Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в санитарно-эпидемиологическом законодательстве"
(подготовлен Роспотребнадзором 14.08.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в санитарно-эпидемиологическом законодательстве" (далее - Проект) разработан во исполнение пункта 3 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 года N 3 в целях наделения органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, правом возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в части нарушения требований к факторам производственной среды и трудовому процессу, содержащихся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, а также нарушения установленного порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
С 1 января 2015 года статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) введена административная ответственность за нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе в части регулирующих порядок допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, охватываемых составами административных правонарушений указанной нормы, наделены исключительно должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов (Федеральной службы по труду и занятости).
Вместе с этим, диспозиция части 1 и части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, предусматривают ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, включая государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, а также за действия (бездействия), нарушающие установленный порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
В этой связи основополагающий принцип разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти при реализации контрольно-надзорных полномочий, основанный на положениях статьи 22.1 КоАП РФ, а также пунктов 4 и 5 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не обеспечивается.
Так, реализуя полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 875, Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять проверки, предметом которых является соблюдение требований санитарно-эпидемиологических требований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также привлекать за совершение соответствующих нарушений к административной ответственности. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 соответствующими полномочиями наделены органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения, направлены на восполнение пробелов в правовом регулировании правоотношений в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), основополагающими принципами которого является разграничение полномочий органов государственного контроля (надзора), недопустимость проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с задачами и функциями, возложенными на федеральные органы исполнительной власти федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
При этом выделение самостоятельного состава административного правонарушения в части 1.1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, позволит разграничить его с составом, предусмотренным статьей 6.3 КоАП РФ, выделив из него действия (бездействия), выразившиеся в нарушении обязательных требований действующих санитарных правил и гигиенических нормативов либо невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В целях разграничения соответствующих полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, законопроект предусматривает внесение изменений в статьи 23.12 и 23.13 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.