Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке прохождений военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237"
(подготовлен ФСБ России 29.07.2015 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237" (далее - проект указа) подготовлен в целях совершенствования порядка прохождения военной службы и приведения норм Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), в соответствие с нормами Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (далее - Положение о проверке).
1. В подпункте 1 пункта 1 проекта указа конкретизируется и расширяется перечень случаев, когда военнослужащим, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, может быть отказано в заключении нового контракта о прохождении военной службы (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Положения аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащего, определения его соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.
При этом в настоящее время отсутствуют правовые основания для отказа в заключении нового контракта военнослужащему, который не достиг предельного возраста пребывания на военной службе и по результатам аттестации которого сделан вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. При наличии данного вывода военнослужащий может быть уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, однако ему не может быть отказано в заключении нового контракта.
В целях устранения данного противоречия, повышения значимости результатов аттестации военнослужащих, стимулирования их к добросовестному выполнению воинского долга предлагается установить в качестве случая отказа в заключении нового контракта военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, наличие указанного вывода.
2. Подпунктом 2 пункта 1 проекта указа устраняется юридико-техническая ошибка, содержащаяся в пункте 2.1 статьи 10 Положения.
3. Подпункты 3 и 6 пункта 1 проекта указа связаны с необходимостью приведения норм Положения в соответствие с нормами Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Положения о проверке.
Так, согласно статье 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в том числе в отстранении государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке.
Кроме того, в соответствии с пунктом 26 Положения о проверке на период проведения антикоррупционной проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности федеральной государственной службы на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.
В целях обеспечения реализации данных положений анти-коррупционного законодательства на государственной гражданской службе Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" были внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающие порядок отстранения государственных гражданских служащих от замещаемых должностей.
Проектом указа предлагается обеспечить реализацию указанных норм антикоррупционного законодательства на военной службе.
4. Подпункт 4 пункта 1 проекта указа предполагает возможность назначения военнослужащих, проходящих военную службу в органах, на воинские должности за счет вакантных высших воинских должностей.
Это предложение связано с повышенными квалификационными требованиями к воинским должностям в органах, осуществляющих контрразведывательную, разведывательную и оперативно-разыскную деятельность. Его реализация позволит обеспечить более эффективное использование имеющихся вакантных воинских должностей в данных органах при отсутствии возможности их комплектования специалистами соответствующего уровня.
Также в указанном пункте содержится предложение об установлении дополнительного основания назначения военнослужащего на низшую воинскую должность - в случае, если по результатам аттестации он не соответствует занимаемой воинской должности.
В настоящее время указанный вывод по результатам аттестации не позволяет командованию принимать в отношении военнослужащих кадровых решений о назначении их на низшие воинские должности (без их согласия), и поэтому они продолжают проходить военную службу на воинских должностях, которым не соответствуют.
5. Подпунктом 5 пункта 1 проекта указа предлагается определить, что для выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (боевых действий), чрезвычайного положения, проведения контртеррористической операции на военнослужащего может быть с его согласия возложено исполнение обязанностей по вакантной воинской должности на срок до одного года.
Данное предложение обусловлено особым характером прохождения военной службы в перечисленных условиях и направлено на совершенствование процесса управления кадровыми ресурсами, задействованными в выполнении специальных задач, в том числе оперативно-боевых.
6. В подпункте 7 пункта 1 проекта указа содержится предложение о внесении дополнения в подпункт "а" пункта 2 статьи 21 Положения.
В настоящее время воинское звание лейтенанта присваивается военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, либо военнослужащему, имеющему воинское звание младшего лейтенанта, независимо от срока военной службы в этом воинском звании, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного заведения.
При этом обучение военнослужащих в военно-учебных заведениях может осуществляться по очной, очно-заочной или заочной формам. Однако основанием для назначения военнослужащих на офицерские воинские должности является окончание обучения только по очной форме.
В этой связи представляется целесообразным установить, что воинское звание лейтенанта присваивается военнослужащему, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение по очной форме обучения.
7. Подпунктом 8 пункта 1 проекта указа предлагается внести изменения в статью 34 Положения.
В частности, подпункт "д.1" пункта 3 указанной статьи необходимо привести в соответствие с подпунктом "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Также предлагается расширить перечень оснований увольнения с военной службы, при которых военнослужащий не имеет права выбора иного основания увольнения, и дополнить его основанием - в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (в случае нарушения им взятых на себя предусмотренных контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны).
Проект указа затрагивает интересы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Реализация проекта указа не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.