Проект Приказа МЧС России "Об утверждении Положения об организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях"
(подготовлен МЧС России 23.07.2015 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2004, N 35, ст. 3607), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882 и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 29.06.2006 N 386 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Министр |
В.А. Пучков |
Приложение
к приказу МЧС России
от ________N_______
Положение
об организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях
1. Настоящее Положение об организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях (далее - Положение) регламентирует вопросы организации взаимодействия Федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации по информированию населения о чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведения пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе безопасности людей на водных объектах и обеспечению пожарной безопасности.
2. Информирование населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется путём доведения до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.*(1)
3. Доступ к информации о чрезвычайных ситуациях может обеспечиваться следующими способами:
а) обнародование (опубликование) материалов в средствах массовой информации (далее - СМИ);
б) размещение в сети Интернет;
в) присутствие по приглашению представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях МЧС России;
е) предоставление пользователям по их запросу информации о чрезвычайных ситуациях;
ж) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
3.1. Помимо ресурсов СМИ, основным источником информации выступает официальный интернет-сайт (портал) государственного органа или органа местного самоуправления, к которому относится сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
3.2. Официальный сайт (портал) должен отвечать следующим принципам:
а) открытость и доступность информации;
б) достоверность информации;
в) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации;
г) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации.
3.3. Публикация информации на официальном портале государственного органа или органа местного самоуправления в сети Интернет осуществляется структурным подразделением ответственным за организацию информирования населения.
3.4. В связи с развитием информационных технологий и в целях контроля за распространением в сети Интернет информации о ЧС и по вопросам безопасности жизнедеятельности населения ФОИВ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют деятельность с учётом обеспечения стабильности и защищённости своих интернет-ресуров.
4. Выполнение задач по организации информирования населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальными органами в части касающейся.
4.1. Федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации участвуют в информировании населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в соответствии с полномочиями, возложенными на них федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - РСЧС).
5. Описание последовательности действий по организации информирования населения:
Юридическом фактом, являющимся основанием для информирования населения через СМИ и по иным каналам о чрезвычайных ситуациях и пожарах, является решение руководителя ФОИВ, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации о введении режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации или особого противопожарного режима для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Юридическим фактом для информирования через СМИ населения, проживающего (находящегося) в опасной зоне потенциально опасного объекта, опасного природного явления может также являться сообщение об указанных происшествиях непосредственно в орган повседневного управления (дежурную службу) соответствующего уровня РСЧС (Национальный центр управления в кризисных ситуациях, Центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России, Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, центры приёма сообщений по единому телефону экстренных служб "112").
5.1 Решение об организации информировании населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях принимается в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера*(2) и природных пожарах.*(3)
5.2 В соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О государственной тайне" информация о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, является гласной и открытой.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Информация о прогнозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, их последствиях, предоставляемая в СМИ информационными подразделениями заинтересованных ФОИВ и других взаимодействующих структур, не должна носить противоречивый характер и служить поводом для ее искажения и паники среди населения.
5.3. Должностными лицами, ответственными за организацию информирования населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются:
руководители информационного подразделения МЧС России ответственного за организацию информирования населения (далее - пресс-служба МЧС России), информационных подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - информационные подразделения территориальных органов МЧС России);
руководители постоянно действующих органов управления РСЧС;
оперативные дежурные органов повседневного управления РСЧС.
5.4. Максимальный срок выполнения действия по организации информирования населения через СМИ выдача первичной информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах:
до 30 минут после введения для соответствующих подсистем и звеньев РСЧС режима повышенной готовности и особого противопожарного режима;
до 20 минут после введения режима чрезвычайной ситуации;
В соответствии с федеральным законом "О средствах массовой информации" СМИ обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию МЧС России и других ФОИВ экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При возникновении ситуации, когда по факту произошедшей или прогнозируемой чрезвычайной ситуации после первичного сообщения для СМИ среди населения возникает некорректное понимание представленных сведений, способствующее росту панических настроений и социального напряжения в обществе, проводится согласование информации, опровергающие эти сведения, между информационными подразделениями заинтересованных ФОИВ и других взаимодействующих структур. После согласования официальная позиция доводится до СМИ непосредственно представителями заинтересованных ФОИВ и взаимодействующих структур, а также сотрудниками их информационных подразделений.
Время информирования населения через СМИ с целью противодействия распространению слухов и панических настроений должно быть минимальным, но не должно превышать 3-х часов с момента получения информации о возникновении слухов.
5.5. Права и обязанности должностных лиц по организации информирования населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по защите населения и территорий устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке соответствующими руководителями структурных подразделений, исходя из задач и функций структурного подразделения.
5.5.1 Пресс-служба МЧС России и информационные подразделения территориальных органов МЧС России:
а) обязаны:
организовывать работу по развитию и наполнению материалами официального портала МЧС России в сети Интернет;
регулярно осуществлять подготовку материалов о деятельности МЧС России (территориальных органов МЧС России) для федеральных, региональных и местных средств массовой информации;
доводить до населения через СМИ информацию о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях не позднее 3 часов с момента получения прогноза; о произошедших чрезвычайных ситуациях или происшествиях - не позднее 1,5 часов с момента их возникновения и не более 20 минут после получения информации о них.
устанавливать, поддерживать и развивать в установленном порядке связи с редакциями и корреспондентами федеральных, региональных и местных средств массовой информации, в том числе радио и телевидения;
распространять официальные заявления и сообщения, готовить пресс-релизы и иные информационные материалы для средств массовой информации;
организовывать работу по мониторингу и анализу организации информирования населения о ЧС, разрабатывать рекомендации для территориальных органов и подразделений МЧС России;
обеспечивать СМИ с периодичностью не реже 2 раз в сутки оперативными сведениями из районов чрезвычайных ситуаций о ходе работ по их ликвидации в случаях, если они продолжаются более 1 суток.
осуществлять сбор, обработку информации о работе МЧС России (территориальных органов МЧС России) и ее регулярное размещение на официальном интернет-портале МЧС России;
организовывать работу журналистов в районе чрезвычайной ситуации, а также выездного пресс-центра МЧС России;
организовывать брифинги, пресс-конференции, радио- и телеинтервью руководства и сотрудников МЧС России в СМИ;
участвовать в подготовке телевизионных и радиопрограмм, публикаций для печатных СМИ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
осуществлять информационно-пропагандистскую работу в целях популяризации среди населения деятельности сил и средств МЧС России, а также РСЧС.
б) имеют право:
оперативно получать информацию о прогнозируемых и возникших на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуациях и пожарах, и ходе работ по их ликвидации, сведения о планируемых и проводимых подразделениями МЧС России мероприятиях по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
осуществлять контроль и координацию деятельности подразделений и сотрудников, ответственных за организацию работы со СМИ;
готовить по наиболее важным направлениям деятельности МЧС России материалы для их последующего размещения в газетных и журнальных публикациях российских и зарубежных средств массовой информации, а также в теле- и радиопередачах;
проводить фото- и видео- документирование аварийно-спасательных и других неотложных работ и мероприятий, проводимых МЧС России, для последующего направления в СМИ.
привлекать в установленном порядке профессиональных журналистов и специалистов для создания теле- и радиопередач по тематике МЧС России, а также информационно-пропагандистских материалов;
вести в установленном порядке переписку в пределах своей компетенции с ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями, редакциями федеральных, региональных и местных средств массовой информации.
5.5.2. Постоянно действующие органы управления РСЧС:
а) обязаны:
согласовывать информацию, направляемую в СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах не своего уровня с пресс-службой МЧС России;
перепроверять в установленном порядке через органы повседневного управления РСЧС полученную информацию, достоверность которой вызывает сомнения. Время перепроверки не должно превышать 2 часов;
б) имеют право:
осуществлять контроль за прохождением информации, направленной в СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;
запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию о чрезвычайных ситуациях и пожарах от заинтересованных ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления и организаций.
5.5.3. Органы повседневного управления РСЧС:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
на межрегиональном и региональном уровнях - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России.
а) обязаны:
организовывать информационное взаимодействие ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обеспечивать организацию информирования населения;
уточнять и проверять степень достоверности информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах;
подготовить в срок не более 40 минут после получения информации о чрезвычайной ситуации справочные данные по району чрезвычайной ситуации и масштабе чрезвычайной ситуации;
проводить мониторинг и готовить анализ организации информирования населения о ЧС и представлять его в пресс-службу МЧС России или информационное подразделений территориального органа МЧС России соответствующего уровня;
поддерживать взаимодействие с заинтересованными ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного управления и организациями;
поставить задачу соответствующим научно-исследовательским учреждениям и центрам мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на отработку и представление в дежурную смену прогноза развития чрезвычайных ситуаций;
вести хронологию развития чрезвычайной ситуации и действий сил по ее ликвидации;
в указанные сроки выдавать необходимую информацию по запросам пресс-службы МЧС России, информационных подразделений территориальных органов МЧС России;
б) имеют право:
осуществлять взаимодействие с заинтересованными ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного управления и организациями;
ставить задачи соответствующим научно-исследовательским учреждениям и центрам мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на отработку и представление в дежурную смену прогноза развития чрезвычайных ситуаций и на перепроверку достоверности данных;
ставить задачи подчиненным органам повседневного управления РСЧС на подготовку и представление необходимых информационных сведений в том числе и фото-, видеоматериалов.
При поступлении противоречивых сведений о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах старшее должностное лицо оперативной смены (оперативный дежурный) обязано перепроверить через Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр "Антистихия") в течение не более 2 часов поступившие сведения и только после этого довести информацию до соответствующих руководителей (сотрудников) информационных подразделений МЧС России, осуществляющих организацию информирования населения.
В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и крупных пожаров, представляющих опасность для населения, проживающего или работающего на предприятиях в опасной зоне, информация об установленных границах зоны возникшей чрезвычайной ситуации и решениях по защите (поведении) указанного выше населения, принятых в установленном порядке руководителем работ по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации (крупного пожара), доводится до указанных групп населения незамедлительно с помощью имеющихся передвижных средств информирования населения (мобильный комплекс информирования и оповещения населения, мобильный пресс-центр).
5.6. Оперативный контроль за своевременной организацией информирования населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах осуществляется руководителями дежурной смены (оперативным дежурным) органа повседневного управления РСЧС и соответствующего информационного подразделения МЧС России путем фиксации времени передачи информации и времени ее трансляции по имеющимся информационным каналам.
Дополнительной формой контроля за совершением действий по информированию населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах и результатами действий является представление ежедневного мониторинга информационных материалов о деятельности МЧС России в пресс-службу МЧС России от дежурной смены органа повседневного управления федерального уровня.
5.7. Время получения соответствующим органом повседневного управления РСЧС информации о введении на определенной территории режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также время передачи этим органом необходимых сведений представителю соответствующего информационного подразделения МЧС России для последующей передачи их в СМИ фиксируется автоматически техническими средствами органов повседневного управления и средств массовой информации, а в местах отсутствия такой возможности - нарочными передающей и принимающей сторон.
5.8. Результатом действия по информированию населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по защите населения и территорий является доведение соответствующей информации через СМИ, а также организация реализации соответствующих возникшей обстановке защитных мер. Результат действий фиксируется в отчетных (справочных) данных по происшедшим чрезвычайным ситуациям и пожарам.
6. Описание последовательности действий по организации информирования населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
6.1. Должностными лицами, ответственными за организацию информирования населения через СМИ и по иным каналам о деятельности и развитии МЧС России являются:
руководитель пресс-службы МЧС России;
руководители информационных подразделений территориальных органов МЧС России;
6.2. Должностными лицами ответственными за подготовку и проведение мероприятий, направленных на информирование населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:
руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России по направлениям деятельности;
руководители территориальных органов МЧС России;
руководители органов (структурных подразделений), специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления и организаций.
6.3. Организация работы по информированию населения через СМИ и по иным каналам о гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляется постоянно как в повседневной деятельности, так и при введении соответствующих степеней готовности гражданской обороны и режимах функционирования РСЧС.
6.4. Руководитель пресс-службы МЧС России определяет подразделения центрального аппарата, которые должны организовывать и разрабатывать Планы по развитию своих направлений деятельности и проведению социально-значимых мероприятий с учётом территориальных органов МЧС России на следующий месяц, регулярную выступать в качестве спикеров в СМИ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, контролировать наполнение на официальном интернет-портале МЧС России соответствующую своему направлению деятельности информацию, организовывать и проводить информационно-пропагандистские мероприятия направленный на обучение населения, организовывать подготовку и разработку информационной и видео продукции по вопросам деятельности МЧС России для населения.
Руководитель пресс-службы МЧС России, ответственный за организацию информирования населения на основании разработанных структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России Планов обязан организовывать публикацию на интернет-ресурсах МЧС России, региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в федеральных и региональных печатных средств массовой информации, а также в ведомственных изданиях материалов по вопросам, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
-------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
*(2) Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
*(3) Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.