоприятной экологической, рекреационной, санитарно-гигиенической и ветеринарно-эпизоотической функций зеленых зон и на обеспечение возможности регулирования численности охотничьих ресурсов без дополнительных затрат бюджетов всех уровней. Прозрачная система управления под контролем государства одновременно будет способствовать повышению эффективности борьбы с браконьерством.
Указанные изменения в части снятия запрета на осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в зеленых зонах отвечают основным целям и направлениям развития охотничьего хозяйства, определенным Стратегией развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1216-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.