Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
(подготовлен Минсельхозом России 26.05.2015 г.)
Мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов являются одним из основных, а в некоторых случаях единственным источником восстановления, сохранения и пополнения запасов ценных и особо ценных видов водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения.
Сохранение водных биологических ресурсов является приоритетной обязанностью Российской Федерации исходя из части 1 статьи 9, статьи 42, статьи 71, части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, а также участия Российской Федерации в международных конвенциях и международных обязательствах по соглашениям с иностранными государствами.
Прямой обязанностью Российской Федерации, как государства- участника Конвенций Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.), является сохранение биологического разнообразия водных биологических ресурсов, как путем организации искусственного воспроизводства, так и организации мероприятий по сохранению их численности и сохранению или восстановлению естественной среды их обитания. При этом важным условием участия Российской Федерации в международных организациях, конвенциях, соглашениях является организация и осуществление работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, в особенности ценных и особо ценных их видов.
Росрыболовство в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" осуществляет оказание государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также аквакультуры (рыбоводства).
В настоящее время, согласно статье 45 Федерального Закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и принятых в ее развитие нормативно-правовых актов, искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов осуществляется исключительно по государственному заданию федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Вместе с тем организационная форма в виде бюджетных учреждений не в полной мере обеспечивает оперативность хозяйственной деятельности наиболее крупных учреждений, таких как нерестово-выростные хозяйства, а также хозяйства, занимающиеся товарным рыбоводством (аквакультурой).
Вполне приемлемой организационно-правовой формой, отвечающей задачам сохранения биологического разнообразия водных биологических ресурсов, а также учитывающей возможности ведения эффективной хозяйственной деятельности, является федеральное государственное автономное учреждение (далее - ФГАУ) с четко определенным государственным заданием в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а также гибким организационным механизмом, обладающим необходимым набором инструментов по привлечению инвестиций и развитию учреждения, согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. N 174 "Об автономных учреждениях".
Данная организационно-правовая форма позволяет получать бюджетные ассигнования на осуществление государственного задания, которое устанавливается учредителем и является обязательным для исполнения учреждением. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем, что особенно актуально в связи с существенным износом основных средств рыбоводных предприятий, подведомственных Росрыболовству.
Дополнительно автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, что позволит защитить имущество от неправомерного взыскания.
Использование предлагаемой организационно-правовой формы наиболее эффективно будет для крупных подведомственных учреждений Росрыболовства, имеющих большой объем финансово-хозяйственных операций и обладающих существенной долей доходов от внебюджетной деятельности. К таким учреждениям в первую очередь можно отнести нерестово-выростные хозяйства, а также хозяйства, занимающиеся товарным рыбоводством (аквакультурой):
ФГБУ "Ейское экспериментальное хозяйство по разведению и воспроизводству рыб" (далее - ФГБУ "Ейское ЭХРВР") является единственным предприятием в Краснодарском крае, осуществляющим работы по выращиванию и выпуску молоди судака и тарани в Ейский лиман Азовского моря.
ФГБУ "Бейсугское нерестово-вырастное хозяйство" (далее ФГБУ "Бейсугское НВХ") является единственным предприятием в Краснодарском крае, осуществляющим работы по выращиванию и выпуску молоди судака и тарани в Бейсугский лиман Азовского моря. На долю ФГУП "Бейсугское НВХ" приходится 70% всей численности молоди судака и тарани, выпускаемой всеми кубанскими нерестово-выростными хозяйствами. Кроме того, учреждение занимается товарным выращиванием сазана, судака, растительноядных рыб (белый амур, толстолобик).
ФГБУ "Восточно-Ахтарское нерестово-выростное хозяйство" (далее - ФГБУ "Восточно-Ахтарское НВХ") является единственным предприятием в Краснодарском крае, осуществляющим работы по выращиванию и выпуску молоди судака и тарани в Ахтарский лиман Азовского моря.
ФГБУ "Черноерковское нерестово-выростное хозяйство" (далее - ФГУП "Черноерковское НВХ") является единственным предприятием в Краснодарском крае, осуществляющим работы по выращиванию и выпуску молоди судака и тарани в Жестерскую и Горьковскую группы лиманов бассейна Азовского моря.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят повысить эффективность работы подведомственных Росрыболовству федеральных государственных бюджетных учреждений путем их реорганизации в форме их преобразования в федеральные государственные автономные учреждения.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально- экономических последствий.
Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации, не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенции федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также не приведет к выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и к сокращению доходной части соответствующих бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.