Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Российской Федерации в части учета наличия административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица при осуществлении государственных и муниципальных закупок"
(подготовлен Минтрудом России 04.08.2015 г.)
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 8 апреля 2014 года N 42 Минтрудом России совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, ООО "Российский союз промышленников и предпринимателей" и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации проработан вопрос о целесообразности обязательного или факультативного учета наличия в организации системы мер противодействия коррупции при заключении контрактов о закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) установлен перечень мер по предупреждению коррупции в организациях.
Реализация предусмотренных законодательством мер по противодействию коррупции и проведение данной работы на систематической основе призвана снизить риск привлечения организации к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также возникновения репутационных издержек.
Для обеспечения эффективной реализации статьи 13.3 Федерального закона N 273-ФЗ необходимо принять меры, направленные на стимулирование бизнеса к внедрению мер по противодействию коррупции.
В этой связи Минтрудом России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Российской Федерации в части учета наличия административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица при осуществлении государственных и муниципальных закупок" (далее - проект федерального закона).
В настоящее время в соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ юридические лица привлекаются к административной ответственности в виде наложения административного штрафа за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, а именно за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Согласно информации, представленной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, количество юридических лиц, привлеченных к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, составило: в 2012 г. - 60, в 2013 г. - 164, в 2014 г. - 244. Таким образом, прослеживающаяся положительная динамика применения указанной статьи в рамках привлечения к ответственности лиц, виновных в передаче незаконного вознаграждения от имени юридического лица, позволяет использовать указанные нормы для дальнейшего развития механизмов, стимулирующих организации к применению эффективных мер по предупреждению коррупции.
Проектом федерального закона предусмотрено увеличение срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения пяти лет со дня окончания исполнения данного постановления, а также внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающих возможность по решению заказчика не допускать к участию в закупках юридические лица, привлеченные к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.
При этом до истечения предлагаемого проектом федерального закона срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, юридическое лицо по решению заказчика может не допускаться к участию в закупках.
Представляется, что увеличение указанного срока и отстранение на указанный промежуток времени юридических лиц от участия в закупках может стать действенным механизмом по выстраиванию эффективной системы антикоррупционных мер в организациях в целях устранения риска привлечения к административной ответственности и снижения возможных издержек, связанных с отстранением от участия в закупках, а также снижения коррупционных рисков при осуществлении закупочной деятельности.
Таким образом, отсутствие административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, вследствие принятия организацией необходимых мер по предупреждению коррупции будет являться дополнительным конкурентным преимуществом для юридического лица - участника закупок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.