Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
(в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2001, N 33, ст. 3423; 2002, N 45, ст. 4436; 2004, N 15, ст. 1343; 2006, N 31, ст. 3445; 2009, N 23, ст. 2770; 2010, N 41, ст. 5193; 2011, N 1, ст. 21; N 50, ст. 7357; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 51, ст. 6699) следующие изменения:
1. Абзац первый пункта 2 статьи 32 дополнить новыми предложениями четвертым и пятым следующего содержания: "Указанный порядок может определять размер дивидендов как долю (процент) от показателя (показателей) бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. В случае если общество составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер дивидендов может определяться исходя из показателей такой отчетности.";
2. Пункт 2 статьи 42 изложить в следующей редакции:
"2. Размер дивидендов определяется исходя из данных бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае если общество составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер дивидендов может определяться исходя из данных такой отчетности. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет ранее сформированных для этих целей специальных фондов общества.".
3. Подпункт 11 пункта 1 статьи 48 изложить в следующей редакции:
"11) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов по результатам финансового года и формирование фондов общества, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом общества) и убытков общества по результатам финансового года;".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)" (далее - законопроект) направлен на совершенствование процедур выплаты дивидендов акционерам российских акционерных обществ.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 32 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которым порядок определения размера дивиденда и ликвидационной стоимости по привилегированным акциям, установленный уставом общества, может определять размер дивидендов как долю (процент) от показателя (показателей) бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. В случае если общество составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер дивидендов по привилегированным акциям может определяться исходя из показателей такой отчетности.
Кроме этого, в пункт 2 статьи 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" законопроектом вносятся изменения, в соответствии с которыми размер дивидендов выплачиваемых (объявляемых) обществом определяется исходя из данных бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. В случае если общество составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер дивидендов может определяться исходя из данных такой отчетности.
Таким образом, законопроект предполагает отказ от правила о том, что размер дивидендов, выплачиваемых (объявляемых) акционерным обществом, не может быть больше размера чистой прибыли акционерного общества, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (далее - РСБУ), и законодательно закрепляет возможность общества определять размер выплачиваемых (объявляемых) дивидендов исходя из показателей консолидированной финансовой отчетности.
Необходимость внесения указанных изменений вызвана тем, что положение Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которым размер дивидендов, выплачиваемых (объявляемых) акционерным обществом, не может быть больше размера чистой прибыли акционерного общества, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с РСБУ, является избыточным и затрудняющим выплату дивидендов акционерным обществом в случае наличия ее реальной возможности, что подтверждается следующим:
- положение не является необходимым с точки зрения защиты интересов кредиторов, поскольку кредиторы защищены правилами о запрете объявлять и выплачивать дивиденды, если принятие такого решения или выплата дивидендов повлечет возникновение у общества признаков банкротства, либо несоответствие стоимости чистых активов общества определенным требованиям (пункты 1 и 4 статьи 43 Федерального закона "Об акционерных обществах");
- положение зачастую создает препятствие для выплаты дивидендов общества в случае наличия реальной возможности их выплатить (например, когда планируемый размер дивиденда и финансовое состояние общества полностью соответствуют требованиям пунктов 1 и 4 статьи 43 Федерального закона "Об акционерных обществах", у общества имеется чистая прибыль, определенная по данным консолидированной финансовой отчетности, а чистая прибыль, определенная по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с РСБУ, в достаточном объеме отсутствует.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)" потребует принятия федерального закона, направленного на приведение отдельных положений законодательства о налогах и сборах в соответствие с изменениями вносимыми Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)".
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации с участием Банка России.
Срок подготовки - декабрь 2015 г.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)
Положения проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)" (далее - законопроект) направлены на достижение целей подпрограммы 7 "Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)" предусмотрено пунктом 7.15 плана реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 1105-р.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства, юридических и физических лиц.
В соответствии с положениями законопроекта вносятся изменения в статью 32 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которым порядок определения размера дивиденда и ликвидационной стоимости по привилегированным акциям, установленный уставом общества, может определять размер дивидендов как долю (процент) от показателя (показателей) бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. В случае если общество составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер дивидендов по привилегированным акциям может определяться исходя из показателей такой отчетности.
Кроме этого, законопроект предполагает отказ от правила о том, что размер дивидендов, выплачиваемых акционерным обществом, не может быть больше размера чистой прибыли акционерного общества, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, и законодательно закрепляет возможность общества определять размер выплачиваемых (объявляемых) дивидендов исходя из показателей консолидированной финансовой отчетности.
Данное нововведение вызвано тем, что соответствующие положения положение Федерального закона "Об акционерных обществах" являются избыточным и затрудняющим выплату дивидендов акционерным обществом в случае наличия ее реальной возможности.
Начиная с 2010 года последовательная позиция Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования дивидендной политики и установления минимальной доли чистой прибыли акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, направляемой на выплату дивидендов, в размере 25%, позволила получить значительный рост дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации.
Доходы федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, начиная с 2010 года, существенно увеличились и составили в 2010 году 45,16 млрд. рублей, в 2011 году - 79,44 млрд. рублей (увеличение на 75 % по отношению к 2010 году) и в 2012 году - 212,56 млрд. рублей (увеличение на 167 % по сравнению с 2011 годом). Планируемые поступления доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации в федеральный бюджет в 2013 году составляли 133,53 млрд. рублей и по итогам 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 137,83 млрд. рублей, что на 4,3 млрд. рублей (на 3,2%) больше запланированных поступлений. Планируемые поступления соответствующих доходов в федеральный бюджет в 2014 году составляли 192,73 млрд. рублей и по итогам 2014 года поступления в федеральный бюджет составили 220,2 млрд. рублей, что на 27,47 млрд. рублей (на 14,3%) больше запланированных поступлений.
Поступление доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2015 году прогнозируется в сумме 198,5 млрд. рублей.
В настоящее время ряд компаний, акции которых находятся в федеральной собственности, составляют консолидированную финансовую отчетность. Определение размера дивидендов исходя из показателей консолидированной финансовой отчетности данных обществ, приведет к увеличению поступлений в федеральный бюджет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйствующих товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в 2015 году на 77,37 млрд. рублей или на 39 процентов.
Таким образом, принятие законопроекта приведет к повышению эффективности использования федерального имущества.
См. Сводный отчет по итогам публичного обсуждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.