Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях"
(подготовлен Минздравом России 10.07.2015 г.)
Согласно Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция), утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14.05.2015, формирование условий для развития механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере, включая расширение практики заключения концессионных соглашений, определены как приоритетные направления повышения качества услуг, финансируемых государством в социальной сфере.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон) в настоящее время концедентом при заключении концессионного соглашения могут являться: Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1 и 11 части 1 статьи 4 Закона (автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса, системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения) и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Законом.
Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.
Вместе с этим, согласно части 12 статьи 5 Закона, в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона (автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса) и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Законом, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые таким учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения.
Дальнейшее расширение практики использования концессионного механизма в сфере здравоохранения требует учета отраслевых особенностей использования и управления объектами инфраструктуры и государственными учреждениями здравоохранения.
Привлекательная для частного сектора инфраструктура здравоохранения, которая может рассматриваться в качестве объектов концессионных соглашений, как привило, закреплена за государственными учреждениями здравоохранения и формирует единый имущественный комплекс учреждения (единая территория, инженерные коммуникации, подъездные пути и т.д.).
При этом эксплуатация объектов концессионных соглашений после завершения инвестиционного этапа предполагает организацию взаимодействия государственных учреждений здравоохранения и инвесторов (концессионеров), а также согласованные действия таких учреждений и инвесторов (концессионеров) по оказанию медицинской помощи, ориентированных на потребности пациентов (если объектом концессионного соглашения не является весь имущественный комплекс государственного учреждения здравоохранения).
В свою очередь, следует учитывать, что ключевым фактором, определяющим форму и условия организации финансирования рассматриваемых инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, является, прежде всего, потребность пациентов государственного учреждения здравоохранения, на базе имущества которого реализуется концессионное соглашение, в услугах, которые будут оказываться инвестором (концессионером).
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость внесения изменений в Закон, определяющих, что в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 13 части 1 статьи 4 Закона (объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения) и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с указанным федеральным законом, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в часть 12 статьи 5 Закона, распространив действие данной нормы на объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения.
Принятие законопроекта окажет положительное влияние на инвестиционный климат Российской Федерации и будет способствовать расширению практики привлечения внебюджетных инвестиций в объекты здравоохранения.
Реализации положений законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований и внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.