Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 декабря 2008 г. N КА-А41/11520-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2008 г.
ООО "Промэкспорт" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России N 14 по Московской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 22.11.2007 N 521 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 154 235 руб.
Решением суда от 26.06.2008, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008, заявленные требования удовлетворены в связи с наличием у Общества права на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС.
При этом суды исходили из признания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого решения, необоснованными.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит их отменить со ссылкой на неправильную оценку судами доказательств и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Инспекция указывает на неправильное применение судами положений ст. 169 НК РФ.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке ст. 279 АПК РФ не поступил.
Инспекция и Общество извещены в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по кассационной жалобе, в суд своих представителей не направили.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции по правилам ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2007 года и документы, предусмотренные ст. ст. 165, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией 22.11.2007 вынесено решение N 521, которым подтверждена правомерность применения налоговой ставки 0 процентов по операциям в связи с реализацией товара в Республику Беларусь в размере 867 767 руб., однако отказано в возмещении НДС в сумме 154 235 руб.
В обоснование принятого решения Инспекция указала на неправомерное принятие налогоплательщиком к вычету НДС по счетам-фактурам его контрагента ООО "Симплекс" с указанием в счетах-фактурах адреса, по которому организация не находится, отраженный в счетах-фактурах адрес является адресом массовой регистрации юридических лиц, а ООО "Симплекс" относится к организациям, которые представляют нулевую отчетность.
Считая упомянутое решение Инспекции незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции полагает, что судебными инстанциями на основании исследования и оценки представленных доказательств сделан правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в вычетах в указанном размере.
Суд установил обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения оспариваемого решения налоговым органом, проверил законность выводов налогового органа и признал их необоснованными, не соответствующими положениям законодательства о налогах и сборах, регулирующим спорное правоотношение.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 172 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, вставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату суммы налога, удержанного налоговыми агентами.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, положения статей 169, 171, 172 НК РФ содержат исчерпывающие условия возникновения у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов, а соответственно, и на возмещение НДС.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правильно установили обстоятельства, связанные с соблюдением Обществом установленного законом порядка применения налоговых вычетов по НДС. При этом суды обоснованно указали на то, что право возникновение у налогоплательщика права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость не связано с получением информации об отражении в налоговой отчетности, и, как следствие, уплатой поставщиками налогоплательщика НДС при отсутствии доказательств получения Обществом необоснованной налоговой выгоды.
Обоснованность соответствующих вычетов подтверждается представленными заявителем в Инспекцию документами.
Соответствие счетов-фактур требованиям ст. 169 НК РФ, их оплата установлены судами, подтверждены материалами дела.
Факт оплаты товара по спорным счетам-фактурам Инспекцией не оспаривается.
Наличие у Общества права на применение налоговой ставки 0 процентов Инспекция не оспаривает, что нашло отражение в решении от 22.11.2007 N 521.
Ссылка Инспекции на отсутствие контрагента заявителя -ООО "Симплекс" по адресу, указанному в спорных счетах -фактурах в рамках довода налогового органа о несоответствии счетов-фактур требованиям ст. 169 НК РФ, представление контрагентом заявителя нулевой налоговой отчетности при недоказанности Инспекцией получение заявителем необоснованной налоговой выгоды правомерно признана арбитражным судом несостоятельной.
Действующим законодательством - Налоговым кодексом РФ не установлена возможность возмещения НДС из бюджета лишь при условии установления акта уплаты НДС в бюджет его поставщиком и ненахождения его по адресу, указанному в счетах-фактурах, на момент налоговой проверки.
Указанные документы также не включены в перечень документов, представление которых необходимо в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ для подтверждения налоговых вычетов.
Согласно п. 10 постановления от 12.10.2006 N 53 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды; налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Поскольку Инспекция не представила доказательств о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды в рамках довода о полноте уплаты налога в бюджет контрагентом заявителя, суд с учетом требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ, п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды, правомерно не согласился с выводами налогового органа.
Доводы Инспекции были предметом оценки судов при рассмотрении дела по существу, им дана правильная правовая оценка.
Повторение тех же доводов в кассационной жалобе не принимается в качестве основания для отмены судебных актов, так как противоречит ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса, определяющей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Таким образом, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, всестороннее исследованы доказательства, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, правовые основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, проверены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, не опровергают выводы судов, а направлены на их переоценку.
Судами правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Поскольку глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика, учитывая, что при подаче кассационной жалобы налоговым органом государственная пошлина не была уплачена, в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 000 руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 26 июня 2008 года Арбитражного суда Московской области и постановление от 1 сентября 2008 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-6114/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Московской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.000 руб. (одна тысяча) по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2008 г. N КА-А41/11520-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании