Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 декабря 2008 г. N КА-А41/11346-08-п
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2008 г.
ООО "Вега" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области о принятии решения о вводе в эксплуатацию кафе-бистро, расположенного на 45 км Киевского шоссе Наро-Фоминского района Московской области.
В качестве третьих лиц привлечены ОАО "Гипродорнии" и ФГУ "Центравтомагистраль".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2006 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2007 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2007 года указанные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела ООО "Вега" изменило заявленные требования и просило признать незаконным отказ Администрации Наро-Фоминского района Московской области от 10 февраля 2005 года N 15 и обязать ответчика принять в эксплуатацию кафе-бистро ООО "Вега".
В соответствии со статьей 49 АПК РФ данные изменения были приняты судом.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2007 года заявленные требования удовлетворены. Отказ отдела Главного архитектора Администрации Наро-Фоминского района Московской области от 10 февраля 2005 года N 15 признан незаконным. На Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области возложена обязанность принять в эксплуатацию Кафе-бистро ООО "Вега".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2008 года указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Московской области от 3 июля 2008 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2008 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Вега" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУ "Центравтомагистраль" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Вега" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ФГУ "Центравтомагистраль" возражал против ее удовлетворения.
Представители Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и ОАО "Гипродорнии", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что 23 октября 1996 года Главой Наро-Фоминского района принято постановление N 1647 об утверждении акта выбора земельного участка ТОО "Вега" под строительство кафе площадью 0,01 га на 45 км Киевского шоссе из земель г. Апрелевка.
Постановлением Главы Наро-Фоминского района от 20 декабря 1996 года N 2074 утверждены границы плана отвода земельного участка и договор аренды сроком на 49 лет ТОО "Вега" площадью 0,01 га под строительство кафе из земель г. Апрелевка на 45 км Киевского шоссе.
21 декабря 1996 года на основании указанного постановления между Администрацией Наро-Фоминского муниципального района Московской области и ТОО "Вега" заключен договор аренды земельного участка площадью 0,01 га сроком на 49 лет под строительство кафе из земель г. Апрелевка на 45 км Киевского шоссе.
3 октября 1997 года данный договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Наро-Фоминского района за N 86.
10 октября 2001 года Унитарным государственным предприятием Дорожное ремонтно-строительное управление N 2 выдан ордер на производство работ N 13-41-41, в соответствии с которым предприятие разрешает производство работ по строительству кафе "Бистро" на а/д "Украина" км 45+298 (справа) согласно выданных Т.У. ФГУ "Центравтомагистраль" от 9 октября 2001 года N 32-17/118-1653 и предоставленных согласованных рабочих чертежей.
11 июня 2002 года на основании постановления Главы Наро-Фоминского района от 23 октября 1996 года N 1647 и протокола рассмотрения Главархитектуры от 4 июня 2002 года N 369/02 по рабочему проекту строительства кафе-бистро, правоустанавливающего документа на земельный участок, предоставленный в аренду сроком на 49 лет постановлением Главы Наро-Фоминского района от 20 декабря 1996 года N 2074, главным архитектором Наро-Фоминского района ООО "Вега" выдано разрешение на строительство кафе-бистро, расположенного по адресу: 45 км автодороги "Украина" в г. Апрелевка Наро-Фоминского района сроком действия на три года.
21 июля 2004 года ООО "Вега" сообщило Главе Администрации Наро-Фоминского района о завершении строительства объекта "Кафе-бистро", расположенного на 45 км автодороги Украина в г. Апрелевка (разрешение на строительство N 21) и просило назначить комиссию и принять данный объект в эксплуатацию.
7 декабря 2004 года письмом за N 47 ООО "Вега" сообщило Главе Администрации Наро-Фоминского района о том, что комиссия для принятия вышеназванного объекта в эксплуатацию назначена. Однако решение комиссии о принятии данного объекта в эксплуатацию не принято.
10 февраля 2005 года письмом за N 15 Отдел главного архитектора Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области сообщил ООО "Вега" о том, что принять строение в эксплуатацию не представляется возможным.
Считая отказ Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области в принятии вышеназванного объекта в эксплуатацию незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Вега" в соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, статьи 4 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды правомерно исходили из того, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд проверяет соответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) законам или иным нормативным правовым актам, а также выясняет нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела, исследованных судами, следует, что отказ Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области в принятии вышеназванного объекта в эксплуатацию мотивирован тем, что при застройке участка ООО "Вега" нарушены градостроительные регламенты, а именно не соблюдены технические условия ФГУ "Центравтомагистраль" от 9 октября 2001 года N 32-17/118-1653 по размещению здания кафе на расстоянии не менее 40 м от оси дороги. Возведенное ООО "Вега" здание кафе-бистро расположено на расстоянии 17 м от оси Федеральной автодороги "Украина" и попадает в зону строительных работ по расширению данной автодороги, конкретно - под устройство местных проездов в г. Апрелевка.
Пунктом 4 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автодорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1420 (далее - Правила), установлено, что управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, контроль и соблюдение требований настоящих Правил за размещением объектов в пределах придорожных полос возложено на Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы.
Согласно подпункту "б" пункта 10, подпункту "г" пункта 18 Правил размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении определенных условий, в том числе выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, обязаны согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дорогой и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21, подпунктом "б" пункта 22 Правил органы управления федеральными автомобильными дорогами обязаны рассматривать материалы, связанные с предоставлением земель в пределах придорожных полос или размещением на этих землях объектов, и подготавливать заключение по ним в установленный настоящими Правилами срок.
Органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривают материалы, связанные с предоставлением земельных участков или размещением объектов в пределах придорожных полос, согласовывают эти материалы или дают мотивированный отказ в их согласовании.
Статьей 39 Закона Московской области "Об автомобильных дорогах в Московской области" предусмотрено, что размещение объекта дорожного сервиса осуществляется по согласованию с уполномоченным органом управления в сфере дорожного хозяйства, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, иными органами в соответствии с их компетенцией, а также юридическими и физическими лицами, в ведении которых находится соответствующая автомобильная дорога. Земельный участок для размещения объекта дорожного сервиса предоставляется с учетом сохранения условий для безопасности дорожного движения и благоприятной экологической ситуации. Объект дорожного сервиса не должен создавать помехи и препятствия для движения транспорта, а также для других участников дорожного движения.
Суды правильно установили, что 9 октября 2001 года ФГУ "Центравтомагистраль" сообщило ООО "Вега" о том, что временно до момента реконструкции согласовывает размещение кафе "Бистро" на а/д "Украина" Киевское шоссе км 45+298 (справа), при выполнении определенных технических условий, в том числе того условия, что кафе расположить на расстоянии не менее 40 м от оси дороги; рабочие чертежи, с учетом данных условий, согласовать с УГИБДД ГУВД Московской области, УГП ДРСУ N 2 и ФГУ "Центроавтомагистраль" (письмо N 32-17/118-1653).
Таким образом, проектная документация, в том числе и рабочие чертежи на строительство спорного объекта, должна быть разработана в соответствии с техническими условиями, определенными ФГУ "Центравтомагистраль" и согласована с вышеперечисленными организациями.
10 октября 2001 года Унитарным государственным предприятием Дорожное ремонтно-строительное управление N 2 выдан ордер на производство работ N 13-41-41, в соответствии с которым предприятие разрешает производство работ по строительству кафе "Бистро" на а/д "Украина" км 45+298 (справа) согласно выданных Т.У. ФГУ "Центравтомагистраль" от 9 октября 2001 года N 32-17/118-1653 и предоставленных согласованных рабочих чертежей.
12 октября 2001 года Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения согласовывает материалы по выбору земельного участка под строительство кафе "Бистро" на км 45+295 а/д Москва-Брянск "Украина" (справа), г. Апрелевка. Однако данное согласование распространяется только на выбор земельного участка и не дает права на производство работ и торговую деятельность.
Возведенное ООО "Вега" здание кафе-бистро расположено на расстоянии 17 м от оси Федеральной автодороги "Украина" и попадает в зону строительных работ по расширению данной автодороги, конкретно - под устройство местных проездов в г. Апрелевка.
Следовательно, суды обоснованно пришли к выводу, что ООО "Вега" не были выполнены и согласованы вышеуказанные требования технических условий ФГУ "Центравтомагистраль".
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора).
Таким образом, при отсутствии указанных документов разрешение на ввод в эксплуатацию не выдается.
Как правильно указали суды, при обращении ООО "Вега" к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области о принятии в эксплуатацию спорного объекта документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства - "Кафе-бистро" требованиям технических регламентов, проектной документации, техническим условиям, приложены не были.
Пунктом 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ определен перечень обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
В связи с этим у Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия спорного объекта в эксплуатацию.
Установив данные обстоятельства, арбитражные суды правомерно пришли к выводу, что оспариваемый отказ ответчика в принятии вышеназванного объекта в эксплуатацию не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как ООО "Вега" не лишено возможности устранить недостатки, послужившие основанием для данного отказа, и представить в уполномоченный орган все необходимые документы.
Суды также обоснованно посчитали, что ООО "Вега" пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, для подачи настоящего заявления в суд.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление, приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 3 июля 2008 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2008 года по делу N А41-К2-27481/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Вега" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2008 г. N КА-А41/11346-08-п
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании