Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен ФСКН России 01.06.2015 г.)
Настоящий законопроект разработан в целях устранения правового пробела в уголовно-процессуальном законодательстве в части, касающейся искусственного сокращения 2-х месячного срока предварительного расследования за счет направления прокурору уголовных дел (по которым обвиняемым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу) за 24-44 суток для выполнения прокурором и судом требований, предусмотренных частью первой статьи 221 и части третьей статьи 227 УПК России соответственно.
Так, согласно статье 162 УПК России в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.
В тоже время срок содержания под стражей в период предварительного следствия, регулируемый статьей 109 УПК России, исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд.
Такое несовпадение сроков предварительного расследования и сроков содержания под стражей на практике порождает вынужденное направление уголовного дела прокурору за 24-44 суток до окончания предварительного расследования, тем самым прокурорский надзор и судебный контроль по данной категории дел фактически осуществляется за счет сроков предварительного следствия (указанное время не входит в срок предварительного расследования, поскольку решение принимается без участия следователя - другими участниками уголовного судопроизводства).
Вышеизложенные объективно существующие обстоятельства требуют пересмотра действующего уголовно-процессуального законодательства.
С 2012 года Федеральным законом от 05 июня 2012 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекса Российской Федерации" прокурор наделен полномочиями по возбуждению ходатайства перед судом о продлении меры пересечения в виде заключения под стражу в том случае, если на момент направления уголовного дела в суд срок содержания под стражей недостаточен для выполнения судом требования, предусмотренного частью третьей статьи 227 УПК России.
Указанные Федеральный закон принят в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2005 г. N 4-П (далее - Постановление N 4-П) .
В Постановлении N 4-П Конституционным Судом Российской Федерации определено, что при передаче прокурором уголовного дела в суд, избранная в период предварительного расследования мера пресечения не прекращает свое действие и может продолжать применяться до истечения того срока, на который она была установлена соответствующим судебным решением. Следовательно, переход от одной процессуальной стадии к другой не влечет автоматического прекращения действия примененной на предыдущих стадиях меры пресечения.
Статьей 227 УПК России предусмотрено, что по поступившему в суд уголовному делу в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, в течение 14 суток решается вопрос о назначении по нему судебного заседания. При этом, согласно части первой статьи 228 УПК России, суд выясняет подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения.
Данная формулировка, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, предполагает, что решение о заключении обвиняемого под стражу или о продлении срока содержания под стражей, принятое на стадии предварительного расследования, сможет сохранять свою силу после окончания дознания или предварительного следствия и направления уголовного дела в суд только в течение срока, на который данная мера пресечения была установлена.
Прокурор, в свою очередь, при утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлении уголовного дела в суд обязан проверить, не истекает ли установленный судом срок содержания обвиняемого под стражей и достаточен ли он для того, чтобы судья имел возможность принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу на судебных стадиях производства по делу.
По своей сути, действующие нормы УПК России позволяют продлевать сроки содержания под стражей за рамками предварительного расследования, установленными статьей 162 УПК России. Вместе с тем, часть 81 статьи 109 УПК России, предоставляющая право продлевать срок содержания под стражей до 30 суток не учитывает, при возвращении уголовного дела на дополнительное расследование, время на обжалование следователем в течение 72 часов соответствующего решения прокурора и принятие решения вышестоящим прокурором в течение 10-30 суток (статья 221 УПК России).
Учитывая изложенное, представляется целесообразным наделить прокурора полномочиями по возбуждению ходатайства перед судом по продлению срока содержания под стражей в целях обеспечения достаточного для себя времени на всестороннее рассмотрение поступившего уголовного дела с обвинительным заключением (обвинительным актом).
В этой связи, законопроектом предлагается в часть 81 статьи 109 УПК России внести изменения, предусматривающие продление прокурором срока стражи на время, необходимое для принятия прокурором и судом решения в порядке, предусмотренном статьями 221 и 226 УПК России и статьей 227 УПК России соответственно.
Кроме того, целесообразно скорректировать положения пункта 81 части второй статьи 37 УПК России заменив слова "направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом" на слова "поступившему с обвинительным заключением (обвинительным актом)".
Также, поскольку частью первой статьи 109 УПК России установлено, что срок содержания под стражей не может превышать 2 месяца, а согласно Постановлению N 4-П переход от одной процессуальной стадии к другой не влечет автоматического прекращения действия примененной на предыдущих стадиях меры пресечения, законопроектом предлагается внести изменения в часть девятую статьи 109 УПК России, регламентирующие только начало исчисления срока содержания под стражей (с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу).
Время содержания под стражей в период рассмотрения уголовного дела прокурором и принятия решения судом в соответствии с частью третьей статьи 227 УПК России, в свою очередь, предлагается учитывать при назначении наказания, что позволит выровнять права следствия на установленные законом сроки расследования (проектная часть 101 статьи 109 УПК России).
Реализация законопроекта позволит отойти от искусственного сокращения срока предварительного расследования, что положительно скажется эффективности уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования, а также обеспечит надзирающих прокуроров необходимыми полномочиями для принятия решения по поступившему уголовному делу в отведенные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.