Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"
(подготовлен Минкомсвязью России 21.07.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области рекламы и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере рекламы азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах. Законопроект разработан в рамках реализации антикризисного плана развития медиа индустрии в Российской Федерации и направлен на стабилизацию ситуации в отрасли и поддержку отечественных средств массовой информации (СМИ).
В рамках исполнения одной из базовых задач, которую необходимо решить в сложной экономической ситуации, а именно - открытие для медиа индустрии новых возможностей и новых сфер для реализации предпринимательской активности, которые обеспечили бы отечественным СМИ и медийным порталам средства для осуществления их основной деятельности, подготовлен законопроект, направленный:
- на либерализацию рекламного рынка, включая частичное снятие ограничений на размещение рекламы азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая сетевые издания, в период до окончания проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России, а в случае, если указанное частичное снятие ограничений будет иметь положительный эффект, то увеличение указанного периода или полное снятие временных ограничений;
- на создание дополнительной статьи поступления денежных средств в федеральный бюджет;
- на поддержку спортивных клубов и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации;
- на поддержание и дальнейшее развитие российской медиа индустрии, не увеличивая нагрузку на федеральный и региональные бюджеты, недопущение снижения числа российских СМИ и, как следствие, увеличения смещения центра влияния на информационное поле России в сторону иностранных источников информации.
Действующая редакция Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) содержит ряд ограничений, которые представляются необоснованными и оказывают сдерживающее влияние на развитие российской медиа индустрии, а также индустрии азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах, что противоречит одной из основных целей данного Закона о рекламе - развития рынков услуг.
Наиболее целесообразным решением, с учетом сложившейся мировой практики и принимая во внимание ограниченные возможности по предоставлению прямой государственной поддержки, представляется снятие ряда ограничений на рекламу, установленных действующим законодательством о рекламе азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах.
Анализ имеющегося отечественного и международного опыта показывает, что снятие избыточных ограничений в рекламе, а также предоставление определенных возможностей для рекламы отдельных видов услуг, с учетом сохранения строгих норм и требований, обеспечивающих недопущение злоупотреблений при таких рекламных коммуникациях, а также сохранение запрета на привлечение несовершеннолетней аудитории, позволит обеспечить необходимый баланс общественных и коммерческих интересов.
В свете того, что в настоящее время IT индустрия и СМИ в целом и сетевые издания в частности сталкиваются с серьезными трудностями, связанными с резким сокращением доходов от размещения рекламных сообщений, указанные послабления позволят поддержать медиа индустрию и создадут предпосылки для ее дальнейшего укрепления и развития.
Кроме этого, подобные нормы окажут положительное влияние и на развитие игровой индустрии в стране, позволят упорядочить процессы, происходящие в этой сфере, усилят приоритетность неукоснительного следования в данной сфере нормами действующего законодательства участниками, желающими обеспечить себе рекламную поддержку в средствах массовой информации, создавать и укреплять положительный имидж среди новой аудитории. Современная игровая индустрия является одной из наиболее масштабных по обороту средств в развитых странах мира. При этом, большинство участников азартных игр делают свои ставки на спортивные события, тем самым стимулируя развитие спорта в своих странах. Взаимовыгодные контракты представителей легального игорного бизнеса со спортивными клубами и федерациями - не редкость в мировом сообществе.
Действующие в российском законодательстве ограничения создают барьеры отечественным и иностранным инвесторам в части рекламы их деятельности. Снятие данных излишних ограничений позволило бы использовать международный опыт по нормативно-правовому регулированию данной отрасли.
Так, например, в Великобритании смягчение некоторых запретов в отношении рекламы азартных игр способствовало резкому повышению интереса англичан к спортивным событиям, на которые разрешено делать ставки в букмекерских конторах и тотализаторах, вследствие чего поток инвестиций, направленных на развитие английской спортивной индустрии, многократно увеличился.
Во Франции, где разрешена и широко используется реклама азартных игр в СМИ, активность участия общества в спортивных мероприятиях заметно отличается от аналогичных показателей в соседних странах, в которых данная реклама находится под запретом. В соответствии с внесенными во французское законодательство изменениями в части разрешения рекламы азартных игр, позволили экономике Франции получать дополнительно около 5 миллиардов евро ежегодно.
Правительство Италии также демонстрирует взвешенный подход к правовому регулированию сферы азартных игр. Так, разработанные совместно с экспертным сообществом и реализованные законодательные новеллы способствовали увеличению итальянского ВВП на 6 процентов.
Что касается Российской Федерации, то годовой объем рынка букмекерских контор в России, по мнению экспертов, составляет около 150 миллиардов рублей, а чистая прибыль доходит до 2 миллиардов 500 миллионов рублей.
При внесении же предлагаемых изменений в Закон о рекламе, разрешающих официально рекламировать азартные игры, организуемые в букмекерских конторах и тотализаторах, рекламный рынок России может ежегодно увеличиться на 50 миллиардов рублей, что может обеспечить около 10 миллиардов рублей дополнительных налоговых поступлений в бюджет.
Кроме того действующие ограничения не дают возможности иностранным инвесторам развернуть свою деятельность на территории Российской Федерации, хотя известны более 10 потенциальных инвесторов, стремящихся на российский рынок букмекерской деятельности.
Внесение предлагаемых изменений в Закон о рекламе повлечет за собой дополнительные спонсорские контракты не только большинству профессиональных спортивных клубов, но и любительским клубам и индивидуальным спортсменам.
По опыту европейских стран, рекламные и спонсорские контракты заключаются не только с действующими спортсменами, но и профессионалами завершившими карьеру. Поэтому, нет сомнений, что предлагаемые изменения повлекут за собой дополнительное финансирование ветеранских организаций и спортсменов, завершивших карьеру.
Большинство спортивных федераций и клубов, не только футбольных, но и хоккейных, баскетбольных, волейбольных, содержатся за счет государственного бюджета, хотя совсем недавно было много разговоров о том, что спортивные организации должны финансироваться, находя коммерческих спонсоров.
Однако из-за недостатка государственного финансирования и отсутствия спонсоров за последние 3 года были закрыты, расформированы или просто обанкротились более десятка профессиональных спортивных клубов.
Рекомендуемые к принятию нормы по своей сути аналогичны требованиям, применяемым к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а именно: снятие ограничение по времени трансляции рекламы в теле- и радиопрограммах (при этом вводится возможность использования рекламы в СМИ соответствующего направления и тематики, в области которой букмекерскими конторами и тотализаторами принимаются ставки на те или иные события, за исключением тем о детско-юношеских спортивных соревнований), а также в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях. В то же время законопроектом предлагается сохранить все остальные действующие ограничения и запреты.
Актуальность и своевременность внесения данных изменений в Закон о рекламе также обусловлены ближайшей перспективой проведения в нашей стране таких важных международных спортивных мероприятий как чемпионат мира по хоккею 2016 года, кубок конфедераций по футболу 2017 года, чемпионат мира по футболу 2018 года.
Таким образом, посредством использования опыта по нормативному правовому регулированию игорной деятельности передовых стран Европы в части нормативно-правового регулирования игорной деятельности достигаются повышение интереса граждан страны к спортивным событиям, обеспечения дополнительного притока инвестиций и, как следствие, увеличения потока налоговых отчислений в бюджет государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.