Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части установления регулирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства
Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5270; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23; N 17, ст. 1933; N 50, ст. 6246; 2008, N 49, ст. 5748; 2011, N 1, ст. 32; N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6728, ст. 6732, N 50, ст. 7343, ст. 7351; 2013, N 27, ст. 3440, N 52, ст. 6961; 2014, N 11, ст. 1098, N 26, ст. 3387, N 45, ст. 6153, N 52, ст. 7556; 2015, N 1, ст. 72) следующие изменения:
1) дополнить статьей 29.3 следующего содержания:
"Статья 29.3. Добыча (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов
1. Промышленное и (или) прибрежное рыболовство после снятия ограничений рыболовства, предусмотренных пунктами 1 или 2 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, с которыми заключены договоры, предусмотренные статьями 33.1 или 33.4 настоящего Федерального закона.
2. В случаях, если ограничения рыболовства, предусмотренных пунктами 1 или 2 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов были установлены до 2008 года, договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов после снятия таких ограничений рыболовства заключается по результатам аукциона, проводимого в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона.
3. В случаях, если у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей истекает срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, в отношении которых установлены ограничения рыболовства, предусмотренные пунктами 1 или 2 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, такие юридические лица или индивидуальные предприниматели имеют право на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на новый срок, составляющий десять лет, в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
4. В случаях, если договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не были заключены в порядке, указанном в части 3 настоящей статьи, договор о закреплении невостребованных долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов после снятия ограничения рыболовства, предусмотренного пунктом 1 или 2 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, заключается по результатам аукциона, проводимого в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона.
Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, заключается по результатам аукциона на оставшийся срок действия договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, который мог быть заключен в порядке, указанном в части 3 настоящей статьи.";
2) в части 1 статьи 38 после слов "статьей 29" дополнить словами ", частями 2 и 4 статьи 29.3".
Президент |
В. Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части установления регулирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства
Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части установления регулирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства (далее - законопроект) разработан Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях упорядочения и совершенствования механизма предоставления юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых ранее были установлены запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов или закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов.
Действующее законодательство в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в частности положения статей 31, 38 и 57 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), не учитывают и не охватывают в полной мере всех особенностей осуществления промышленного или прибрежного рыболовства при распределении Федеральным агентством по рыболовству прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Так, в настоящее время в ряде случаев в отношении добычи (вылова) некоторых водных биоресурсов установлены запреты рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов или закрытия рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов. Данные ограничения рыболовства предусмотрены статьей 26 Закона о рыболовстве и могут носить долгосрочный период. При этом снятие вышеуказанных ограничений приведет к необходимости распределения федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства прав на добычу (вылов) водных биоресурсов между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Следует отметить, что порядок распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых общий допустимый улов не устанавливается, после снятия вышеуказанных ограничений рыболовства не вызывает трудностей, так как порядок заключения договоров пользования водными биоресурсами носит заявительный характер и регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 643.
Однако порядок распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых общий допустимый улов устанавливается, после снятия вышеуказанных ограничений рыболовства и при наличии истории промысла законодательно не урегулирован, что приводит к невозможности распределения таких прав.
Так, например в настоящее время снят запрет рыболовства в отношении краба-стригуна опилио в Восточно-Сахалинской подзоне, который был введен в 2005 году, при этом история промысла данного водного биоресурса имеется.
В настоящее время действует запрет рыболовства в отношении креветки гребенчатой в Восточно-Сахалинской подзоне, а также в иных зонах (подзонах), снятие которых, при наличии истории промысла не позволит распределить квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в связи с отсутствием регламентированного порядка.
Наличие истории промысла при снятии ограничений рыболовства, не позволяет распределить доли квоты в соответствии со статьей 31 Закона о рыболовстве, по так называемому "историческому принципу", в связи с неосуществлением на дату распределения квоты соответствующего вида рыболовства в отношении конкретного водного биоресурса и отсутствием действующих договоров о закреплении долей квот, и не позволяет распределить доли квот на аукционах, так перечень случаев при которых квоты распределяются на торгах является закрытым.
Следует отметить, что статья 57 Закона о рыболовстве тоже не регулирует данные случаи, так как носит только частный характер в отношении лиц, осуществляющих рыболовство до 2008 года, и не решает проблему, например, в случае установления соответствующих ограничений рыболовства после 2009 года и снятии их после 2019 года или 2020 года, а также не позволяет распределить доли квот в соответствии со статьей 31, к которой она отсылает, в случае если зона закрыта свыше 9 лет (так как отсутствуют сведения в государственном рыбохозяйственном реестре (далее - ГРР) о вылове за этот период).
Также следует отметить, что соответствующие договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов прекратили срок своего действия в связи с истечением срока действия договора, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о рыболовстве право на добычу было прекращено, но в связи с отсутствием официальных отказов лиц, которым предоставлены право на добычу (вылов) водных биоресурсов от своих прав на добычу (вылов), такие права не могут быть выставлены на аукцион в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона о рыболовстве.
С учетом изложенного, законопроект разработан с целью урегулирования вышеуказанных ситуаций и регламентации на законодательном уровне порядка распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов после снятия соответствующих ограничений рыболовства при наличии истории промысла.
Так, законопроектом предлагается, при снятии в любом временном периоде соответствующих ограничений рыболовства, установленных до 2008 года, права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых общий допустимый улов устанавливается, распределять по результатам аукционов. Также законопроектом предусматривается порядок заключения договоров на новый срок в период действия соответствующих ограничений рыболовства. В этом случае не применение, так называемого "исторического принципа" связано с возможным отсутствием сведений о 9-ти летнем промысле в ГРР, если зона (подзона) была закрыта более чем на 9 лет.
Кроме того, законопроектом также предлагается после снятия ограничений рыболовства при наличии невостребованных долей квот, то есть не перезаключенных на новый срок договоров о закреплении долей квот добычи (вылова), такие доли квот реализовывать на торгах, при этом, договоры заключать сроком действия не превышающим срока действия договоров, перезаключенных на новый срок, чтобы соблюсти единый порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предусмотренный статьей 31 Закона о рыболовстве, а в случае отсутствия договоров, заключенных на новый срок, заключить их на десять лет.
Таким образом, принятие законопроекта приведет к регламентации порядка распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов после снятия соответствующих ограничений рыболовства и к возможности исполнения своих полномочий федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части установления регулирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части установления регулирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Реализация данного Федерального закона будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части установления регулирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части установления регулирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства не потребует принятия, внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления других федеральных законов.
?
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с вступлением в силу Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части установления регулирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части установления регулирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее был установлен запрет или закрытие рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства (далее - законопроект) не потребует приостановления и признания утратившими силу нормативных правовых актов.
Принятие и реализация законопроекта потребует принятия следующих Постановлений Правительства Российской Федерации:
1. "Об утверждении порядка заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на новый срок, в случае если установлен запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов или закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов";
Обоснованием необходимости подготовки:
в целях реализация подпункта 2 пункта 1 статьи 1 законопроекта.
Краткое описание акта:
постановлением Правительства Российской Федерации необходимо определить:
- порядок заключения договора по закреплению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на новый срок, в случае если установлен запрет или закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов.
Сведения об исполнителях:
исполнитель - Минсельхоз России;
соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении;
2. "О внесении изменений в Правила проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами".
- порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами.
Сведения об исполнителях:
исполнитель - Минсельхоз России;
соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
См. Сводный отчет по итогам публичного обсуждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.