Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы"
(подготовлен Минтрудом России 12.08.2015 г.)
Раздел 1. "Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций"
1) Перспективы развития вида профессиональной деятельности
Содержание труда руководителя учреждения медико-социальной экспертизы (ранее врачебно-трудовой экспертизы) регламентировалось в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных постановлениями Минтруда России:
с 1992 по 1994 гг. - постановление Минтруда России от 4 декабря 1992 г. N 46;
с 1994 по 2008 гг. - постановление Минтруда России от 12 октября 1994 г. N 66.
В тарифно-квалификационных характеристиках были описаны:
- Главный эксперт по врачебно-трудовой экспертизе;
- председатель ВТЭК.
Главный эксперт по врачебно-трудовой экспертизе:
- осуществляет организационное и научно-методическое руководство врачебно-трудовой экспертизой на административной территории;
- разрабатывает и осуществляет мероприятия по внедрению в практику врачебно-трудовой экспертизы научных методов экспертных решений;
- осуществляет анализ деятельности экспертных комиссий в административной территории на основе оценки показателей, инвалидности и работы врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК);
- принимает меры по совершенствованию экспертного обслуживания населения, повышению качества врачебно-трудовой экспертизы;
-принимает участие в разработке и реализации территориальных программ по социальной защите населения в части вопросов врачебно-трудовой экспертизы и реабилитации инвалидов;
- применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации.
Председатель ВТЭК:
- организует работу комиссии в целом, контролирует работу членов ВТЭК, среднего и младшего медицинского персонала;
- принимает участие в заседаниях ВТЭК, в том числе выездных, осуществляет контакты с органами здравоохранения, лечебно-профилактическими учреждениями по вопросам, связанным с организацией ВТЭК, и проблемам инвалидности;
- информирует местные органы исполнительной власти, профсоюзы, администрацию предприятий и организаций о состоянии инвалидности, мерах по ее снижению и профилактике;
- представляет службу врачебно-трудовой экспертизы в организациях, учреждениях, административных и судебно-следственных органах;
- имеет теоретическую и практическую подготовку по своей специальности, в области смежных специальностей, в вопросах организации врачебно-трудовой экспертизы и определении инвалидности;
- применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации, планирует и анализирует работу ВТЭК.
После проведения реформы систем оплаты труда в бюджетном секторе, когда вопросы оплаты труда социальных работников были переданы органам местного самоуправления, прежние тарифно-квалификационные характеристики были отменены, а новые не вводились.
В настоящее время Минтрудом России опубликована новая Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Необходимость реформирования медико-социальной экспертизы обусловлено также необходимостью соблюдения положений Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и подписанной Российской Федерацией 24 сентября 2008 г.
Одной из приоритетных задач, определённых в Концепции, является разработка инновационных подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
Предполагается, что применение предусмотренной МКФ классификации функций и структур организма, активности и участия, в том числе по степени выраженности, а также факторов окружающей среды позволит с высокой степенью достоверности и объективности оценивать здоровье индивида с биологической, психологической и социальной точек зрения и определять его нуждаемость в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию, в мерах по разумному приспособлению окружающей среды.
Внедрение МКФ в практику проведения медико-социальной экспертизы потребует от врачей-экспертов новых знаний и умений использовать данный инструмент, для чего будет организована переподготовка и повышение квалификации специалистов.
Вторая задача, решаемая в рамках реформирования системы медико-социальной экспертизы, является совершенствование учета инвалидов. Введение единой системы учета инвалидов в Российской Федерации позволит отображать и передавать данные об экспертизе и реабилитации инвалидов. Формирование указанной системы будет осуществляться с помощью программного обеспечения, позволяющего интегрировать информацию ведомственных баз данных о реабилитации инвалидов на основе моделей внутри- и межведомственного взаимодействия. Это потребует от специалистов медико-социальной экспертизы наличия дополнительных знаний и умений в сфере современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе связанных с применением Интернет-ресурсов.
В целях повышения качества услуги по проведению медико-социальной экспертизы предполагается разработать и внедрить в практику технологии, сокращающие затраты времени и усилий граждан, связанных с получением документов, необходимых для предоставления экспертных и реабилитационных услуг. В частности, в настоящее время разрабатываются технологии организации и проведения медико-социальной экспертизы с использованием электронного документооборота, а также механизм электронного межведомственного взаимодействия учреждений системы медико-социальной экспертизы с организациями, предоставляющими реабилитационные услуги инвалидам, в том числе с медицинскими организациями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь.
2) Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
Целью профессиональной деятельности является обеспечение эффективного функционирования бюро медико-социальной экспертизы, развития организации и совершенствования ее деятельности.
В рамках данного вида профессиональной деятельности выделена одна обобщенная трудовая функция, соответствующая региональному уровню учреждений медико-социальной экспертизы - "Управление бюро медико-социальной экспертизы".
Выбор в качестве объекта описания профессионального стандарта регионального главного бюро МСЭ обусловлен тем, что на уровне территорий бюро МСЭ не являются самостоятельными юридическими лицами.
Для данной обобщенной трудовой функции базовым квалификационным уровнем является седьмой.
3) Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
В рамках обобщенной трудовой функции выделены следующие трудовые функции:
- Планирование и контроль деятельности бюро медико-социальной экспертизы;
- Управление ресурсами бюро медико-социальной экспертизы;
- Взаимодействие с вышестоящими организациями, медицинскими учреждениями и организациями социального обслуживания;
- Обеспечение развития бюро медико-социальной экспертизы.
В рамках 7-го квалификационного уровня трудовые функции отнесены к следующим квалификационным подуровням:
- по трудовым функциям "Планирование и контроль деятельности бюро медико-социальной экспертизы", "Управление ресурсами бюро медико-социальной экспертизы", "Взаимодействие с вышестоящими организациями, медицинскими учреждениями и организациями социального обслуживания" - квалификационный уровень 7.1;
- по трудовой функции "Обеспечение развития бюро медико-социальной экспертизы" - квалификационный уровень 7.2.
Раздел 2. "Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта"
1) информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
Разработка профессионального стандарта проводилась Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
При доработке проекта профессионального стандарта были использованы материалы (замечания и предложения), подготовленные специалистами главных бюро медико-социальной экспертизы (Мурманская область, Республика Коми, Краснодарский край, Калужская область, Нижний Новгород).
Выбор организаций обусловлен возможностями участия специалистов главных бюро МСЭ в рассмотрении проекта профессионального стандарта.
2) Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
К разработке профессионального стандарта были привлечены эксперты, обладающие знаниями и опытом практической деятельности в следующих сферах:
- в области медико-социальной экспертизы (не ниже руководителя (заместителя руководителя) бюро МСЭ);
- в области государственного регулирования социально-трудовых отношений (опыт научно-практической деятельности не менее 10 лет, 1 человек);
- в области социологии (опыт научно-практической деятельности не менее 10 лет, 1 человек).
При разработке профессионального стандарта были использованы:
- для выделения трудовых функций и трудовых действий - методы функционального анализа и анализа бизнес-процессов;
- для сбора сведений о квалификационных требованиях к специалисту по медико-социальной экспертизе - социологический опрос методом анкетирования и экспертные опросы.
3) общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта:
Деятельность специалиста по медико-социальной экспертизе регламентируется:
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом";
- Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания";
- Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 5 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания".
Раздел 3. "Обсуждение проекта профессионального стандарта"
Публикация и обсуждение проекта профессионального стандарта организовано и проведено:
1) на сайте www.profstandarts.ru
2) в рамках круглых столов, организованных РАНХиГС.
В Российской академии народного хозяйства и государственной гражданской службы при Президенте Российской Федерации проведена серия "круглых столов", посвященных разработке профессионального стандарта.
В обсуждении проекта профессионального стандарта приняли участие специалисты Федерального бюро МСЭ, руководители бюро МСЭ субъектов Российской Федерации, представители Минтруда России, Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (более 30 организаций).
Раздел 4. "Согласование проекта профессионального стандарта"
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проректор |
А.Л. Сафонов |
М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.