Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях упорядочения учёта застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц"
(подготовлен Минздравом России 14.05.2015 г.)
Законопроект предусматривает внесение изменений в отдельный законодательные акты в целях совершенствования персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) к неработающим гражданам относятся:
а) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
б) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;
в) граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
г) безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;
д) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;
ж) иные не работающие по трудовому договору, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
Военнослужащие и приравненные к ним, в организации оказания медицинской помощи, лица не входят в категорию граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, не могут являться застрахованными лицами и не подлежат персонифицированному учету в сфере обязательного медицинского страхования. Учитывая, что его ведение согласно статье 6 Федерального закона N 326-ФЗ возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственность по недопущению включения военнослужащих и приравненных к ним лиц в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц также несут органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
У субъектов Российской Федерации отсутствуют реальные механизмы недопущения страхования граждан, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию.
Данный проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Предлагается усовершенствовать механизм контроля за наличием у гражданина права на обязательное медицинское страхование, в том числе в отношении военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
Предусматривается обязанность:
- застрахованного лица уведомлять страховую медицинскую организацию о поступлении на военную или приравненную к ней, в организации оказания медицинской помощи, службу, в результате действие полиса обязательного медицинского страхования прекращается);
- организаций, сотрудники которых не подлежат обязательному медицинскому страхованию, предусмотреть в ведомственных документах, регламентирующих прием на военную и приравненную к ней, в организации оказания медицинской помощи, службу, необходимость предоставления справки об отсутствии действующего полиса обязательного медицинского страхования (в месячный срок со дня поступления на службу);
- организаций, сотрудники которых не подлежат обязательному медицинскому страхованию, один раз в год осуществлять межведомственное взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, в целях выявления не подлежащих обязательному медицинскому страхованию, в едином регистре застрахованных лиц, и обеспечивать исключение их из единого регистра застрахованных лиц.
В целях совершенствования учета застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования по категориям работающий/неработающий, а также усиления контроля за полнотой уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхования предлагается предусмотреть информационное взаимодействие:
- на федеральном уровне между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации;
- на уровне субъекта Российской Федерации между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страхователем для неработающих застрахованных лиц, в результате которого территориальный фонд обязательного медицинского страхования после завершения информационного взаимодействия с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации, в части получения информации о работающих застрахованных лицах, будет ежеквартально предоставлять страхователю для неработающих граждан сведения о неработающих застрахованных лицах;
- информационное взаимодействие между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой в целях выявления застрахованных лиц трудоспособного возраста, по которым был уплачен налога на доходы физических лиц, но не были уплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Предлагаемые изменения позволят исключить страхование граждан, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию, и повысить качество персонифицированного учета застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования по категориям застрахованных лиц - работающий/неработающий. Все это позволит улучшить планирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.