Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медико-социальной экспертизе"
(подготовлен Минтрудом России 12.08.2015 г.)
Раздел 1. "Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций"
1) Перспективы развития вида профессиональной деятельности
Развитие медико-социальной экспертизы в нашей стране и формирование профессии врача-эксперта началось еще в прошлом веке. В 1918 году были созданы бюро врачебной экспертизы при страховых кассах. В Положении о врачебно-экспертных комиссиях, принятом в 1928 г. были определены задачи экспертов: установление наличия инвалидности, степени, характера и причины инвалидности, определение способов восстановления трудоспособности путем долечивания, переобучения, установления необходимости протезирования инвалидов, связи инвалидности с получением инвалидами трудового увечья и профессионального заболевания.
В принятом в 1948 г. новом Положении о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, был расширен круг задач, стоящих перед эксператми, в части профилактической и реабилитационной направленности. ВТЭК предписывалось: содействовать восстановлению трудоспособности инвалидов (восстановительное лечение, протезирование, профессиональное обучение, переквалификация); определять для инвалидов условия и виды труда, доступные по состоянию здоровья и в связи с физическим дефектом (перевод на другую работу, освобождение от сверхурочных работ и от работы в ночных сменах); проводить изучение условий труда инвалидов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также выявлять виды работ и профессий, доступных инвалидам.
После принятия Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" началось формирование современной медико-социальной экспертизы. В критерии для установления инвалидности добавлены ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности. Вводятся новые понятия "реабилитация инвалидов" и "индивидуальная программа реабилитации инвалида". В 1997 г. началось формирование и развитие сети педиатрических бюро медико-социальной экспертизы.
С 1994 по 2008 гг. должностные обязанности специалиста медико-социальной экспертизы (ранее - ВТЭК) были регламентированы постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. N 66
Врач-специалист ВТЭК в составе комиссии принимает участие в определении наличия признаков значительных затруднений в жизни, установлении инвалидности, ее причины и срока, нуждаемости инвалида в различных видах социальной защиты, включая меры реабилитации, осуществляет проверку правильности использования труда инвалидов в соответствии с рекомендациями ВТЭК о характере и условиях труда, применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации, практические навыки по специальности; планирует и анализирует свою работу.
После проведения реформы систем оплаты труда в бюджетном секторе, когда вопросы оплаты труда социальных работников были переданы органам местного самоуправления, прежние тарифно-квалификационные характеристики были отменены.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, в том числе требования к уровню образования врача-специалиста по медико-социальной экспертизе.
В настоящее время Минтрудом России опубликована новая Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Необходимость реформирования медико-социальной экспертизы обусловлено также необходимостью соблюдения положений Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и подписанной Российской Федерацией 24 сентября 2008 г.
Одной из приоритетных задач, определённых в Концепции, является разработка инновационных подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
Предполагается, что применение предусмотренной МКФ классификации функций и структур организма, активности и участия, в том числе по степени выраженности, а также факторов окружающей среды позволит с высокой степенью достоверности и объективности оценивать здоровье индивида с биологической, психологической и социальной точек зрения и определять его нуждаемость в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию, в мерах по разумному приспособлению окружающей среды.
Внедрение МКФ в практику проведения медико-социальной экспертизы потребует от врачей-экспертов новых знаний и умений использовать данный инструмент, для чего будет организована переподготовка и повышение квалификации специалистов.
Вторая задача, решаемая в рамках реформирования системы медико-социальной экспертизы, является совершенствование учета инвалидов. Введение единой системы учета инвалидов в Российской Федерации позволит отображать и передавать данные об экспертизе и реабилитации инвалидов. Формирование указанной системы будет осуществляться с помощью программного обеспечения, позволяющего интегрировать информацию ведомственных баз данных о реабилитации инвалидов на основе моделей внутри- и межведомственного взаимодействия. Это потребует от специалистов медико-социальной экспертизы наличия дополнительных знаний и умений в сфере современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе связанных с применением Интернет-ресурсов.
В целях повышения качества услуги по проведению медико-социальной экспертизы предполагается разработать и внедрить в практику технологии, сокращающие затраты времени и усилий граждан, связанных с получением документов, необходимых для предоставления экспертных и реабилитационных услуг. В частности, в настоящее время разрабатываются технологии организации и проведения медико-социальной экспертизы с использованием электронного документооборота, а также механизм электронного межведомственного взаимодействия учреждений системы медико-социальной экспертизы с организациями, предоставляющими реабилитационные услуги инвалидам, в том числе с медицинскими организациями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь.
2) Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
Целью профессиональной деятельности является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
В рамках данного вида профессиональной деятельности выделены три обобщенные трудовые функции, соответствующие уровням учреждений медико-социальной экспертизы (местный, региональный, федеральный уровни):
- оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы в бюро медико-социальной экспертизы;
- оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы в главном бюро медико-социальной экспертизы;
- оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы.
Для выделенных обобщенных трудовых функций базовым квалификационным уровнем является седьмой.
3) Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
В рамках обобщенной трудовой функции "Оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы в бюро медико-социальной экспертизы" выделены следующие трудовые функции:
- Установление факта наличия инвалидности, группы, причины, срока и времени наступления инвалидности;
- Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в том числе определение видов форм, сроков и объемов мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- Определение степени утраты профессиональной трудоспособности; определение стойкой утраты трудоспособности;
- Определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разработка программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- Определение причин смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
- Определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
- Консультирование граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, по вопросам медико-социальной экспертизы;
- Участие в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов.
В рамках обобщенной трудовой функции "Оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы в главном бюро медико-социальной экспертизы" выделены следующие трудовые функции:
- Проведение медико-социальной экспертизы граждан, обжаловавших решения бюро, а также медико-социальной экспертизы по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;
- Консультирование граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, по вопросам медико-социальной экспертизы;
- Участие в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
- Определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
В рамках обобщенной трудовой функции "Оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы" выделены следующие трудовые функции:
- Проведение медико-социальной экспертизы граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро; по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;
- Проведение по поручению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации научных исследований;
- Принятие участия в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и внесение предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;
- Осуществление мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов, в том числе занимающихся физкультурой и спортом, включая медицинскую реабилитацию.
В рамках 7-го квалификационного уровня трудовые функции отнесены к следующим квалификационным подуровням:
- по обобщенной трудовой функции "Оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы в бюро медико-социальной экспертизы" - квалификационный уровень 7.1;
- по обобщенной трудовой функции "Оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы в главном бюро медико-социальной экспертизы" - квалификационный уровень 7.2;
- по обобщенной трудовой функции "Оказание услуг по проведению медико-социальной экспертизы в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы" - квалификационный уровень 7.3.
Отнесение трудовых функций к квалификационным уровням осуществлено в соответствии с возрастанием уровня ответственности и сложности решаемых задач от местного до федерального уровня.
Раздел 2. "Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта"
1) информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
Разработка профессионального стандарта проводилась Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
При доработке проекта профессионального стандарта были использованы материалы (замечания и предложения), подготовленные специалистами главных бюро медико-социальной экспертизы (Мурманская область, Республика Коми, Краснодарский край, Калужская область, Нижний Новгород).
Выбор организаций обусловлен возможностями участия специалистов главных бюро МСЭ в рассмотрении проекта профессионального стандарта.
2) Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
К разработке профессионального стандарта были привлечены эксперты, обладающие знаниями и опытом практической деятельности в следующих сферах:
- в области медико-социальной экспертизы (не ниже руководителя (заместителя руководителя) бюро МСЭ);
- в области государственного регулирования социально-трудовых отношений (опыт научно-практической деятельности не менее 10 лет, 1 человек);
- в области социологии (опыт научно-практической деятельности не менее 10 лет, 1 человек).
При разработке профессионального стандарта были использованы:
- для выделения трудовых функций и трудовых действий - методы функционального анализа и анализа бизнес-процессов;
- для сбора сведений о квалификационных требованиях к специалисту по медико-социальной экспертизе - социологический опрос методом анкетирования и экспертные опросы.
3) общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта:
Деятельность специалиста по медико-социальной экспертизе регламентируется:
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом";
- Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания";
- Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 5 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания".
Раздел 3. "Обсуждение проекта профессионального стандарта"
Публикация и обсуждение проекта профессионального стандарта организовано и проведено:
1) на сайте www.profstandarts.ru
2) в рамках круглых столов, организованных РАНХиГС.
В Российской академии народного хозяйства и государственной гражданской службы при Президенте Российской Федерации проведена серия "круглых столов", посвященных разработке профессионального стандарта.
В обсуждении проекта профессионального стандарта приняли участие специалисты Федерального бюро МСЭ, руководители бюро МСЭ субъектов Российской Федерации, представители Минтруда России, Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (более 30 организаций).
Раздел 4. "Согласование проекта профессионального стандарта"
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проректор А.Л. Сафонов
М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.