Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 27 (ч. 2), ст. 2708; N 46 (ч. 1), ст. 4434; 2004, N 34, ст. 3529; N 34, ст. 3533; 2005, N 1 (часть 1), ст. 40; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 4; N 6, ст. 636; N 18, ст. 1907; N 31 (1 ч.), ст. 3420; N 31 (1 ч.), ст. 3438; N 45, ст. 4634; N 45, ст. 4641; N 19, ст. 2066; N 1, ст. 10; N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 25; N 7, ст. 840; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6235; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 29, ст. 3597; N 29, ст. 3597; N 48, ст. 5711; 2010, N 1, ст. 1; N 18, ст. 2145; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4193; N 31, ст. 4198; N 31, ст. 4207; N 31, ст. 4206; N 31, ст. 4208; N 31, ст. 4208; N 31, ст. 4164; N 46, ст. 5918; 2011, N 1, ст. 23; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2714; N 23, ст. 3260; N 30 (ч. 1), ст. 4585; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 30 (ч. 1), ст. 4600; N 48, ст. 6728; N 48, ст. 6730; N 49 (ч. 1), ст. 7025; N 50, ст. 7346; N 50, ст. 7351; N 50, ст. 7355; N 50, ст. 7366; N 50, ст. 7362; 2012, N 6, ст. 621; N 24, ст. 3068; N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320; N 47, ст. 6402; N 47, ст. 6403; N 53 (ч. 1), ст. 7641; 2013, N 8, ст. 718; N 14, ст. 1657; N 19, ст. 2323; N 27, ст. 3477; N 27, ст. 3478; N 30 (Часть I), ст. 4029; N 30 (Часть I), ст. 4031; N 30 (Часть I), ст. 4032; N 30 (Часть I), ст. 4040; N 30 (Часть I), ст. 4082; N 31, ст. 4191; N 44, ст. 5624; N 44, ст. 5644; N 48, ст. 6159; N 48, ст. 6161; N 48, ст. 6165; N 49 (часть I), ст. 6327; N 49 (часть I), ст. 6343; N 51, ст. 6683; N 51, ст. 6685; N 51, ст. 6695; N 52 (часть I), ст. 6961; N 44, ст. 5624; N 48, ст. 6165; N 49 (часть I), ст. 6344; N 51, ст. 6685; N 51, ст. 6695; N 51, ст. 6696; N 52 (часть I), ст. 6986; N 52 (часть I), ст. 6961; 2014, N 6, ст. 566; N 14, ст. 1561N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302; N 19, ст. 2330; N 30 (Часть I), ст. 4256; N 30 (Часть I), ст. 4259; N 19, ст. 2310; N 19, ст. 2317; N 19, ст. 2324; N 19, ст. 2327; N 19, ст. 2330; N 19, ст. 2335; N 23, ст. 2927; N 26 (часть I), ст. 3366; N 26 (часть I), ст. 3395; N 30 (Часть I), ст. 4256; N 30 (Часть I), ст. 4218; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5801; N 48, ст. 6636; N 48, ст. 6654; N 52 (часть I), ст. 7545; 2015, N 1 (часть I), ст. 67; N 7, ст. 1023; N 10, ст. 1416; N13, ст. 1811; N 14, ст. 2011) следующие изменения:
1) Часть 1 статьи 4.5 после слов "либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа)" дополнить словами ", а также непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, содержащих недостоверные сведения";
2) главу 19 дополнить статьей 19.7.12 следующего содержания:
"Статья 19.7.12. Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров
1. Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, необходимых для формирования официальный статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, либо представление статистических форм учета перемещения товаров, содержащих недостоверные сведения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Примечание:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. В случае добровольного представления лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административные правонарушения, установленные частями 1 и 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующей дате поступления заявления и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, соблюдены в совокупности следующие условия:
таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении и статистической форме учета перемещения товаров;
таможенный орган не уведомил заявителя о необходимости аннулирования статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, и представления в таможенный орган новой статистической формы учета перемещения товаров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо не начал проведение проверки своевременности и достоверности представления сведений, содержащихся в статистической форме учета перемещения товаров.";
3) абзац первый статьи 19.7 после цифр "19.7.9," дополнить цифрами ", 19.7.12,";
4) часть 1 статьи 23.8. после цифр "16.24," дополнить цифрами "19.7.12,";
5) пункт 4 части 1.1 статьи 29.9 после слов "частью 2 статьи 16.2," дополнить словами "статьей 19.7.12,".
1
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях установления административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, либо представление в отчетности недостоверных сведений, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (далее - постановление Правительства N 40), а также проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) и проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления Правительства).
Постановлением Правительства N 40 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Правила), предусматривающие, что формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании данных, указываемых в статистической форме учета перемещения товаров (далее - статистическая форма). Статистическая форма является формой отчетности лиц, указанных в пункте 7 Правил перед таможенными органами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил Федеральная таможенная служба наделена полномочиями по сбору статистических форм, обработке содержащихся в них данных и формированию официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Правилами установлены сроки и закреплена обязанность лиц, указанных в пункте 7 Правил, представлять статистические формы в определенный таможенный орган, а также предусмотрена ответственность за своевременность подачи статистической формы, полноту и достоверность заявленных в ней сведений.
В проекте федерального закона предлагается определить Федеральную таможенную службу органом, ответственным за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в полном объеме.
Однако в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют нормы, устанавливающие административную ответственность за непредставление в таможенные органы статистических форм либо представление статистических форм, содержащих неполные или недостоверные сведения, что вызывает трудности в части реализации пункта 12 Правил.
Наделение должностных лиц таможенных органов полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях за непредставление или несвоевременное представление в таможенные органы статистических форм либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, позволит улучшить качество официальной статистической информации о взаимной торговле.
Законопроектом предлагается дополнить главу 19 КоАП России статьей 19.7.12 "Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров", предусматривающей существенные штрафные санкции за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм, либо предоставление статистических форм, содержащих недостоверные сведения, для должностных и юридических лиц исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и их последствиям с учетом реализации поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича по ужесточению административной ответственности за эти деяния (от 14 августа 2014 г. N АД-П11-114пр).
В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях за непредставление или за нарушение установленного срока представления в таможенный орган статистической декларации с 2003 года были предусмотрены штрафные санкции в размере от 10% до 20% стоимости экспортируемых (импортируемых) товаров и только с 2011 года смягчены меры ответственности за эти деяния до 2 - 100 базовых величин (одна базовая величина равна 180000 белорусских рублей), что в настоящее время составляет приблизительно от 1500 рублей до 75000 рублей.
Статистическая форма является основным источником для формирования официальной статистической информации о взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, которая направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органы исполнительной власти и Правительством Российской Федерации для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств - членов Евразийского экономического союза. Поэтому полнота, достоверность и своевременность формирования официальной статистической информации имеет важное значение.
При этом в 2014 году только по Республике Беларусь недоучет данных по импорту России из Белоруссии составил 23,2 % или более 3,5 млрд. долларов США, по экспорту России в Белоруссию - 11,5 % (более 2,5 млрд. долларов США), что наглядно характеризует объемы не учитываемой Российской Федерацией информации о взаимной торговле России с Белоруссией. В настоящее время более 7.5% статистических форм учета перемещения товаров представляется в таможенные органы с нарушением установленного срока.
Законопроектом предусмотрено в статье 19.7.12 КоАП России наличие примечания, предусматривающего установление равной степени ответственности для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц, а также освобождение должностных лиц и юридических лиц от административной ответственности по части 1 и 2 статьи 19.7.12 КоАП России в случае добровольного представления в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы, содержащей неполные или недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы с одновременным представлением новой статистической формы, содержащей полные и достоверные сведения. Введение данной нормы позволит создать дополнительную мотивацию для лиц, представляющих статистическую форму в таможенный орган, в принятии необходимых и достаточных мер для обеспечения полноты и достоверности предоставляемых сведений, оперативной их корректировки в случае самостоятельного обнаружения нарушений установленных Правил.
Для процессуального закрепления возможности принятия должностными лицами таможенных органов решения об освобождении российских лиц от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 19.7.12 необходимо внести соответствующие дополнения в статью 29.9 КоАП России.
Законопроектом предлагается установить срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм либо представления в таможенный орган статистических форм, содержащих недостоверные сведения, один год с даты совершения административного правонарушения и внести соответствующие изменения в ч. 1 статьи 4.5 КоАП России.
Это обусловлено особенностями календарной отчетности, которые не позволяют в течение двух месяцев выявить факт совершения правонарушения. В соответствии с пунктом 8 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товара. При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется в электронном виде и регистрируется в таможенном органе автоматически в день отправления. В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется либо лично в таможенный орган, либо направляется по почте заказным письмом. В этом случае срок поступления и регистрации статистической формы в таможенном органе увеличиваться на время доставки почтового отправления и может составлять до нескольких недель. При этом статистическая форма содержит информацию только об отчетном периоде. Информация о дате отгрузки (получения) товаров в статистической форме отсутствует.
Для оценки своевременности представления в таможенный орган статистических форм и достоверности заявленных в них сведений таможенные органы используют дополнительную информацию о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов Евразийского экономического союза, налоговых льготах, предоставляемую ежемесячно Федеральной налоговой службой в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. В соответствии с пунктом 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представляется в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Таким образом для проведения оценки своевременности представления в таможенный орган статистических форм и достоверности заявленных в них сведений требуются значительные временные затраты.
С учетом имеющихся у таможенных органов исключительных полномочий по сбору статистических форм учета перемещения товаров, их обработке и формированию официальной статистической информации о взаимной торговле государств - членов Евразийского экономического союза предлагается наделить должностных лиц таможенных органов правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.12 КоАП России, для чего необходимо внести соответствующие изменения в статью 23.8 КоАП России. Это позволит обеспечить своевременность привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения по статье 19.7.12 КоАП России.
Нормы, устанавливаемые законопроектом, соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие федерального закона не потребует финансовых затрат и не повлечет дополнительной нагрузки на участников, осуществляющих взаимную торговлю в рамках Евразийского экономического союза.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет изменений финансовых обязательств государства.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главу 19, статьи 4.5, 23.8, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
См. Сводный отчет по итогам публичного обсуждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.