Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 27.05.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, законопроект) подготовлен в рамках исполнения пункта 3 Графика подготовки проектов нормативных правовых актов по совершенствованию стипендиального обеспечения студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования (поручение Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N ОГ-П8-9209) и поручения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2015 г. N ОГ-П8-3148. Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в статью 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) и статью 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 6 Закона N 159-ФЗ право на полное государственное обеспечение, а также на дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимся, потерявшим в этот период обоих или единственного родителя, и сохраняется до окончания обучения.
Единые правовые гарантии по социальной защите как для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так и для обучающихся, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя, установлены в целях равного обеспечения реализации ими права на образование в связи с отсутствием у таких лиц родителей.
При этом согласно абзацу первому пункта 5 статьи 6 Закона N 159-ФЗ в рамках указанных дополнительных гарантий выплата социальной стипендии за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации установлена только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Категория лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в указанной норме не отражена.
Проектом федерального закона предлагается устранить имеющийся пробел и установить, что обучающимся, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, так же как и детям-сиротам, выплачивается социальная стипендия.
Соответствующее изменение (об отнесении к получателям государственной социальной стипендии лиц, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя) предлагается внести в часть 5 статьи 36 Закона N 273-ФЗ.
Одновременно проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Закон N 159-ФЗ в целях приведения его статьи 6 в соответствие с частью 5 статьи 36 Закона N 273-ФЗ (уточняется вид стипендии - государственная социальная стипендия).
В целях уточнения категорий получателей государственной социальной стипендии законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 5 статьи 36 Закона N 273-ФЗ.
Так, в настоящее время согласно действующей норме Закона N 273-ФЗ государственная социальная стипендия назначается, в том числе студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Таким образом, формулировка части 5 статьи 36 Закон N 273-ФЗ "имеющие право на получение государственной социальной помощи" не устанавливает фактическую принадлежность студентов к категории лиц, признанных малоимущими и нуждающихся в социальной помощи.
Порядок отнесения малоимущих граждан (когда среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации) к лицам, которым оказывается государственная социальная помощь, в том числе порядок непосредственного назначения государственной социальной помощи, установлен Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Однако действующая редакция части 5 статьи 36 Закона N 273-ФЗ позволяет значительной части студентов в связи с их невысоким уровнем доходов в период обучения заявлять себя малоимущими и претендовать на получение социальной стипендии.
Правовая неопределенность указанной нормы, когда получателями социальной стипендии являются студенты, которые лишь имеют право на социальную помощь, приводит к тому, что в настоящее время имеют место случаи, когда студенты, не являясь малоимущими, обращаются в органы социальной защиты населения не для получения социальной помощи (поскольку не нуждаются в ней), а только для того, чтобы впоследствии получить социальную стипендию.
В целях рационального и эффективного использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также обеспечения социальной направленности указанной стипендии проектом федерального закона предлагается наделить правом получать государственную социальную стипендию только тех студентов, которым фактически назначена государственная социальной помощь, что является определенной гарантией того, что студент действительно является малоимущим и нуждается в поддержке со стороны государства, в том числе в форме социальной стипендии.
Кроме того, во исполнение пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 февраля 2014 г. N Пр-349 в целях совершенствования механизма финансового обеспечения расходов на выплату государственных академических и государственных социальных стипендий студентам, предлагается формировать стипендиальный фонд, включив в него бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на повышение государственных академических стипендий, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 945 "О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования" и от 2 июля 2012 г. N 679 "О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично" (далее совместно - постановления NN 679 и 945), с сохранением категорий получателей выплат, предусмотренных указанными постановлениями.
Частью 10 статьи 36 Закона N 273-ФЗ установлено, что размер стипендиального фонда организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется, как произведение общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов федерального бюджета и нормативов, установленных Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 15 статьи 36 Закона N 273-ФЗ установлено, что объем средств на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам составляет двадцать пять процентов предусматриваемого им размера стипендиального фонда, а объем средств на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами составляет:
для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования - месячный размер стипендиального фонда;
для обучающихся по образовательным программам высшего образования - двукратный месячный размер стипендиального фонда.
То есть, увеличение размера стипендиального фонда за счет включения в него средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию постановлений NN 679 и 945, приводит к увеличению расходов федерального бюджета на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам и организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, а также и риску недостаточности средств на выплату государственных стипендий, установленных Законом N 273-ФЗ.
Таким образом, в целях сохранения действующего порядка формирования стипендиального фонда, эффективного расходования средств федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проектом федерального закона предлагается внести изменения в части 10 и 15 статьи 36 Федерального закона, наделив Правительство Российской Федерации и субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению правил формирования стипендиального фонда, установлению объема средств на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам и организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, принятие которых обеспечит включение в стипендиальный фонд средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию постановлений NN 679 и 945, при этом не повлечет за собой увеличения расходов федерального бюджета.
Директор Департамента государственной |
А.Б. Соболев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.