Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и научно-технической политике"
(подготовлен Минобрнауки России 15.06.2015 г.)
Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях развития инновационной экономики Российской Федерации, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.
Основы государственной поддержки инновационной деятельности определены главой IV.1. Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон).
Главой IV.1. Федерального закона определены основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности, субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки инновационной деятельности. Так, государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка.
К числу организаций, через которые может осуществляться государственная поддержка инновационной деятельности, относятся, в первую очередь, институты развития (Фонд "Сколково", ОАО "РВК", ОАО "РОСНАНО", Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд "ВЭБ-инновации" и др.), являющиеся одним из инструментов государственной политики, стимулирующим инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. С учетом различных организационно-правовых форм и действующих мандатов финансовая поддержка инновационной деятельности, оказываемая институтами развития, может осуществляться в различных формах, в том числе:
Фонд "Сколково" - предоставление грантов;
ОАО "РВК" - выдача займов, участие в капитале проектных компаний, вклады в инвестиционные фонды;
ОАО "РОСНАНО" - выдача займов, участие в капитале проектных компаний, вклады в инвестиционные фонды;
Фонд инфраструктурных и образовательных программ - выдача займов (долговое финансирование), участие в капитале проектных компаний, вклады в инвестиционные фонды;
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - предоставление грантов, договоры (контракты) на выполнение НИОКР;
Фонд "ВЭБ-инновации" - выдача займов, участие в капитале проектных компаний.
Многообразие форм и инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе оказываемой институтами развития, вызывает сложности у контрольно-надзорных органов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля за целевым характером и оценки эффективности расходования средств государственной поддержки инновационной деятельности, предоставленных в той или иной форме.
В целях реализации общих подходов к такой оценке, необходимости реализации общей государственной политики в сфере инновационного развития экономики проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 16.5. Федерального закона, согласно которым Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями устанавливать правила оценки эффективности и особенности осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и измеряемые критерии, используемые при такой оценке (далее - Правила).
Соответствующие Правила предлагается распространить не только на прямые затраты из любых бюджетных источников, но и на расходуемые средства из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.